Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Не думала, что такое возможно, но оказалось, что я мракобес

Такое обвинение я в последнее время регулярно получаю от представителей медицинской профессии, которую безусловно и глубоко уважаю, в ходе интернет-дискуссий о вакцинации

Фото с сайта aafp.org

Думаю, не сильно ошибусь, если предположу, что слово «мракобесие» вызовет у читателя такие ассоциации, как горящий на костре инквизиции Джордано Бруно или охота на ведьм, что наводит на мысль о том, что я, вероятно, считаю вакцины орудием дьявола или коварных рептилоидов. А может быть – пишу о всемирном заговоре фармацевтов по подрыву здоровья невинных младенцев и призываю отказаться от прививок. Но ничего подобного я не делаю.

В чем же состоит мое мракобесие?

Если коротко, то я считаю, что при всей важности и полезности вакцинопрофилактики она должна проводиться на основе добровольного информированного согласия пациента или его законного представителя, как это закреплено в соответствующем законе РФ сегодня.

Я также думаю, что если для врачей важно доверие пациента, необходимо вести откровенный разговор об осложнениях, неукоснительно фиксировать и тщательно исследовать все случаи заболеваний в поствакцинальный период.

Со временем в результате научного анализа полученных данных можно постепенно выявлять те группы пациентов, которые являются уязвимыми для той или иной вакцины либо иммунизации в целом. Такие дети и взрослые должны получать медицинский отвод от прививок.

В перспективе подобный подход может привести к большему охвату граждан вакцинацией, так как пациенту незачем будет отказываться от прививки, если он знает, что к уязвимой группе он не относится.

Разумеется, это идеал, для достижения которого потребуется масса ресурсов, но это, на мой взгляд, гораздо более осмысленный подход, чем введение наказаний для тех граждан, которые по тем или иным причинам отказываются от вакцинации. Кстати, опыт ряда стран (например, США) демонстрирует, что патерналистский подход в современном здравоохранении не приносит желаемых плодов.

Очевидно, что такая точка зрения кому-то представляется мракобесной, однако она не оригинальна. В течение вот уже 20 лет я внимательно изучаю исследования, посвященные эффективности и безопасности прививок, регулярно публикующиеся в реферируемых научных медицинских журналах, и подобное отношение к вакцинопрофилактике характерно для ряда весьма уважаемых ученых.

В качестве примера приведу статью редактора Британского медицинского журнала доктора наук Питера Доши.

Несколько лет назад появилось даже новое направление в медицинской науке под названием «адверсомика». Термин adversomics происходит от словосочетания adverse reaction – негативная побочная реакция.

Пионерами этого направления стали отнюдь не «записные антивакцинисты, финансируемые сомнительными фондами», а ученые одного из крупнейших медицинских и научно-исследовательских центров мира – клиники Мэйо (Рочестер, США) Дженнифер Уитикер, Инна Овсянникова и Грегори Поланд.

Персонализированная медицина, по их мнению, должна заключаться не только в поиске таргетированных терапий (например, от рака), учитывающих индивидуальную ДНК пациента, но и в аналогичных подходах к профилактике, в частности, к вакцинации.

На этом пути уже есть определенные успехи. Так, ученые установили, что нарколепсия, тяжелое неврологическое осложнение вакцины от свиного гриппа Пандемрикс, поразила пациентов со специфическим и достаточно редким типом человеческого лейкоцитарного антигена (DQB1*06:02 – для тех, кому интересно).

Их иммунный ответ отличался от стандартного выработкой аутоантител к определенным клеткам центральной нервной системы. Эти клетки отвечают за продукцию гипокретина – белка, регулирующего сон, отсюда и нарколепсия – заболевание, характеризующееся дневными приступами непреодолимой сонливости и внезапного засыпания.

Удивительно то, что ссылки на научные работы, устанавливающие связь определенных вакцин с конкретными осложнениями, вызывают особенно сильное раздражение у моих оппонентов. Что только ни слышу я в свой адрес, обвинение в мракобесии – это еще не самое страшное.

«Не прививайтесь, если вы тупая. Даже лучше, пусть работает естественный отбор – и все тупые вымрут», – так написал мне уважаемый врач в одном из медицинских сообществ «Фейсбука».

Это, кстати, очень распространенная реакция, причем, заметьте, отнюдь не в ответ на призыв не прививаться, а лишь на констатацию того факта, что осложнения, пусть и редкие, у вакцин бывают. К тому же, констатацию, сделанною не мною, а вполне авторитетными учеными.

Впрочем, и тут я не одинока. Бурю негодования вызывает любое упоминание поствакцинальных осложнений, в том числе и родителями, чьи дети пострадали от них. В первую очередь, их обвиняют во лжи, даже в тех случаях, когда диагноз ребенку поставлен официально.

Такая история произошла с блогером Мариной Воропаевой, дочка которой получила очень редкое осложнение – синдром Гийена-Барре – от вакцины Приорикс. Ее обвинили не только во лжи, но и в подстрекательстве к отказу от вакцинации, хотя ничего подобного женщина не писала.

Фото с сайта khn.org

Однако, по мнению некоторых врачей, оставивших комментарии на ее странице, она должна была скрывать произошедшее с ее ребенком ради общего блага.

А на странице популярного педиатра матери пострадавшего от вакцинации мальчика (энцефалопатия после MMR, также поставленная официально в медицинском учреждении) заявили, что говорить о неврологических осложнениях прививок – все равно, что испортить воздух в приличной компании (и я еще смягчила оригинальную формулировку).

Но все эти примеры меркнут на фоне той травли, которой подверглась в социальных сетях весной нынешнего года роженица одного из Московских роддомов, старший ребенок которой болел корью.

Началось все с поста в «Фейсбуке» заместителя главного врача одной из детских поликлиник Москвы.

Сразу же оговорюсь: я уверена, что человек это вполне достойный, искренне пекущийся о благе своих пациентов, за что, не сомневаюсь, сотни семей ему благодарны. Тем печальнее выглядит ситуация, в которой он гневно клеймит лично не знакомую ему женщину на основании полученной от третьих лиц информации.

17 марта 2019 года на его странице появляется пост, озаглавленный «Корь. Про безмозглую яжемать и ЧП в роддоме». Думаю, заголовок более чем выразительный, и любые комментарии будут излишни.

В чем же суть обвинения? Как следует из поста, женщина приехала рожать, злонамеренно скрыв тот факт, что ее старший ребенок был госпитализирован с корью, и тем самым поставила под удар медицинских работников, бывших с ней в непосредственном контакте, а через них – беременных, рожениц и младенцев.

Пост очень быстро вышел в топ «Фейсбука», так как был многажды полайкан, откомментирован и воспроизведен другими блогерами, тоже по большей части не стеснявшимися в выражениях, включая и те, за которые штрафует Роскомнадзор.

Каких только наказаний ни призывали на голову бедной женщины. Нет, не все были живодерскими. Некоторые особенно прогрессивные блогеры делились своими мечтами о возможности цивилизованного подхода.

Хорошо бы, написала одна дама, подать в суд, который непредвзято рассмотрит дело и назначит незадачливой кормящей матери полное возмещение ущерба от закрытия роддома. Пусть будет наука тем, кто решит повторить опыт «безмозглой».

Не обошлось и без завоевавшего прочные позиции в подобных спорах социал-дарвинизма: «идиоты вымрут сами в результате естественного отбора». Ведь досталось женщине не только за то, что она, якобы, скрыла факт кори, но и за «тупой антивакцинизм».

И, разумеется, за мракобесие – куда же без него? При этом участники травли вряд ли отдавали себе отчет, что со стороны очень сильно напоминают улюлюкающую толпу вокруг виртуального ведьминского костра.

Скандал перерос социальные сети, о нем написали в популярных СМИ. Но через неделю-другую, тема сошла на нет.

Мне было интересно узнать, чем же закончилась эта история. Думаю, не я одна волновалась за новорожденных младенцев, которые могли быть инфицированы, ведь из-за этого, кажется, и сыпались проклятия на голову виновницы то ли торжества, то ли казни, то ли, как это случается в наших широтах, совмещенного мероприятия?

В поисках информации я наткнулась на замечательный финал истории на нескольких форумах. За достоверность его я поручиться не могу, но описанные события представляются мне очень похожим на правду. Чуть ниже я объясню, почему.

По новой версии, и женщина, и ее сын были полностью привиты от кори. Врачи больницы, в которую госпитализировали мальчика, затруднялись в постановке диагноза, первоначально не рассматривая корь, так как ребенок был вакцинирован. Окончательный же диагноз был поставлен ему в день выписки матери из роддома, так что она просто не имела возможности сообщить о нем при поступлении.

Фото с сайта medvestnik.ru

Почему это похоже на правду? Во-первых, форумы не антивакцинистские, а, скорее, наоборот. Кроме того, история не получила продолжения в СМИ, а посты врача, посвященные ЧП в роддоме, удалены, как и информация об этом на странице самого роддома.

Впрочем, нельзя исключить и того, что уважаемому доктору просто стало стыдно за инициированную им хейтерскую бучу, и он удалил свои филиппики именно поэтому, а не в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. С учетом того, что все младенцы живы и здоровы, я предпочту второй вариант.

Мракобесие – совсем не такое простое явление, как кажется некоторым. Они считают, что это отрицание научного прогресса, о котором, к тому же, только у них есть правильное представление.

Но наклеивание ярлыков, отказ от содержательного диалога, демонизация оппонента, оскорбление и призыв к санкциям, возбуждение хейтерства – это отрицание прогресса в сфере общественных отношений и этики. Возможно, это утверждение покажется кому-то пафосной банальностью, но без гуманитарного прогресса никакой научный прогресс не идет во благо человека.

Парадоксальным образом гуманизация пространства, в котором мы живем, способна спасти гораздо больше жизней, чем виртуальное выжигание каленым железом того, что кто-то решил считать мракобесием.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?