Настоящие герои: непридуманные истории прототипов Татьяны Лариной, инвалида из фильма «1+1» и других персонажей книг и фильмов

У многих героев книг и фильмов есть «двойники» в реальной жизни. Рассказываем об их жизни как есть, без выдумок и прикрас

Кадр из фильма «1+1». В роли Филиппа актер Франсуа Клюзе, в роли Абделя актер Омар Си. 2011, Gaumont

Судьбы прототипов часто бывают не менее захватывающими и интересными, чем то, о чем мы читали в романе или видели в кино. А часто – даже больше! Предлагаем вам узнать настоящие истории тех, о ком вы до сих пор знали лишь в художественной интерпретации. Имеем полное право сказать: наши статьи об этих людях действительно основаны на реальных событиях!

История Филиппа Поццо ди Борго, прототипа героя фильма «1+1»

Фильм о дружбе богатого парализованного инвалида и его опекуна из гетто – комедия. Так захотел сам Филипп Поццо ди Борго, продавая права на экранизацию. Но то, что зрители увидели в кино, – лишь малая часть его жизни. За кадром остались потеря пятерых нерожденных детей, тяжелая болезнь и смерть любимой супруги, депрессия, путь к Богу, усыновленные дети и новая любовь. В 2023 году Филипп умер. В материале «Я – настоящая боль» историю его жизни рассказала Татьяна Арестова.

Парализованным ниже шеи Филипп Поццо ди Борго прожил 30 лет, после того как разбился на параплане в Альпах. О своем недуге он шутил, что ему повезло быть не простым, а богатым паралитиком, графом с генеалогическим древом, которое уходит корнями в XV век. Но помогло не богатство, а встреча с алжирцем Абделем Селу. Оба были на обочине жизни – один инвалид, второй преступник, профессиональный вор, который обчищал туристов на улицах Парижа и отсидел за это два года.

Настоящая история Филиппа – не только то, что вошло в фильм «1+1», но и то, что было до и после описываемых событий. Женитьба на любимой женщине и потеря пятерых нерожденных детей – у супруги графа Беатрис не получалось выносить малыша. Затем ее долгая и, увы, безуспешная борьба с онкологией. Попытка Филиппа покончить с собой и приход к Богу. Борьба против эвтаназии. Наконец, второй счастливый брак, переезд в Марокко.

После смерти Филиппа Поццо ди Борго в память о нем остался не только фильм, но и две книги. Одна – его собственного авторства, под названием «Второе дыхание». Вторую, «Ты изменил мою жизнь», написал компаньон Филиппа Абдель Селу.

«Месье Поццо значит для меня не меньше, чем отец, – писал Абдель. – Он тот, кто восполнил пробелы в моем школьном образовании. До того как мы познакомились, я в шутку говорил, что мое образование – это аттестат «–6», имея в виду шесть потерянных лет. Теперь, наверное, у меня аттестат «–1». Он научил меня смирению, научил думать прежде, чем ответить, и даже прежде, чем начать действовать. У меня теперь два отца, две матери, черный двойник на киноэкране, жена, двое сыновей и дочь. Всегда были дружбаны, кореша, приятели, сообщники, подельники. Но месье Поццо – просто друг. Первый. И единственный».

История отца Александра Глаголева, прототипа героя романа «Белая гвардия»

Священник Александр Глаголев, настоятель храма Николы Доброго на Подоле, Киев
Священник Александр Глаголев, настоятель храма Николы Доброго на Подоле, Киев

В своем романе «Белая гвардия» Михаил Булгаков, сам того не зная, описал святого.

«Уныния допускать нельзя. Большой грех – уныние… Хотя кажется мне, что испытания будут еще. Как же, как же, большие испытания», – это слова отца Александра из романа. Его прототип – священник Александр Глаголев – жил в Киеве, долгие годы служил в храме Николы Доброго на Подоле, недалеко от дома Булгаковых. Писатель был близко знаком с ним, потому и вывел о. Александра в книге с почти фотографической точностью, «поселив» в церкви, где батюшка когда-то венчал Булгакова с его первой супругой Татьяной Лаппа.

Настоящий отец Александр Глаголев – личность историческая. Он принимал участие в знаменитом процессе Бейлиса, где встал на сторону обвиняемого и, пользуясь знаниями, доказал, что никакой речи не может идти о ритуальном убийстве, ведь евреям категорически запрещено употреблять любую кровь, тем более – кровь человека.

В материале Елены Симанковой «Священник Александр Глаголев доказал, что Бейлис не мог пить «кровь младенцев» мы рассказали всю историю жизни отца Александра, которого в 2019 году синод Украинской православной церкви Московского патриархата причислил к лику святых как мученика. В 1937 году он погиб в киевской тюрьме, вынеся пытки и не назвав никого из своих прихожан.

Сын отца Александра, священник Алексей Глаголев, оставался в оккупированном немцами Киеве и спасал евреев. Он удостоен звания Праведника мира.

История Барри Морроу и Кима Пика – прототипов героев фильма «Человек дождя»

Кадр из фильма «Человек дождя». Режиссер: Барри Левинсон, 1988
Кадр из фильма «Человек дождя». Режиссер: Барри Левинсон, 1988

О том, что Дастин Хоффман перед тем, как сыграть роль человека с аутизмом, много наблюдал за ними в реальности, широко известно. Дастин буквально по пятам ходил за савантом Кимом Пиком.

Ким Пик родился с непропорционально большой головой, черепно-мозговой грыжей размером с бейсбольный мяч на затылке, повреждением мозжечка и врожденным пороком, который характеризуется отсутствием мозолистого тела, которое в норме соединяет правое и левое полушария мозга. Ни одно из этих заболеваний обычно не ведет к одаренности. Ученые предположили, что нейроны мозга ввиду отсутствия мозолистого тела создали новые соединения, что привело к многократному увеличению объема памяти. Пик научился читать в возрасте 16 месяцев, в три года читал газеты и пользовался толковым словарем для разъяснения смысла незнакомых слов, к семи годам знал наизусть Библию.

При этом он был абсолютно не приспособлен к жизни, его психическая особенность повлияла на его внешность, координацию, ему нужна была помощь, чтобы одеться, почистить зубы. Ким жил благодаря преданности своего отца. Отец организовывал выступления сына в университетах, социальных учреждениях, на которых Ким демонстрировал свои необыкновенные способности.

В материале «Что не так с фильмом «Человек дождя» Ольга Головина рассказывает историю еще одного прототипа главного героя фильма, гениального аутиста Рэймонда Бэббита. Это Билл Сактер, человек с ментальной инвалидностью, который дружил со сценаристом фильма Барри Морроу.

Билла поместили в психиатрическую больницу семилетним ребенком, и с тех пор он никогда больше не видел свою семью. Спустя 44 года ему позволили жить в приюте и подрабатывать. Барри увидел необычного человека на рождественской вечеринке в клубе, где Билл работал посудомойщиком, и со временем они подружились. Барри водил Билла по городу, в музеи, помог сделать зубные протезы.   

Однажды Билла госпитализировали, и, так как у него не было родных, именно Барри поручили сказать ему, что придется срочно ампутировать ногу и вернуться обратно в психиатрическую клинику. Вместо этого будущий оскароносный сценарист стал опекуном Билла, перевез его в другую клинику, где смогли спасти ногу. Со временем, при поддержке друга и опекуна, Билл стал владельцем кофейни, а в 1980 году Барри Морроу снял телевизионный фильм, основанный на истории жизни Билла. Фильм получил два «Золотых глобуса» и сильно повлиял на отношение к людям с ментальной инвалидностью. Билл проснулся знаменитым и стал активистом по защите прав людей с инвалидностью. Президент Джимми Картер даже встретился с ним в Белом доме.

История княгини Софьи Щербатовой, прототипа Татьяны Лариной

Софья Степановна Апраксина. Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Москворецкого моста. Жерар Делабарт, 1797. Государственный Русский музей
Софья Степановна Апраксина. Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Москворецкого моста. Жерар Делабарт, 1797. Государственный Русский музей

Настоящую Татьяну Ларину звали княгиня Софья Щербатова. Она жила в XIX веке, а ее бабушку, вы удивитесь, считают прототипом старой графини в «Пиковой даме» – еще одном произведении Пушкина. Вот как причудливо связаны не только литературные, но и обычные человеческие судьбы.

В материале Алексея Митрофанова «Софья Щербатова: княгиня стала прототипом Татьяны Лариной и одной из крупнейших благотворительниц» можно узнать, что Софья Щербатова, в девичестве – Апраксина, принадлежала к одной из самых знатных и богатых семей.

Как и ее литературный портрет, любила книги, но не любовные романы, а античных философов. Встречалась на балах с Пушкиным (вероятно, потому и запомнилась). А в 19 лет вышла замуж за сорокалетнего князя Алексея Щербатова, генерала и героя, командующего Четвертым пехотным корпусом.

Когда дети выросли, Софья стала одной из видных и крупных благотворительниц и открыла в Москве Дамское попечительство о бедных. После смерти мужа – жертвовала всю его пенсию в пользу нуждающихся. Затем сотрудничала с легендарным доктором Гаазом в области медицинской помощи беднякам. Открывала приюты для ментальных инвалидов, школы, богадельни, комитет попечения о тюрьмах.

Настоящая Татьяна Ларина прожила 87 лет и была похоронена на Донском кладбище. Вряд ли Пушкин мог предвидеть такую судьбу для девушки, которую он встречал на балах и с которой отчасти списал свою героиню.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?