Мария Терновская: «Мы пытаемся помочь родителям и детям друг друга найти»

Как решиться на усыновление ребенка, с какими трудностями придется столкнуться, а главное – как не ошибиться и найти именно своего ребенка? На эти сложные вопросы ответили специалисты центра «Про-мама»

Как решиться на усыновление ребенка, как подготовиться к этому шагу, какие этапы неизбежно придется пройти, с какими трудностями столкнуться, к кому прислушиваться, к кому нет, а главное – как не ошибиться и найти именно своего ребенка? На все эти сложные для будущих усыновителей вопросы отвечали специалисты центра «Про-мама» на прошедшем недавно семинаре.

Руководитель центра «Про-мама» Марина Терновская и психолог Елена Бохман организовали информационный ознакомительный семинар для всех, кто планирует в отдаленной перспективе или в самое ближайшее время принять ребенка в свою семью. Затевая этот необычный по нынешним меркам семинар, Бохман и Терновская руководствовались прежде всего тем, что часто человеку или семье не хватает ни знаний о детях, которых они собираются брать, ни понимания реальных ресурсов и рисков собственной семьи и того, как их соотнести с потребностями будущих детей. Ведь зачастую именно это незнание и непонимание становится причиной серьезных ошибок и последствий.

Откликнувшихся и посетивших этот семинар в столичном культурном центре «Покровские ворота» оказалось немало, причем половина присутствовавших были парами – мужем и женой. Вопросы у каждого, конечно, были свои, личные.

Например, «в каком возрасте лучше брать ребенка?», «насколько сложнее одинокой маме усыновить ребенка?», или «если в семье уже есть дети, лучше брать младше или старше?» Впрочем, скоро все сошлись во мнении: компетенцию будущих родителей, их способности, психологическую совместимость обсуждать нужно в применении к конкретному ребенку. А для этого нужно изучить и знать потребности ребенка.

И вот вопрос – как изучить, если про потребности в детских домах ничего не рассказывают? Центр «Про-мама», который сотрудничает с одним столичным детским домом и знает про те самые потребности и желания каждого его обитателя, как раз способен в этом помочь.

Школа приемного родителя: не теория, а практика

Действительно, с одной стороны стать приемными родителями очень просто, имея неплохую финансовую базу и любовь к детям. Казалось бы, достаточно обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства, собрать все необходимые документы, пройти школу приемного родителя… И вот как раз в школе, которая с недавнего времени стала обязательным для всех будущих приемных родителей, и вся загвоздка.

Многие потенциальные родители относятся к ней как к пустой формальности: «надо пройти – пройдем». А ведь от того, какая школа, замечали ведущие семинара, и зависит, как сложится дальнейшая судьба той или иной семьи, усыновившей или взявшей опеку над ребенком. Сегодня обучение во всех школах приемных родителей происходит по общей для всей страны программе, утвержденной Министерством образования. Точнее, общие для всех темы обучения, а формы реализации и количество часов у всех разное.

Специалисты центра «Про-мама» рассказали о своей школе приемных родителей, занятия в которой способны помочь человеку в принципе понять: что он конкретно хочет, какой у него потенциал и готов ли он не только финансово, но и морально взять в свою семью ребенка. Подчеркну: никого за эту школу специалисты центра не агитировали. Привели лишь как пример, которым, да, безусловно гордятся.

Итак. Главный принцип школы – не лекции и теория, которые можно пропустить, а потом восполнить, как в вузе, а практика. Вот собирается группа из будущих родителей, им дают специально разработанные психологические индивидуальные задания, проводят их через разнообразные тренинги. И уже самостоятельно, без вмешательства экспертов и психологов школы, люди находят ответы: надо ли им усыновление/опека вообще, и, если надо, то зачем, и чем это обернется для них, и какой ребенок впишется в их семью, а с каким будут сложности.

В итоге школа позволяет принять решение осознанно. Иногда, как замечает Мария Терновская, часть людей, прошедших школу, понимает, что им вообще не нужно брать приемного ребенка. Или нужно с этим подождать и сначала решить какие-то внутрисемейные проблемы. А часть – понимает, что в их семью впишется ребенок совсем не того пола и возраста, которого они изначально представляли.

«Безумно сложно искать своего ребенка. Мы просто помогаем родителям понять, с каким ребенком они справятся, а с каким нет. Мы пытаемся помочь подстелить соломку там, где никто не знал, что ее надо подстелить, – поясняет психолог Елена Бохман. – Мы не давим на людей в своей школе, мы просто даем советы. И мы никак не оцениваем людей. У нас не сдают экзамены, зачеты. Мы просто даем людям знания, а они люди взрослые, сознательные, сами делают выбор и решают.

От родителей лишь требуется ЗНАТЬ, что в каких-то случаях им придется вкладывать больше, понимать, с какими проблемами придется столкнуться, здраво оценивать все риски, знать свой потенциал, наконец, историю своей семьи. Наша задача помочь им самим принять обдуманное и взвешенное решение, самим определиться даже на каком-то интуитивном уровне.

Интуицию родителя ведь никто не отменяет. Она есть всегда. И у нас действует профессиональный подход, который сочетает в себе и профессиональный выбор родителя, и интуитивный выбор. Если даже люди примут решение, что им вообще не надо брать ребенка, то это тоже нам в плюс – они не совершат ошибку».

И таких школ, говорит Бохман, бояться не надо, даже если вы сразу не найдете своего ребенка или поймете, что время для усыновления еще не пришло.

Для наглядности сотрудники центра «Про-мама» продемонстрировали на проекте фотографии некоторых детей из подшефного им детского дома, рассказали про их характеры, особенности, те самые потребности, про то, каким детям нужны приемные родители и какие родители, каким нужна просто временная заботливая семья и забота (например, на то время, пока единственный родной человек – мама – отбывает срок, а ребенок очень домашний и жить в детском доме ему сложно).

«Ребенок тоже делает выбор»

И что важно – в этой школе одновременно проводится работа как с будущими родителями, так одновременно и с детьми. Достаточно сказать, что их знакомят друг с другом, дают побыть вместе, чтобы и дети, и взрослые сами поняли, подходят ли они друг другу.

Мария Терновская

«Да, ключевое решение принимают родители. Но и дети тоже выбирают. Это взаимный процесс. Ведь бывают случаи, когда они сами отказываются от тех или иных родителей, им что-то не нравится, они ждут других. Это их право, – отмечает Мария Терновская. – А мы просто пытаемся помочь родителям и детям друг друга найти более адекватно, даем больше возможностей избежать ошибок, связанных со взаимным подбором».

Говорили специалисты и о тонкостях усыновления как совсем маленьких, так и более взрослых детей, которых бросили в сознательном возрасте. А боль утраты либо предательства, согласитесь, 10-летнему ребенку пережить гораздо сложнее, чем младенцу. Ведь у 10-летнего уже есть опыт проживания в семье, какая бы она ни была.

«Если ребенок потерял семью в старшем возрасте, он от этого безусловно страдает, – констатирует Елена Бохман. – Находиться в казенном учреждении ему тяжело. Но что очень важно: дети, у которых был опыт проживания в семье, пусть неполной, пусть не совсем благополучной, даже если к ребенку было ненадлежащее обращение или еще что-то, тем не менее, опыт отношений у ребенка остается, остается какое-то ощущение свободы.

Прошлое ребенка нельзя отрезать и выкинуть. Надо помогать ребенку справляться с этой потерей семьи, учиться жить с этой потерей, не отменять ее, а именно учиться жить. И в этом могут помочь взрослые люди или новые родители».

Не стоит забывать, подчеркивали Бохман и Терновская, и про то, что всегда можно усыновить или взять под опеку выпускников детдомов. Это как раз тот сложный период, когда им нужно делать первые шаги во взрослой жизни. И если вы действительно хотите и можете помочь, то смело делайте это. Ведь далеко не у всех выпускников есть кровные дальние родственники, да даже если и есть – помогать они часто не спешат.

Вот на занятиях в школе человек и сможет понять, кого лучше ему брать – маленьких, повзрослее или совсем уже выпускников. Кстати, программа, по которой проводится обучение в школе центра «Про-мама», создавалась 17 лет и за это время прошла апробацию в Москве и 43 регионах, и программа доказала свою эффективность. При разработке требований к аналогичным программам Министерство образования и науки взяло за основу именно разработки центра. А три года назад центр получил официальные полномочия на ведение подготовки приемных родителей.

После семинара несколько участников приняли решение записаться на собеседование в школу. А те, кто не был на семинаре, могут это сделать по телефону 8-916-273-71-89. Обучение проходит 1,5 месяца. Совершенно бесплатно.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?