Как сделать просьбу о помощи захватывающей историей

Портал «Милосердие.ru» продолжает публикацию материалов обучающего курса «Фандрайзинговый сторителлинг и маркетинговые инструменты продвижения в соцсетях»

Предлагаем вашему вниманию выступление Егора Отрощенко, заместителя главного редактора портала о благотворительности «Милосердие.ru», кандидата филологических наук, доцента кафедры дискурсивных практик Института общественных наук РАНХиГС. В лекции «Как сделать просьбу о помощи захватывающей историей, и почему это важно» Егор рассказывает о том, как сказки связаны с благотворительностью и Голливудом и почему истории надо сочинять по правилам.

Для вашего удобства мы подготовили тезисы лекции в виде тайм-кода.

06:14 Дальнейшие планы для участников обучения. Расписание дальнейших  лекций и практических занятий, домашнее задание и обратная связь.

11:34 Без истории невозможно представить себе ни один текст. Как медиаменеджер Леонид Бершидский перезапустил сайт РБК с помощью историй и обеспечил прирост лояльной аудитории.

14:35 Когда появился сторителлинг? Сказки – это сторителлинг.

15:20 Формальная школа в литературоведении: как устроен текст? Это механизм, а не полет фантазии и вдохновения.

16:27 В. Я. Пропп и его «Морфология волшебной сказки». Сказки состоят из одинаковых элементов, алгоритмы их написания тоже одинаковы. То есть в дописьменный период уже выработался шаблон, по которому можно рассказывать историю. Если бы сказка была неинтересная, ее бы не рассказывали и не рассказывали много поколений подряд.

19:41 История – это любое повествование, где есть начало, конец и главный герой. У героя есть цель, герой меняется, преодолевая препятствия. Герой не обязательно человек, но он имеет антропоморфные свойства.

20:45 Чем может быть интересна история? В сказке число функций героя ограниченно, сказки однотипны по своему строению.

23:50 Количество и типы героев также ограничены. Какими бывают герои сказок? Герой, вредитель, отправитель, даритель, помощник, царевна, ложный герой.

25:53 Функции героя по Проппу: полный список. Подробный разбор всех функций. Метафора путешествия и пути как жизнь, смерть и изменения героя.

40:50 Как сюжет может вновь закрутиться уже после возвращения героя из путешествия.

42:24 Борхес: сюжетов в мировой литературе всего четыре. Типы сюжетов: путешествие (Одиссея), оборона города (Илиада), поиск сокровищ (Золотое руно) смерть ради кого-то (Евангелие).  Вы не сможете придумать что-то принципиально новое! Но важно не только ЧТО вы рассказываете, но и КАК вы это делаете. 

46:57 Функции по Проппу в картинках – конструктор для составления истории, с которым справится даже ребенок.

48:40 Джозеф Кэмпбелл и его работа «Тысячеликий герой». Теория текста, которая помогала в том числе голливудским сценаристам и продюсерам.  

52:11 Джон Труби «Анатомия истории». Семь ключевых этапов создания истории. Слабость, стремление, противник, план, схватка, прозрение и новое равновесие.

55: 18 Как найти слабость/изъян у главного героя? Ищите то, что он должен в себе изменить, главное, чтобы герой сам это осознавал.

57:55 Стремление героя – это попытки героя свою слабость ликвидировать. Это основная цель. Стремление – это то, что лежит вне личности героя. Стремление сразу видно, и оно должно быть понятно читателю.

01:01:12 Нельзя сразу показывать стремление, избегая пункта о слабости. Так история ускоряется, но при этом лишается эффектной развязки в финале. Так не видны изменения, происшедшие в герое.

01:02:43 Противник (антагонист главного героя). Он не обязательно должен быть злодеем. Это может быть даже не человек.

01:08:15 Как найти противника? Отталкивайтесь от цели героя. Тот, кто мешает достичь этой цели, тот и противник. Важно: противником героя не может быть он сам, это разрушает сюжет.

01:09:37 Что такое план героя. Это то, как герой собирается достичь цели. План всегда связан со стремлением и с противником. План можно описать подробно, а можно вкратце, но он обязательно должен быть.

01:12:25 Схватка: герой должен встретиться с антагонистом лицом к лицу, иначе история не получится. Схватка не обязательно драка, но всегда – поединок.

01:14:20 Прозрение: герой победил противника, изменился и понимает, кем он стал. Он должен отрефлексировать, удалось ли справиться со своей слабостью. Кстати, герой может к финалу стать не только лучше, но и хуже. Важно: не нужно показывать осознание в лоб, не нужно, чтобы герой сам это произносил. Очень плохо описывать, что герой думает. О герое говорят его поступки.

01:20:27 Новая гармония наступает в финале. Мир приходит в норму, новых устремлений у героя больше нет.  Когда вы придумываете историю, начинайте с конца – когда вы понимаете, в какую точку герой должен прийти, будет легче писать начало.

01:23:38 Домашнее задание.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?