Нет ничего страшнее культуры одиночества

Kонечно, более естественно, когда русский ребенок живет в России, а итальянский — в Италии. Его усыновляют иностранцы только в том случае, когда в своей стране родителей для него не находится. Но если посмотреть на эту ситуацию глазами ребенка, что он говорит: дайте мне родителей, семью. Ребенок не спросит: “От какой культуры вы меня отрываете?”. Единственная культура, от которой его отрывают — это культура одиночества. А когда ребенок вырастает и у него появляются “генетические проявления” — национальные, религиозные или патологические (он может быть из семьи алкоголиков или наркоманов и химически зависимым от рождения), это становится серьезной проверкой для его родителей, осознанности их решения, действительной готовности принять ребенка полностью, не выбирая по частям: хорошее возьму, плохое оставьте

Вчера в Голицинском кабинете храма св. блг. цар. Димитрия при Первой градской больнице по благословению Высокопреосвященного Кирилла, митрополита Смоленского, прошла встреча ассоциации “Амичи дей Бамбини” (итальянское движение семей, помогающих оставленным детям) с воспитателями российских детских домов и приютов. Цель встречи — рассказать об опыте усыновления детей в Италии.
Отказ от детей называют четвертой гуманитарной катастрофой 21 века, вслед за голодом, болезнями и войнами. Таких детей сегодня — 150 млн во всем мире и их число постоянно растет как в бедных странах Азии, Африки и Латинской Америки, так и в “богатой Европе”. Главная цель “Амичи дей Бамбини” – AiBi — найти для брошенных детей семью. Как рассказал президент Ассоциации синьор Марко Гриффини, в течении 20 лет, что он занимается этой деятельностью, он не может ответить на вопрос: как возможно, что ребенок, с которым случилась самая страшная трагедия в жизни и его бросила мать, так сильно верит, что она найдется? 14-летняя Ольга из Перу говорила: “Я уже десять лет живу в детском доме и каждый день верю, что меня усыновят”. “Я видел, что вера ребенка в то, что он может стать сыном или дочерью, очень велика. Она сохраняется, пока он не станет взрослым. И пока эта вера жива, надо что-то делать”, — говорит синьор Гриффини.
История движения началась с того, как несколько семейных пар, у которых не могло быть собственных детей, усыновили их. По мнению членов AiBi — усыновление — не частное дело, это то, что позволяет людям открываться: к другим людям, к Богу, принимая в свою жизнь ближнего и Христа. “Мы осознали, что наши дети — не наши. Они — дети Христа. Эти дети стали краеугольным камнем нашей жизни, тем самым, который “отвергли строители и который стал во главе угла” (Пс. 117). Мы стали рассказывать об этом семейным парам. Так из светского гуманитарного движения через 15 лет родилась католическая община “Отвергнутый камень”, основная миссия которой — служение брошенным детям и молитва за них.
По мнению членов общины — бесплодие — это особый дар. Обычно на бесплодие смотрят как на несчастье. Но если на это смотреть с верой, это может стать даром благодати. В Ветхом Завете в случаях рождения детей у бесплодных пар ребенок посвящался Богу. Бесплодным парам Господь дает особую миссию: принять брошенных детей.

КОММЕНТАРИЙ:
По словам присутствовавшего на встрече члена Епархиальной комиссии священника Александра Марченко, у Православной Церкви нет столь однозначной трактовки бесплодия — как промысла Божия к усыновлению. Для таких супружеских пар существует несколько путей: супруги, по обоюдной договоренности, могут уйти в монастырь, могут разойтись (в том случае, если одна из сторон знала о своем бесплодии до брака, но умышленно скрыла это), а могут и взять приемного ребенка. Это решение должно обсуждаться с духовником, потому что важно не только взять ребенка, но и воспитать его христианином.

В общине AiBi считают, что проблему брошенных детей нельзя решить деньгами. И здесь не помогут конвенции и конференции. Основная тактика общины — личное участие в судьбе оставленных детей. “Зло, которое родилось, когда родители оставили ребенка, нельзя отменить или уничтожить, так же как и боль ребенка. Но боль можно принять в свое сердце. И сделать это могут его отец и мать”, — считает сеньор Гриффини.
В AiBi уверены, что приемные дети должны обязательно знать о факте усыновления, ведь усыновление — это не позор, а свидетельство любви. Семьям, не способным иметь своего ребенка, это дает надежду.
AiBi работает везде, где есть оставленные дети: в приютах, детских домах, реабилитационных учреждениях. Движение ведет разнообразную деятельность, занимаясь организацией и поддержкой семейных детских домов; поиском и подготовкой (психологической, социальной и юридической) семей для оставленных детей; реабилитацией и поддержанием кровной семей для восстановления отношений с ребенком; международным усыновлением (Ai.Bi действует в 24 странах мира, в т.ч. России); социальной интеграцией детей в возрасте 18 лет и старше; созданием по всем формам деятельности обучающих программ, курсов, подготовкой специалистов.
После выступления синьора Гриффини специалисты AiBi социальный работник Моника Коломбо и психолог Лиза Ригобелло рассказали о том, как готовят к усыновлению семейные пары в Италии. Большое значение здесь отводится максимально полной осознанности потенциальными родителями своего шага.
На вопрос корреспондента сайта «Милосердие», почему движение стало заниматься международным усыновлением, сеньор Гриффини ответил, что законы Италии не позволяют усыновить ребенка, если живы его кровные родители, даже если они сидят в тюрьме, ведут асоциальный образ жизни и т.д. Таких детей можно взять под опеку, но такая форма подразумевает крайне узкие возможности патронатных родителей. Система патроната в России и в Италии несопоставима. Простой пример: чтобы отвести к врачу заболевшего ребенка, патронатным родителям надо спросить разрешения у кровных родителей. И так любое сколько-нибудь серьезное действие. Поэтому патронатная форма в Италии непопулярна, она не дает ни детям, ни родителям чувства определенности, спокойствия. А семей, хотящих усыновить детей, в Италии сейчас 50 тысяч. Из них 313 семейных пар, прошедших подготовку, сдавших “экзамен” на усыновление, а вот детей для них нет.
По мнению сеньора Гриффини, “конечно, более естественно, когда русский ребенок живет в России, а итальянский — в Италии. Его усыновляют иностранцы только в том случае, когда в своей стране родителей для него не находится. Но если посмотреть на эту ситуацию глазами ребенка, что он говорит: дайте мне родителей, семью. Ребенок не спросит: “От какой культуры вы меня отрываете?”. Единственная культура, от которой его отрывают — это культура одиночества. А когда ребенок вырастает и у него появляются “генетические проявления” — национальные, религиозные или патологические (он может быть из семьи алкоголиков или наркоманов и химически зависимым от рождения), это становится серьезной проверкой для его родителей, осознанности их решения, действительной готовности принять ребенка полностью, не выбирая по частям: хорошее возьму, плохое оставьте.
Несмотря на опыт, накопленный за 20 лет работы, синьор Гриффини отнюдь не считает, что «AiBi» знают о детях и усыновлении все. Недавно Ассоциация издала книгу по проблемам усыновления «161 вопрос и 160 ответов». Вопрос, оставшийся без ответа: «Верите ли вы, что ваш приемный сын или дочь – действительно ваш ребенок?»
Судя по затянувшемуся обсуждению и количеству вопросов, выступления итальянцев вызвали реальный интерес у российских педагогов. В заключении воспитатель детского дома «Павлин» выразила благодарность, отмечая, что нашла столько общего и близкого в подходе и проблематике AiBi к вопросам усыновления, что уже почти все понимает без перевода.



Карл Брюллов. Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью, итальянкой Амацилией Пачини

Соб. инф.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?