«Чувствую себя не инвалидом, а сверхчеловеком»

Первый в России конькобежец на протезе Федор Меркульев свои самые большие спортивные надежды связывает с прыжками в высоту

Фото со страницы Федора на сайте vk.com

Федор Меркульев, рабочий уральской железнодорожной станции Челябинск-Главный, еще утром был уверен, что доработает смену и пойдет с друзьями в кино. Но из-за ошибки коллеги Федора «задел» многотонный вагон и оторвал левую ногу. Планы на жизнь пришлось изменить.

Сейчас Федор говорит: если бы не этот случай – он не исполнил бы своей давней мечты – не стал бы профессиональным конькобежцем.

Первый месяц было трудно

С момента травмы прошло два с небольшим года. Самым трудным оказался первый месяц.

«Когда я все осознал, впал в депрессию, – рассказывает Федор. – Первая мысль была: «Кому я такой нужен?». Но пришла мама и сказала: «Мы справимся»».

За месяц в больнице Федора навестили около ста человек – родственники, друзья, коллеги, сокурсники, и даже те, кого он давно не видел.

Все приносили подарки, говорили добрые слова. Это реально помогло.

«Я сейчас думаю, что от поддержки окружающих на 70% зависит, насколько быстро человек придет в себя. Самое главное – выдержать этот временной отрезок – первые месяц-два», – говорит Федор.

Занимал мозг, руки и время

После выписки из больницы Федор, правильно решив, что «не один он такой», начал искать информацию в интернете о похожих случаях и наткнулся на биографию американки Эйми Маллинз. Еще в детстве девочке ампутировали обе ноги ниже колена. Сейчас Эйми – актриса, фотомодель, спортсменка, и она первая тестировала карбоновые стопы и ставила личные рекорды в беге и прыжках в длину.

Другой пример, вдохновивший Федора, – гонщик «Формулы-1» Алессандро Дзанарди. В аварии на соревнованиях он потерял обе ноги, но несколько лет спустя вновь сел за руль гоночного болида. Алессандро – чемпион летних Паралимпийских игр 2012 года в Лондоне. Он выиграл две золотых медали на дистанциях 16 и 64 км в гонках на ручных велосипедах.

«Я тоже выбрал спорт, – говорит Федор. – Хотя неважно, что выбрать,

главное – нужно найти на этом первом трудном этапе какое-то занятие – стругать, паять, коробки собирать.

И важно, чтобы дело тебе нравилось, чтобы мозг руки и время были заняты».

Чтобы получить протез, был лично активным

Вскоре перед Федором встал вопрос о протезе. Сегодня его часто находят в ВКонтакте и спрашивают, как он получил протезы. У Федора проблем с протезированием не возникло. Впрочем, он допускает, что все зависит от конкретного региона.

Фото со страницы Федора на сайте vk.com

«Схема действий довольно простая: человек с ампутацией имеет право протезироваться на любом протезном заводе страны, главное, чтобы государство это оплатило, – объясняет Федор. – У нас в Челябинске есть такой завод, и я туда позвонил. Меня поставили на очередь, определили комплектацию протеза, посчитали общую стоимость. Затем я обратился в Фонд соцстрахования, где мне подтвердили оплату».

Основной протез, на котором передвигается Федор, собран из немецких запчастей. Он обошелся в 372 тысячи рублей. Срок эксплуатации – 2 года.

«Лимит по протезированию, конечно, есть. Человек, получивший травму на производстве, обслуживается в первую очередь и имеет право на более дорогой протез. Чем проще травма или если она бытовая, тем сложнее получить протез. Но это не значит, что и мне не пришлось побегать. Я почти каждый день ходил, напоминал о себе. Вообще, если человек на виду, занимается спортом, полезным делом и не стесняется о себе говорить – ему легче получить дорогостоящий протез».

Сейчас у Федора третья группа инвалидности. За счет надбавки за потерю трудоспособности, пенсия, по меркам региона, получается довольно высокая. Плюс появилась возможность заниматься новым делом.

«Я был совсем обычный, жил, как все люди живут – работа – учеба – отдых. В выходные гулял с друзьями, ходил в клуб. Потом семья, дети, ипотека…  все по накатанной. И никаких особых целей. Зато теперь какие открылись возможности, перспективы…

Я даже благодарен судьбе, что так случилось. И свою железную ногу никому не отдам».

Фото со страницы Федора на сайте vk.com

Бегаю и прыгаю

В детстве Федор мечтал стать фигуристом. Когда рассказал об этом маме – она удивилась, но отвела сына на каток. Успехи у Феди были хорошие.

«А вот на протезах вначале у меня ничего не получалось. Я передвигался по льду, держась за бортик. Было непонятно, встану ли на коньки вообще? Я злился, расстраивался, – говорит Федор. – Больше десяти сеансов понадобилось, чтобы я, как в детстве, катился на двух ногах ни за что не держась».

Коньки не единственный вид спорта, которым занимается Федор Меркульев. Еще легкая атлетика: бег, прыжки в высоту и скалолазание.

«Бегом – на 60 и на 100 метров в закрытом и открытом манежах – занимаюсь, чтобы держать в спортивном тонусе здоровую ногу. Если у нас с тренером Михаилом Сапаровым получится организовать сборную, то в сентябре этого года поеду в Париж, где пройдет Чемпионат мира по параскалолазанию.

Фото со страницы Федора на сайте vk.com

Но самые большие надежды я связываю с прыжками в высоту. Начал готовиться к паралимпиаде, которая пройдет в Японии в 2020 году. На днях вернулся из Новочебоксарска, с Чемпионата России по легкой атлетике. Взял высоту метр сорок – бронзу».

Хочу зарегистрировать новый вид спорта

Ближайшие 10-12 лет Федор хочет отдать спорту. Сейчас он учится в Уральском государственном физкультурном университете, на тренера широкого профиля. Есть у него мечта – открыть школу для детей с поражением опорно-двигательного аппарата. Скорей всего, это будет школа по скалолазанию.

Еще одна мечта Федора – зарегистрировать новый вид спорта.

«Сейчас в паралимпийском списке нет видов спорта, связанных с коньками, – объясняет он. – Я хочу зарегистрировать конькобежный спорт. Для этого нужно заниматься им не менее года и найти пять человек, которые будут приезжать на сборы и тренироваться. Должны проводиться Чемпионаты мира. Тогда, возможно, Всемирная комиссия его признает. Для начала нужно организовать сборы, это трудно, но, думаю, реально».

Еще Федор подумывает об организации в Челябинске или в Москве показа мод, где будут участвовать модели на протезах или других альтернативных способах передвижения.

Протез – это ведь не просто кусок металла или пластика. Он может стать настоящим произведением искусства, если сделать для него специальную накладку с фантазийным рисунком.

«Я знаю по крайней мере одного мастера в Челябинске, который такие делает, – говорит Федор. – Надеюсь, со временем мне удастся собрать команду».

Ко мне часто подходят дети

На вопрос, чувствует ли Федор себя инвалидом, он отвечает: «Я чувствую себя почти сверхчеловеком. Сейчас ощущаю себя в десять раз сильнее, чем был до того».

Протезы Федор не прячет.

Фото со страницы Федора на сайте vk.com

«Я обрезал все брюки и хожу с открытым протезом весь год. Каждый день. Если спрашивают, зачем, объясняю, что железное колено закусывает штанину.

Ко мне часто подходят дети. Они же любопытные, интересуются, а что это, а как работает «эта штука» и почему у меня она есть, а у него нет. Я с удовольствием рассказываю, как и что там крутится.

Бывает, что мамочки с криками «не смотри на него!» оттаскивают от меня детей. Я не обижаюсь, жаль только, что родители сами детей так настраивают, а потом дети вырастают невеждами».

Но в целом реакцией людей Федор не обижен. «Глядя на меня, многие и сами как-то приободряются. Так что мой протез и моя обрезанная штанина – отличная мотивация для обычных двуногих».

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?