«Как все устроено». Журналист Анастасия Лотарева о том, как рассказать о проблеме через истории людей

Продолжаем публиковать лекции нашего обучающего курса с участием ведущих российских журналистов

Анастасия Лотарева. Фото: facebook

19 октября 2021 года прошло очередное мероприятие проекта «Православная социальная журналистика. Молодой взгляд».

Лекцию на тему «Как все устроено»: как делать системные материалы, рассказывающие о глобальной проблеме через конкретные истории» прочитала специальный корреспондент Русской службы Би-би-си, экс-главный редактор портала «Такие дела» Анастасия Лотарева.

В ходе лекции Анастасия рассматривает примеры конкретных статей, опубликованных на порталах «Такие дела», «Лента.ру», «Холод», «Новая газета», Meduza (выполняет функции иностранного агента).

Для вашего удобства мы подготовили основные тезисы лекции в формате тайм-лайна.

5.05 – При увольнении в редакциях часто дарят футболки с любимыми фразами корреспондентов или редакторов, так вот про меня шутили, что при увольнении будут дарить толстовку с надписью «Как все устроено». Каждый раз, когда я смотрю на какую-т проблему, мне всегда интересно узнать, как это работает.

6.21. – Почему не работают абстрактные термины. Пример: когда мы говорим, что в городе Березники «плохая экология», перед читателем не встает никакого образа. Слово «экология» – общее и замыленное. А если начать статью с того, что «я выкинула кроссовки, в которых приехала в Березники, потому что не смогла отмыть их от мазута» – читатель сразу видит картинку. И так с любой глобальной проблемой.

7.00 – Журналистика – профессия практическая. Учиться журналистике нужно, работая в редакции. Пробуйтесь, приходите с темами. До любого редактору можно достучаться, используя соцсети.

8.07. – Что такое хороший журналистский текст и какие книжки о журналистике стоит прочитать.

16.18 – Хорошая новость: абсолютно любой человек умеет рассказывать истории. Вспомните, как вы позвонили маме, другу, любимому человеку, и рассказали какую-то историю из своей жизни. Вы каждый день это делаете, и при этом автоматически выбираете самое интересное, что с вами происходит. Плохая новость: у вас будет очень много конкурентов. Примеры отлично рассказанных историй в СМИ, и почему они сработали.

26.53 – Как история смерти адмирала Апанасенко, рассказанная СМИ, изменила ситуацию с обезболиванием паллиативных онкобольных. Почему эти детали пробили всех и все об этом написали, а заммэра Москвы извинился перед семьей застрелившегося адмирала. Можно произнести речь о том, что очень тяжело и больно болеть раком – и никто не услышит. А можно рассказать историю – и услышат все. Осознать общественную проблему можно, когда ты видишь конкретную историю.

31.51. – Журналист не должен выступать как активист. Когда мы пишем статью о какой-то общественной проблеме, в первую очередь нужно объективно рассказать о проблеме. Как она решится – не наша работа. Это вопрос общества, которое узнает о проблеме и будет на нее реагировать. Разбор двух примеров.

34.35. – Два слова про фандрайзинг. Если вы решили своими статьями собирать деньги на решение проблемы, удержитесь от сборов на личные карты, идите в проверенные фонды, публикуйте сметы, и отчетность должна быть максимально ясной. Если вы просите денег, то просите прямо, в конце статьи должен быть прямой, не завуалированный призыв жертвовать.

39.53 – Секретный прием, как сделать непонятное понятным. Возьмите любого человека, который готов вас слушать и скажите ему: я пишу статью на вот такую тему, давай я тебе расскажу. Можно тестировать на детях. Рассказывать сложные вещи просто, ясно и глубоко – это тот навык, которому надо научиться.

42.07 – Журналистские риски. Риск первый – юридический. Читайте законы, дружите с юристами, просите помощи, везде ждите подвоха, не забывайте подписывать согласие на съемку, предупреждайте о разговоре под запись и все фиксируйте.

46.56 – Риск второй – решить все заранее, очароваться героем, не дать слова второй стороне. Не приезжайте на место неподготовленным, тратьте больше времени на ресерч, читайте коллег. Не пытайтесь встать на позицию своего героя – пытайтесь понять его позицию.

51.35 – Как писать отстраненно про сложные социальные проблемы. Разбор примера.

57.22 – Почему написать портрет положительного человека- это бессмысленное задание.

58.29 – Идя на интервью, полезно взять с собой спальник. Как увидеть драматичные детали в жизни героя, на которых можно построить материал.

1.07.57 – Истории без конфликта не бывает. В социальной журналистике слишком распространено отсутствие второй стороны – ищите вторую сторону.

1.09.23 – Формулировать тему нужно в одном предложении, которое потенциально может стать заголовком.

1.12.26 – Питчинг – что это такое. Времени у редактора а вас никогда нет, но при этом он хочет гениальный текст. Как изложить тему, с которой вы пришли, кратко и толково.

1.16.56 – Зачем писать про ПНИ – пример питчинга.

1.19.10 – Как не потонуть в объеме фактуры. «Переугорели». От плана текста на стадии ресерча (он изменится) – к плану разговоров с героями и, возможно, поабзацному плану финального текста.

1.27.50 и далее – ответы на другие вопросы аудитории.

Подготовлено при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива – 2021».

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши новости в Телеграме

Подписаться