Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

«Мой родственник на СВО, чем я могу ему помочь?» Шесть полезных текстов для тех, кто хочет действовать

Рассказываем о том, как найти пропавшего без вести на СВО и почему в этих поисках не стоит обращаться к колдунам, экстрасенсам и гадалкам. Объясняем, чем действительно можно помочь, если ваш родственник находится в плену, а чего по соображениям безопасности делать не стоит. С помощью психолога разбираемся, какой может быть действенная помощь при военном ПТСР. И публикуем тексты молитв за воинов

СВО
Фото: Александр Полегенько/ТАСС

Специальная военная операция продолжается с февраля 2022 года. Она так или иначе коснулась многих семей: одним пришлось покидать зону боевых действий и стать беженцами, другим – защищать страну.

С самого начала у семей военных было очень много вопросов о том, как они могут помочь своему близкому человеку, если даже связь с ним на фронте зачастую отсутствует или прерывается. Редакция портала «Милосердие.ru» по мере сил старалась находить ответы на эти вопросы. Так появились наши материалы, которые помогают женам, матерям, сестрам и подругам воинов сориентироваться в потоке информации. Для удобства мы решили собрать эти тексты в единую «энциклопедию», в которой каждый сможет получить сведения, необходимые в данный момент.

Как найти пропавшего без вести на СВО

Коллаж

Что делать, если близкий человек в зоне боевых действий перестал выходить на связь и его объявили пропавшим без вести? Эффективный алгоритм нашла Юлия Карпухина: в материале «Как найти пропавшего без вести на СВО. Инструкция от офицера десантно-штурмового батальона» она излагает его со ссылкой на человека, который имеет фронтовой опыт. Он согласился побеседовать с нашим изданием на условиях анонимности.

Первое, с чего стоит начать: правила элементарной безопасности. В своих поисках нужно четко взвешивать, какую информацию о близком и о себе вы выкладываете в открытом доступе, поскольку эти данные могут стать достоянием мошенников и повредить не только вам, но и самому военному и его сослуживцам, поскольку форумы и чаты, посвященные поиску, отслеживает в том числе и вторая сторона вооруженного конфликта. Приучите себя никогда не упоминать названия населенных пунктов, где находится боец. Номера воинской части, личные данные бойца в свободном доступе не должны быть никогда.

Далее – четкий алгоритм.

Во-первых, обратитесь в часть, к которой был приписан боец. Командир по вашему запросу обязан предоставить информацию о человеке, который не выходит на связь с родными, и прояснить его статус (ранен, пропал, убит или находится на задании).

Во-вторых, заберите выписку из приказа, если статус «пропал без вести» был подтвержден.

В-третьих, ищите сослуживцев бойца – это свидетели, которые могут что-либо знать.

В-четвертых, ищите волонтеров, которые были в районе пропажи вашего близкого, и просите информацию и свидетельские показания у них.

В-пятых – сдайте ДНК. Это позволит быстрее идентифицировать тело, если оно будет найдено. В идеале ДНК должна сдавать мать.

В-шестых, изучите социальные сети – чат родственников той воинской части, где служит боец, и ту группу ВК, где общаются жены бойцов из его части. Внимательно читайте паблики, просматривайте любые доступные видео с пленными, ищите в госпиталях. Это поможет найти хотя бы косвенные данные о вашем близком. В материале вы найдете подробности по каждому из шагов и советы о том, как не попасться на удочку мошенников и откровенных преступников.

Мой близкий в плену, как я могу ему помочь

Коллаж

Информация о том, что человек попал в плен, может поступить из разных источников: иногда сам военный находит возможность связаться с семьей, часто звонят или пишут с подобными сведениями с украинской стороны. Отнеситесь к этому критически, проверяйте и перепроверяйте все, и ни при каких условиях не вступайте в торг, не переводите денег и фиксируйте все сообщения, фото- и видеоматериалы, которые вам присылают. Такие советы, среди прочих, можно встретить в материале Елены Симанковой «Мой близкий в плену. Чем я могу ему помочь?».

Когда семья обладает точной информацией о том, что их близкий человек находится в плену, необходимо довести ее до официальных властей, а также до общественных и благотворительных организаций, которые могут помочь с обменом. Важно собрать доказательства – скриншоты с видео, на котором присутствует военный, расшифровки записей разговора с ним, свидетельские показания (в этом случае просите свидетеля записать их собственноручно, поставить подпись и сфотографироваться с документом). Далее составляется единый документ, в его шапке указывается как можно большее число адресатов – организаций и официальных лиц, которые могут оказать содействие. Укажите в этом документе все обстоятельства пленения и напишите: «Прошу включить этого человека в списки на обмен».

Обращайтесь в Минобороны, военную прокуратуру, к омбудсменам, региональному и российскому. Также вопрос возвращения пленных курирует депутат Государственной думы Шамсаил Саралиев – обратиться к нему можно в том числе через телеграм-канал. В статье вы найдете практические советы по поиску военных и возвращению их из плена и узнаете, как можно подготовиться к его возвращению.

Почему не надо ходить к экстрасенсам

Коллаж

«Ищу отца, позывной… Последний раз выходил на связь 2 месяца назад. Числится без вести пропавшим. Умоляю, посмотрите!» – просит девушка в одном из телеграм-каналов. В комментарии ей отвечают экстрасенсы: «ищите в моргах», «ранен, может погибнуть от плохого лечения», «идет погибшим, возможно, в коме», «через загробный мир посмотрела: его там нет», «находится в казенном доме, жив, но немного приболел», «хоронить его будете зимой» – и так далее. Люди, потерявшие близких в ходе боевых действий, часто пытаются находить хотя бы какую-то информацию, пользуясь услугами гадалок и эзотериков. В материале «Близкие пропавших без вести ходят к экстрасенсам и гадалкам. Почему этого не надо делать» Юлия Карпухина объясняет, как действовать в этой ситуации и как не попасться на уловки опасных обманщиков.

Психологи предупреждают, что, если обращаться к экстрасенсам, у человека формируется магическое мышление, которое со временем лишает его логики и трезвого взгляда на жизнь, которые так нужны, чтобы принимать взвешенные решения и реагировать быстро и адекватно на любые изменения ситуации. Кроме того, через экстрасенсов также может произойти утечка личных данных. И самое главное – теряется драгоценное время. В то время как можно было бы искать сведения, стучаться в кабинеты официальных лиц, искать свидетелей, родственник, «успокоенный» экстрасенсом и верящий, что его близкий жив, не предпринимает ничего.

Об опасности обращения к гадалкам говорят и православные священники, в том числе те, что окормляют бойцов на передовой. Кроме очевидной мысли о том, что это – тяжкий грех, такие гадания говорят о нашем недоверии к Богу и, напротив, доверии к тому, кто якобы передает «информацию». Человек также забывает о молитве, которая в этот момент могла бы быть особенно сильной и принести свои плоды. «Приступая к поискам пропавшего без вести бойца, мне кажется, самое главное – это быть готовым к любой информации, – говорит настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы с Пароменья города Пскова протоиерей Алексий Воронюк, который постоянно ездит в зону СВО. Что это значит? Помнить про благой промысел Божий. Бог ничего не пошлет выше нашей меры и того, что нам навредит. Потому что Он любящий Отец. Даже родители не так любят свое чадо, как любит его Бог. Когда мы теряем своих близких, мы знаем, что расстаемся с ними временно. И должны постараться сделать свою жизнь такой, чтобы там, в Небесном Отечестве, мы с ними вновь встретились».

Как помочь при военном ПТСР 

Ольга Павлова
Ольга Павлова. Фото: Ольга Кардашова

У участников спецоперации, вернувшихся домой, может развиться посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Поэтому семье и близким военного так важно знать об этом заранее, готовиться и не совершать ошибок. О том, какой может быть помощь при военном ПТСР, в материале «Я даже не представляю себе, что ты пережил» рассказывает Дарья Менделеева. Экспертом для этого текста выступила кризисный психолог Ольга Павлова, которая работала в составе международных гуманитарных миссий в России и за рубежом, помогала заложникам в Буденновске и Беслане, а сейчас занимается индивидуальным консультированием и обучением специалистов в области помощи людям с ПТСР.

В тексте вы найдете массу важной информации и практические советы о том, как родственники могут общаться с комбатантами (так называют лиц, принимавших непосредственное участие в военных действиях), чтобы не спровоцировать травматические реакции.

Важно, например, заранее подготовиться к возвращению военного – собрать информацию о ПТСР, найти группу поддержки, например, среди таких же жен или матерей. Хорошая новость в том, что военное ПТСР бывает далеко не у всех, так что заранее бояться не стоит. Как не стоит и думать, что человек придет «ненормальным» – такое отношение только усугубит его переживания.

Есть и правила общения. В основном они касаются того, чего нельзя делать и говорить по отношению к комбатанту. Итак:

– Не стоит просить человека рассказать о пережитом на войне, поскольку это может способствовать новой травме.

– Если человек сам заговорил о произошедшем, нужно быть готовым его выслушать, только безоценочно.

– Нельзя говорить: «Я тебя понимаю». Правильная фраза: «Я даже не представляю себе, что ты пережил».

– Не стоит обесценивать поступки человека или срок его пребывания в травмирующей ситуации.  Психологическая устойчивость у всех разная.

– Нельзя говорить человеку, что он ненормальный.

– Нельзя на него обижаться и говорить о том, что он изменился, стал другим – это глубоко ранит.

Из этого материала вы узнаете много о военном ПТСР и о действенных приемах помощи.

Как молиться о воинах – живых и пропавших без вести

Коллаж

Портал «Милосердие.ru» – христианское СМИ. Мы верим, что помощь может быть не только деятельной, но и молитвенной. Молитва поддерживает и родственников, которые ожидают своего воина с поля боя, и его самого. Зачастую молитва – единственный способ поддержать человека на военной службе. Даже краткое «Господи, помилуй!», произнесенное от сердца, может творить чудеса.

В материале «Молитвы о воинах. Как молиться за тех, кто находится на военной службе?» мы собрали тексты основных молитв и истории святых, которые помогают на поле брани. Помните, что молиться можно и своими словами, и по текстам молитв, как в храме, так и дома, и в любом другом месте. Также можно читать любые заздравные молитвы, молитвы Божией Матери, святым, в том числе небесному покровителю воина.

В материале «У Бога все живы». Как и кому молиться о пропавших без вести воинах» речь идет о молитвенной помощи семьям тех воинов, информации о которых нет, и не ясно, жив человек, находится в плену или уже умер.

Важное уточнение – его в тексте дает казанский священник Владимир Горновский, который проводит встречи с родственниками военных, – молиться о пропавших без вести нужно как о живых, а в записках на литургию указывать «без вести пропавший», тогда батюшка, поминая в алтаре, сам помолится так, как сочтет нужным.

В материале вы найдете тексты основных молитв, информацию о группах молитвенной поддержки и истории тех, кто вернулся домой по молитвам близких.

Также ценны слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина), который отвечал на похожий вопрос одной из своих духовных чад: «Дорогая о Господе М.! У Бога нет мертвых, у Него все живы. А по правилам церковным, пока не установлена истина, пять лет молятся за пропавшего как за живого, только с добавлением слов: «без вести сущаго <имя>». Подавайте о нем почаще за литургию, и Господь приоткроет тайну его исчезновения, но не мне, а матери».

При поддержке фонда президентских грантов
Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?