О праздновании Воздвижения Креста (27 сентября) свидетельствует и житие преп. Марии Египетской, записанное с ее слов; именно в этот день она так решительно переменила свою жизнь

Фото с сайта pemptousia.gr

Почему крест — древнеримское орудие пыток и казни — стал главной святыней христиан?

Потому что на кресте Бог умер и воскрес.

В одном из древних текстов Русской Церкви есть размышление о Предвечном Совете Божием, предшествующем действию: «Бог Отец, Премудрая Любовь, обращается к Сыну Своему, Которым всему надлежит быть созданным, и говорит Ему: Сыне, сотворим мир! — И Сын отвечает: Да, Отче! — И Отец говорит Сыну: но этот мир отпадет от Нас в грех, и для того, чтобы его спасти, Тебе надо будет стать человеком и умереть… И Сын отвечает: Да будет так, Отче!»

И Христос идет на Крест, испытывая все страдания и унижения казнимых этой позорной казнью. И почему-то не сходит с него, как предлагают  собравшиеся поглядеть, как будет мучиться назвавший Себя Сыном Божиим. Был бы Он Сын, а тем более Царь, да разве не смог бы и от Креста спастись, всех победить и всем доказать, каков на деле царь Иудейский! Но ведь не сошел — все видели — значит, обманщик.

«Христос умер на кресте для того, чтобы с нами разделить самое трагическое последствие нашего отступления, нашего отпадения от полноты общения с Богом. Он умер, потому что только смерть может выразить в предельном смысле, до предела любовь, себя отдающую для другого, — пишет митр. Антоний Сурожский о Кресте Христовом. — Но мы не всегда готовы пожертвовать жизнью. И Бог, Который является самой Жизнью, для того чтобы мы не потеряли ее навсегда, пожертвовал Своей жизнью.

Христос был распят вне врат Иерусалима, то есть вне человеческого общества, вне града, как бы изгнанный в пустыню козел отпущения, на которого ложились грехи древнего Израиля и который изгонялся на погибель вне врат, вне города, вне общества; отрубленный, отрезанный ломоть… Умирает плотью бессмертный Сын Божий.

Святой Григорий Богослов говорит: чему не приобщился Христос, того Он не искупил…

Он приобщился всему, включая последствия греха, которые сделали человека смертным и отдалили его от Бога. Он умирает именно в этом ужасе Богооставленности: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?.. (Мф. 27, 46) Он умирает от Богооставленности…»

Но Христос побеждает смерть. Бог смерти не сотворял. Смерть стала результатом разрыва прямых отношений с Богом. Она появилась, когда Адам, наделенный дарованным ему Богом «дыханием жизни» и потому только живущий, захотел сам стать богом – тайком и без труда, – надо только сделать, что нельзя, как посоветовали мимо проходившие, и вжииик – бог. А то, понимаешь, трудись в Раю, дожидайся, когда будешь готов к обожению. И вообще – почему нет? Чем я хуже?

Захотевшие независимости – получили ее. Только сами мало что смогли — например, не смогли жить вечно, прервав связь с Источником вечной жизни. Автономия не состоялась.

Христос, в отличие от непослушных людей, был послушен Отцу до смерти крестной. Смерть как послед греха власти над ним не имела. Христос идет на смерть добровольно, чтобы пройти тот же путь, что и человек. Но для смерти встреча со Христом оборачивается поражением: в Своей жертвенной крови Богочеловек Христос очищает и восстанавливает поврежденную грехом человеческую природу. Все человеческое естество обновляется во Христе — «втором Адаме».

Так смерть Бога оказывается воскресением человека, а Крест – Древом Жизни. Отныне владычество смерти закончились для тех, кто хочет быть с Богом.

Крест для христиан становится символом победы над злом, болью и смертью.

Какой крест правильный?

Как точно выглядел Крест, на котором распяли Христа, сегодня неизвестно. Крест Спасителя, найденный, по Преданию, святой царицей Еленой, представлял из себя лишь две перекладины, табличку с надписью и подножие.

В истории Церкви случались споры о том, какой крест – правильный, например, четырех или восьмиконечный? По этому поводу св. Иоанн Кронштадтский писал: «Главное, что должно оставаться в Кресте, — это Любовь. Где Крест, там и любовь. В церкви вы везде и на всем видите кресты для того, чтобы все напоминало вам, что вы во храме Любви, распятой за нас».

Что такое – крестная сила?

Фото с сайта monastery.ru

Прот. Всеволод Шпиллер:

«Крест — это образ Пресвятой Троицы, Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Но что значит – образ? Мы знаем, что икона – образ Бога. Не Сам Бог, но Его присутствие, Его свойства. Так и в Кресте Господнем есть свойства Бога, самой Пресвятой Троицы. Какие же это свойства?

Бог есть Любовь. И эта Любовь была явлена сначала в Боговоплощении, потом во всей земной жизни Иисуса Христа. Но особенное явление ее было на Кресте, на котором Он дал Себя распять. Распятие Господа на крестном древе — это великая жертва за грехи людей.

И Крест, который есть образ этой любви, имеет в себе и силу этой Любви. Эта сострадательная, состраждущая любовь дарует человеку общность с Божеством.

Когда мы поклоняемся образу Пресвятой Троицы — Кресту Господню, целуем его, мы как бы прикасаемся к краю одежды Христа, как это сделала кровоточивая жена.

И сила, которая есть во Христе, тепло кающегося человека делает причастником Самого Божества, Божественного света, ведет к изменению того грешного естества, которое оказывается достойным и воскресения, и вознесения, и даже седения одесную Бога-Отца. Вот что дает нам Крест, вот что дает состраждущая божественная любовь человеку, тепло кающемуся».

«Кресту твоему поклоняемся, Владыка»

На праздничной всенощной под Крестовоздвижение (26 сентября), под пение «Святый Боже…» на середину храма священство выносит Крест.

Когда Крест вынесен из алтаря в центр храма, священство вместе с верующими поклоняются Кресту, делая три земных поклона. В это время вся Церковь поет тропарь Кресту:«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим» (трижды).

Этот же тропарь поется и на Литургии праздника вместо «Святый Боже…».

Внимание: помазание елеем на этой службе происходит только после выноса Креста, почти в самом конце службы. После установления Креста на аналое верующие подходят ко Кресту с целованием, священник помазывает их святым елеем. Крест находится на аналое шесть дней, до отдания Праздника.

Намного истории, всем, кажется, известной

Свв. Константин и Елена. Фреска, 18 векИзображение с сайта kunstkopie.de

Когда стали почитать Крест Христов? История почитания Креста связана с первым христианским императором Константином (IV в.). Св. Константин накануне опасного для себя сражения видел на небе знамение — Крест с надписью «Сим победиши». И одержал победу.

По свидетельству церковного историка того времени, ночью св. Константину явился Христос с крестом и повелел сделать подобие его, и с этим знаком выступать против врагов.

Результатом такого события стал изданный св. Константином указ о веротерпимости, означавший прекращение гонений и свободу вероисповедания христиан (Миланский эдикт).

Император попытался найти и Крест, на котором был распят Спаситель. Для этого в Иерусалим отправилась св. царица Елена – мать Константина. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена нашла Крест Господень (Предание говорит о воскресении на этом Кресте одного из умерших, которого поочередно прикладывали к трем найденным в одном месте крестам) и установила Крест на одном из холмов города для всеобщего поклонения.

Император Константин повелел построить в Иерусалиме храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет и освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября (по старому стилю), установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

О праздновании Воздвижения Креста и большом стечении паломников в Иерусалим в этот день свидетельствует и житие преп. Марии Египетской (VI в.), записанное с ее слов; именно в этот праздник она так решительно переменила свою жизнь