Епископ Вениамин (Воскресенский) из ссылки инструктирует своих чад о том, как добиться открытия храма! Память 5 октября

Священномученик Вениамин. Фото с сайта ru.wikipedia.org

Знали, на что шли

В 1921 году, во времена, когда гонения на Церковь сочетались с внутрицерковной демократией, священника Василия Воскресенского, уважаемого преподавателя Ярославской семинарии, жители избрали кандидатом в епископы. В том же году он принял монашество с именем Вениамин и стал епископом Тутаевским.

Демократия – демократией, а в те годы епископство означало открытый мировоззренческий вызов главной линии жизни в стране, со всеми вытекающими. Близким другом владыки Вениамина был Ярославский митрополит Агафангел (Преображенский). В единодушии и доверии легче переносились жестокие времена. Вскоре друзей-епископов арестовали, сначала митр. Агафангела, а чуть позже – еп. Вениамина.

«Блеск света и риз золотых» могут и закончиться в одночасье

Ссылки не разделили владыку Вениамина с его близкими. Он пишет письма и те доходят до адресатов.

Перед Рождеством Христовым он писал своим духовным детям:

«По­здрав­ляю с празд­ни­ком Рож­де­ства Хри­сто­ва! Ве­ро­ят­но, недол­го уже нам пре­бы­вать с ли­ка­ми и пес­ня­ми в блес­ке све­та и риз зла­тых в хра­мах Бо­жи­их. Го­ря­чее бу­дем петь и мо­лить­ся Рож­ден­но­му Мла­ден­цу в эти, быть мо­жет, по­след­ние дни на­ших хра­мов».

«Тес­нее со­би­рай­тесь под зна­мя хра­ма Хри­сто­ва в свя­тые дни Рож­де­ствен­ских празд­ни­ков, как на войне со­би­ра­ют­ся под зна­ме­на ар­мии в ре­ши­тель­ные мо­мен­ты. Враг Хри­ста на­сту­па­ет ярост­но на кре­по­сти Его – хра­мы Его».

Сделали ли вы что-нибудь, чтобы вам дали храм?

Разрушенные горельефы храма Христа Спасителя. Москва, 1931. Фото с сайта turbina.ru

В 1928 году повсеместно закрывали храмы, взрывали, или переделывали в тюрьмы, склады и пр.

«Вы пи­ше­те, что жить без церк­ви скуч­но, — отвечал владыка Вениамин на сетования в письмах свои чад. — Да, пе­чаль по­стиг­ла вас, пра­во­слав­ных лю­дей. Но сде­ла­ли ли вы что-ни­будь для по­лу­че­ния хра­ма?

<…> Ис­про­буй­те лич­ную де­ле­га­цию из двух че­ло­век сна­ча­ла в Яро­славль, а по­том и в Моск­ву. Об­щи­ми си­ла­ми со­бе­ри­те день­жо­нок на до­ро­гу; по­жерт­вуй­те сво­им вре­ме­нем, тру­дом и по­силь­ны­ми сред­ства­ми и про­си­те се­бе один храм. У вас – три: про­си­те се­бе один из них. Ес­ли пра­ви­тель­ство не бу­дет со­гла­шать­ся ни на один храм, про­си­те раз­ре­ше­ния устро­ить мо­лит­вен­ный дом.

Сек­тан­ты со­вер­ша­ют яв­но враж­деб­ные дей­ствия про­тив го­су­дар­ства: не ис­пол­ня­ют во­ин­ской по­вин­но­сти и в сво­ем уче­нии про­по­ве­ду­ют про­тив во­ин­ской по­вин­но­сти, и все же им раз­ре­ша­ют иметь мо­лит­вен­ные до­ма. Про­си­те и вы. Что та­кое мо­лит­вен­ный дом? Най­ди­те част­ное по­ме­ще­ние, при­спо­собь­те его для хра­ма. Пусть бу­дет он неболь­шой. Мож­но по­ми­рить­ся и с неболь­шим. Лишь бы бы­ла пра­во­слав­ная служ­ба.

Мож­но при­спо­со­бить не толь­ко дом, но и са­рай. Древ­ние хри­сти­ане при­спо­саб­ли­ва­ли еще худ­шие по­ме­ще­ния: под­зем­ные ка­ме­но­лом­ни.

Ес­ли вам раз­ре­шат, то мож­но сде­лать и луч­ше. При­об­ре­ти­те ле­су и по­строй­те про­стой ба­рак – он и явит­ся у вас цер­ко­вью. На­до хло­по­тать. Один раз не по­мо­жет, через неко­то­рое вре­мя хло­по­чи­те в дру­гой раз. По­тру­ди­тесь для Церк­ви и сво­е­го го­ро­да.

Без церк­ви от­вык­ни­те от Церк­ви. А по­ка – хоть из­ред­ка по­се­щай­те со­сед­ние при­хо­ды. Все тре­бы, та­ин­ства, мо­леб­ны, па­ни­хи­ды, ис­по­ведь, Св. При­ча­стие по воз­мож­но­сти со­вер­шай­те у со­сед­них пра­во­слав­ных свя­щен­ни­ков. К об­нов­лен­цам не хо­ди­те. Они толь­ко но­сят об­ла­че­ния и оде­я­ния свя­щен­ни­че­ские, но они не свя­щен­ни­ки».

У вас мелькнула мысль о «ликвидации» себя…

В 1930 го­ду вла­ды­ка пи­сал од­ной из сво­их ду­хов­ных до­че­рей, переживавшей тяжелые времена: «Над Ва­ми гря­нул неждан­ный гром, по­стиг­ла скорбь, да­вя­щая рас­су­док, вол­ну­ю­щая глу­бо­ко серд­це. «Го­ре кормящим в те дни», – пред­рек Спа­си­тель о ко­неч­ных вре­ме­нах.

Спа­си­тель из всех скор­бя­щих вы­де­лил и осо­бен­но по­жа­лел ма­те­рей с груд­ны­ми мла­ден­ца­ми.

Да­же от­цы, по Спа­си­те­лю, нрав­ствен­но не по­чув­ству­ют так, как ма­те­ри; Хо­тя про всех Он ска­зал: «Лю­ди бу­дут го­во­рить го­рам: «Па­ди­те на нас», и хол­мам: «По­крой­те нас». Но скор­би ищу­щих уте­ше­ния у гор и хол­мов – не на­ши скор­би. Мы еще толь­ко с цве­точ­ка­ми. Те­перь мы мо­жем от­ча­сти пред­ста­вить стра­да­ния бу­ду­щих скор­бей и со­по­ста­вить их с на­ши­ми. По­ка мы еще не до­шли до этих «гор и хол­мов».

Из ва­ше­го пись­ма слыш­но, что в пер­вые мо­мен­ты мельк­ну­ла у Вас мысль о «лик­ви­да­ции» се­бя. Но это не об­ви­ня­ет Вас.

Что та­кое Геф­си­ман­ская ночь? Это но­вое на­па­де­ние диа­во­ла на Хри­ста, взяв­ше­го на се­бя гре­хи че­ло­ве­че­ства. В чем со­сто­ят дей­ствия диа­во­ла в по­доб­ных мо­мен­тах? Он не со­зда­ет их, но поль­зу­ет­ся ими, толь­ко раз­ви­вая их воз­мож­ную ин­тен­сив­ность. Есте­ствен­ная пред­гол­гоф­ская тя­га серд­ца Хри­ста от гре­хов­ной но­ши взя­та бы­ла диа­во­лом для уси­ле­ния ея, для до­ве­де­ния тос­ки до от­ча­я­ния, до от­ре­че­ния, до па­де­ния, до смер­ти.

В Иуде этот на­тиск был для диа­во­ла уда­чен. Ко Хри­сту он да­же не при­ро­дил­ся. Но лю­ди немощ­ны, к ним при­рож­да­ет­ся. То есть от мыс­ли, воз­буж­да­е­мой диа­во­лом в ду­ше, воз­ни­ка­ют же­ла­ния, воз­буж­да­ют­ся на­стро­е­ния; у од­них раз­ви­ва­ют­ся до по­след­ней сте­пе­ни.

В этом-то и со­сто­ит осо­бен­но ра­бо­та диа­во­ла: он, как куз­нец, ме­ха­ми да уго­лья­ми раз­ду­ва­ет воз­ник­шее в ду­ше на­стро­е­ние.

И ес­ли че­ло­век под­да­ет­ся, раз­ви­тие на­стро­е­ния идет быст­рым тем­пом и ин­тен­сив­ны­ми сте­пе­ня­ми. Тут-то и воз­ни­ка­ют «убий­ствен­ные» идеи и же­ла­ния; или же они вну­ша­ют­ся вра­гом и, на­хо­дя бла­го­при­ят­ную поч­ву, охот­но при­ни­ма­ют­ся ду­шой, на­ми же уси­ли­ва­ют­ся и до­хо­дят ча­сто до сво­е­го кон­ца.

У дру­гих раз­ви­тие на­стро­е­ния за­дер­жи­ва­ет­ся мо­лит­вой, и ра­бо­та диа­во­ла от­вер­га­ет­ся. Как в пер­вом слу­чае, так рав­но и во вто­ром од­новре­мен­но дей­ству­ет и бла­го­дат­ная си­ла. Но в пер­вом бла­го­дат­ная си­ла в че­ло­ве­ке, под­да­ю­щем­ся вра­же­ско­му вну­ше­нию, не на­хо­дит поч­вы; во вто­ром она при­ни­ма­ет­ся и про­яв­ля­ет­ся как со­дей­ству­ю­щая.

С Ва­ми и про­изо­шла та­кая неви­ди­мая ду­хов­ная по­бе­да над диа­воль­ской ра­бо­той, пы­тав­шей­ся ис­поль­зо­вать бед­ствен­ное со­сто­я­ние опе­ча­лен­ной ду­ши Ва­шей. Воз­бла­го­да­ри­те Гос­по­да за по­мощь Вам. При­слу­ши­вай­тесь и да­лее к го­ло­су и во­ле охра­няв­шей Вас бла­го­дат­ной си­лы.

Долж­ны ли мы все это го­во­рить по­сле уже со­вер­шив­ше­го­ся? И по­лез­но ли го­во­рить это се­бе? Долж­ны и по­лез­но. Мысль на­зад – преж­де все­го объ­яс­нить про­ис­шед­шее в на­сто­я­щем – рас­кры­ва­ет хо­ро­шо ме­сто на­шей лич­но­сти в со­вер­шив­шем­ся де­ле и тем мно­го уме­ря­ет вол­не­ние на­шей ду­ши.

Ука­зы­ва­ет­ся нам на вы­со­кие при­ме­ры, в част­но­сти древ­не­го пра­вед­ни­ка Иова. Но эти при­ме­ры для нас вы­со­ки.

Еван­ге­лие го­во­рит об этой вы­со­те. И апо­стол Иа­ков по­вто­рил: «Тер­пе­ние Иова слы­ша­ли?» Да, Апо­стол мо­жет это ска­зать. Апо­стол сам был на этой вы­со­те. Мы – немощ­ны. А он же, «сам ис­ку­шен быв, мо­жет и ис­ку­ша­е­мым по­мо­щи». Та­кой ска­жет прав­ди­во и есте­ствен­но.

Но каж­дый из нас мо­жет по­ду­мать: па­дать или не па­дать ду­хом? Не па­дать ду­хом – это по на­шим си­лам. А на­до всем этим: бу­дем мо­лить Бо­га о по­мо­щи – мо­лить о по­мо­щи всем нам…»

А женщина-то, оказывается – труженица!

«Мы, му­жи­чье, непри­част­ные к хо­зяй­ству, все­гда ду­ма­ем, что обед го­то­вит­ся сам со­бою, что все до­мо­вод­ство «пу­стя­ки», ни­че­го не сто­ит, — пишет владыка диакону А. в ответ на его недоумения. — И я так всю жизнь ду­мал, а те­перь уви­дел и узнал, что жен­щи­на – ве­ли­кая тру­же­ни­ца в сво­ем де­ле.

Гос­подь был в до­ме Ла­за­ря. Ма­рия си­де­ла у ног Спа­си­те­ля, слу­шая Его уче­ние, Мар­фа хло­по­та­ла по до­му с уго­ще­ни­ем. Гос­подь лю­бил Мар­фу, ко­то­рая без­ро­пот­но, в сми­ре­нии, с усер­ди­ем, с лю­бо­вью к лю­дям несет свое зем­ное бре­мя.

Но, впро­чем, суть слов Его в том, чтобы де­ло­вое бре­мя не по­гло­ща­ло всей ду­ши и не ма­те­ри­а­ли­зо­ва­ло ее.

Мар­фа, бу­дучи хло­пот­ли­вой хо­зяй­кой, зна­ла хо­ро­шо и де­ло спа­се­ния, хо­ди­ла по вре­ме­нам за Гос­по­дом и лю­би­ла Его не ме­нее Ма­рии. И мы, силь­ные, не це­ни­ли это­го (на­при­мер, я).

Новое время указывает и новые пути молитвы

Священномученик Вениамин (Воскресенский). Источник: fond.ru

12 ян­ва­ря вла­ды­ка пи­сал свя­щен­ни­ку Алек­сан­дру Со­ко­ло­ву в се­ло Пе­ре­слав­це­во: «Как празд­ну­е­те ныне Рож­де­ство Хри­сто­во, мно­го ли бы­ло на­ро­ду в церк­ви, хо­ро­шо ли бы­ло пе­ние? Сла­ви­ли ли по при­хо­ду? Уже­ли по­след­нее долж­но пре­кра­тить­ся?

Те­перь но­вое вре­мя ука­зы­ва­ет нам и но­вые пу­ти мо­лит­вы. По­се­щай­те ча­ще сво­их ду­хов­ных де­тей и непре­мен­но каж­дый раз со­вер­шай­те об­щую до­маш­нюю мо­лит­ву с чте­ни­ем Еван­ге­лия. На­ши ду­хов­ные де­ти очень ма­ло на­уче­ны Еван­ге­лию. В про­по­ве­дях мы ма­ло из­ла­га­ли Еван­ге­лие, а бо­лее все­го за­ни­ма­лись в них мо­ра­лью. От­то­го при­хо­жане ма­ло зна­ют о Хри­сте и Его До­ме».

Состояние здоровья, за которое владыка Вениамин благодарил Господа, тюремный врач диагностировал как критическое, обнаружив эмфизему, миокардит, кровоизлияние в мозг, паралич правой стороны тела, нарушения речи.

Врач ходатайствовал об освобождении владыки Вениамина, но власти вынесли приговор о десятилетнем заключении больного епископа в концлагерь. Приказ остался невыполненным: владыка скончался. Его погребли в безвестной могиле в 1932 году.

Епископ Вениамин был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Память святого совершается 5 октября.