Не умея толком водить, подростки массово пересаживаются на «облегченные мотоциклы» – питбайки, для управления которыми нужно сдавать на права и знать ПДД. Питбайки вообще относятся не к средствам передвижения, а к… спортинвентарю. Как футбольный мяч или хоккейная клюшка.
Только в первом полугодии 2025 года, по отчетам МВД, погибли 10 несовершеннолетних водителей на питбайках, ранено 235. По другим данным, речь идет о более чем 2000 пострадавших подростках. Большинство аварий произошло на дорогах общего пользования и на больших трассах, хотя по закону водителям питбайков просто запрещено на них выезжать.
Почему происшествия с питбайками невозможно предотвратить и как сделать так, чтобы тинейджеры, а особенно их родители, покупающие подобную «игрушку» своему ребенку, задумались о грозящей смертельной опасности до того, как произошло непоправимое? Разбираемся вместе с экспертами.
Без шлемов и защиты выезжают на главную дорогу
Подростки за рулем питбайков совершенно не соблюдают элементарных правил безопасности – пренебрегают шлемами и защитной экипировкой, регулярно нарушают ПДД – например, выезжают на главную дорогу со второстепенной, не обращая внимания на оживленное движение.
Так, в августе 2025 года на Ставрополье трое подростков буквально влетели в бетономешалку, которая ехала по главной дороге. С тяжелейшими травмами они были доставлены в больницу, двоих спасти не удалось.
«Взрослые водители не всегда успевают вовремя заметить питбайк, внезапно выскочивший перед ними. Но тут следует учесть, что питбайк и не предназначен для использования на дорогах общего пользования. К тому же ездить на нем можно без опыта, а шлемы и защитную экипировку вообще используют единицы, – объясняет Алла Матяш, руководитель программы «Адресная помощь пострадавшим в ДТП». – Результатом такой беспечности становятся тяжелые травмы, долгие годы лечения и восстановления, нередко инвалидность».
Питбайк стоит дешевле навороченного смартфона
Эксперты рассказывают, что особенно много аварий с питбайками стало в последние 10 лет, когда в 2015 году в Россию потоком хлынула дешевая техника из Китая.
Дело усугубляется еще и тем, что на самом деле питбайки не являются средством передвижения, они относятся к категории спортинвентаря и предназначены только для езды по мотокроссовым трассам или специальным закрытым площадкам. За чем, увы, никто не следит.
«Питбайки не регистрируются в ГИБДД, у них нет светового оборудования (фар и поворотников. – Ред.), поворотников, фар и стоп-сигналов. Объем двигателя питбайков варьируется от 50 до 150 куб. см, что в основном гораздо меньше мощности обычных мотоциклов (средний – 125 куб. см)», – рассказывает Александр Джеус, президент Федерации мотоциклетного спорта России.
Они и легче стандартных внедорожных мотоциклов: весят всего от 50 до 100 кг. А стоят на распродажах от 24 000–27 000 рублей. Дешевле навороченного смартфона. Средняя же цена – 50 000–60 000, редко какой оснащенный экземпляр продают больше чем за 100 000–150 000 рублей. Питбайк можно купить дистанционно на любом маркетплейсе. Но делают эти приобретения отнюдь не дети, а их отцы и даже матери. А потом гордо отчитываются в отзывах, как 6–10-летние (!) отпрыски гоняют по улицам, развивая скорость до 60 километров в час.
«Долго сомневались, купили, ребенок счастлив»
Довольные родители выкладывают фотографии со своими детьми на питбайках, на снимках видно, что многие из них младшеклассники.
«Долго сомневались – покупать или нет, но решились, 10-летний ребенок счастлив, – написала в июле 2025-го отзыв на покупку Мария С. – Я сама каталась, и агрегат гнал только так! Большое спасибо продавцу».
Родителей не пугает даже то, что почти сразу в процессе езды хлипкий китайский аппарат приходится чинить. Об этом сообщает примерно каждый третий покупатель.
«Все было хорошо, но через месяц эксплуатации переварили трубу, доварили коробочку из-под аккумулятора, отломился сигнал, рама скрипела – ужас. И да, мотик нам достался без фары. И смех, и грех», – комментирует Галина Ч.
Почти в каждом отзыве перечисления недоделок в машине – перегревается и долго остывает мотор, выливается масло, нет гарантийного талона на ремонт. Но никто не отправляет минимотоцикл обратно, пока не грянет гром. Самые осторожные самостоятельно доукомплектовывают машину запчастями, поворотниками и фарами и спокойно наблюдают, как их дети продолжают играть в «русскую рулетку».
От удара потерял шлем и вылетел из кроссовок
«У нас очень много трагических примеров, героям которых от 14 до 16 лет, – продолжает Алла Матяш. – Кирилл окончил 10-й класс, строил планы на будущее. Выскочил на питбайке на дорогу и был сбит автобусом. Получил тяжелую черепно-мозговую травму, пережил несколько операций, полгода провел в реанимации. Парню пришлось учиться заново самостоятельно дышать, кушать, выражать свои эмоции и желания. Прошло уже несколько лет, но к выздоровлению Кирилл идет маленькими шагами».
14-летний Максим от удара потерял шлем, который у него все-таки имелся, что случается далеко не всегда. «Врачи разводили руками, состояние было очень тяжелым, – множественные переломы, – констатирует Алла Матяш. – Максим продолжает бороться, но впереди еще много работы на пути к восстановлению».
Очевидцы происшествий рассказывают, что нередко во время столкновения дети вылетают не только из питбайка, но даже из своих кроссовок – на скорости миниатюрный агрегат буквально впечатывается в большой и грузный транспорт. Выжить в подобной ситуации уже чудо. Многие подростки остаются инвалидами и навсегда прикованы к постели.
«Понятно, что питбайки предназначены для катания только на специальных спортивных треках. Ездить во дворах категорически запрещено, – поясняет Александр Джеус. – Спортивные треки земляные или песчаные, рыхлятся и поливаются водой, чтобы снизить скорость и уменьшить травматизм при падении».
Рассказывают, что сотрудники ГИБДД нередко и не пытаются догонять ребят, несущихся на питбайках по обычным дорогам, чтобы те не не увеличили скорость, что приведет к неминуемой аварии. Еще одна причина того, что нарушителей не тормозят, – на больших дорогах стало меньше гаишников, их заменили камеры автоматической видеофиксации. А те просто не в состоянии идентифицировать технику без номеров.
Только на специальной трассе и под руководством тренера
При этом дети, конечно, фанатеют от занятий мотокроссом. «Здесь все зависит только от воли родителей, – подтверждает Александр Джеус. – Не просто купить питбайк, а предупредить, что сын или дочь (девочек тоже много) должны пойти в соответствующую спортивную секцию и получить навык вождения, а не мчаться по общественным дорогам, создавая опасность в том числе для себя».
Генерал-майор юстиции Игорь Комиссаров, экс-помощник главы СК РФ Александра Бастрыкина подчеркивает, что бесполезно вводить полные запреты для детей за выезд на питбайках на оживленные трассы. «Все и везде контролировать невозможно. Надо культивировать и помогать создавать доступные альтернативные экстремальные увлечения для детей и подростков», – считает эксперт.
А вот глава национального родительского комитета Татарстана Ирина Волынец уверена, что только строгие ограничения помогут спасти немало юных жизней.
«У себя в республике, к примеру, в качестве детского омбудсмена я предлагала вообще запретить несовершеннолетним продавать бензин, – перечисляет она. – Также я за то, чтобы проводить разъяснительные беседы среди родителей, чтобы они осознавали, что сами своими руками покупают «машины смерти». Вводить именно для взрослых повышенные штрафы за несоблюдение правил дорожного движения их детьми. Особенно если это происходит не впервые».
Она вспоминает, как в августе прошлого года у них в Татарстане погибла восьмилетняя девочка, которая ехала на питбайке со своим отцом. Тот посадил ее рядом безо всякой экипировки. «Причем там даже не авария была, а просто в темноте наткнулись на какую-то ямку, питбайку много ли надо! – разъясняет Волынец. – Мужчину удалось спасти, а вот малышки не стало».
Мальчишки с питбайками мечтают о тренировках
Мастер спорта Александр Дурнев – 20-кратный чемпион Сибирского федерального округа по мотокроссу, серебряный призер Кубка России среди ветеранов, призер и победитель этапов Международного кубка Европа – Азия. А еще тренер и бессменный руководитель клуба мотокроссменов Новосибирска СТК «Сибиряк».
Эта спортивная организация существует с 2001 года, занимаются в ней не только дети, но и взрослые, к сожалению, последние годы мотоциклисты регулярно сталкиваются с недостатком финансирования и невниманием со стороны властей. «Федерация мотоспорта ограничена Москвой, что снижает доступность соревнований в регионах, – сетует Дурнев. – Весь мотоспорт на местах держится только за счет энтузиастов. Но внимание к такой героической, хотя и безбашенной теме экстремальных видов спорта среди молодежи огромное. У меня постоянных детей ходит, тех, кто как раз слез с питбайков, 17 человек. Если взять несовершеннолетних, которые занимаются во взрослых группах, это еще примерно семеро. Эти дети подвержены строгой дисциплине. У них отсутствует желание куда-то на дорогу ломануться по причине, что я из них все силы и соки выжимаю на тренировках. Они знают, что можно и что нельзя, формируются четкие цели, куда и как можно ехать».
У родителей, считает Дурнев, сегодня нет средств, чтобы отправлять детей в этот недешевый вид спорта. Вот и покупают самостоятельно недорогую технику, не понимая, чем это в итоге грозит. «Не может нормальный мотоцикл стоить до 100 000 рублей. Да, изготовляют питбайки китайцы, но заказывают для продажи наши же бизнесмены, которым все равно, на чем делать прибыль».
При этом аккредитованные спортивные площадки, на которых можно учиться ездить, сегодня можно буквально по пальцам пересчитать. «Я просто констатирую этот факт, никаких претензий у меня нет. Но что мы имеем в сухом остатке? – спрашивает Александр Дурнев. – Мы имеем совершенно бесконтрольную огромную группу подростков, которые тусуются, где хотят, гордо гоняют, где хотят, и ничего с этим сделать невозможно».
