Человек с хорошей самоотчетностью понимает: прощать волевым актом не получается. Прощение — процесс длительный. Но важно, пребываем ли мы в нем, или пока варимся в обидах, желании наказать, отомстить?

Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости

В последнее воскресение Масленицы (1 марта в этом году) и накануне Великого поста наступает Прощеное воскресенье.

Мы сделали подборку текстов о том, как увидеть в себе обидчивость, не заругать себя, а начать поэтапную работу прощения.

Семь этапов прощения

Священник Константин Кобелев, настоятель храма Покрова Божией Матери в Бутырской тюрьме:

«Конфликты с людьми возникали даже у самого Господа Иисуса Христа. Порой без прямого конфликта невозможно прожить на земле, сохранив свои взгляды и убеждения, свою душу. Иногда действительно возникают ситуации, когда нужно открыто постоять за правду, не побоявшись противостоять злу».

О. Константин, исповедующий заключенных, часто сидящих за разбой, убийства и прочие немалые преступления, подходит к вопросу о прощении максимально реалистично, без прекраснодушных порывов. Работу прощения он предлагает делать поэтапно, и не задавать себе вопроса «все ли я простил?» Человеку «все простить» невозможно, а вот Богу – все возможно.  Об этом в тексте:

Прощеное воскресенье: 7 этапов прощения

А если обидели близкого?

Священник Петр Коломейцев. Фото: Павел Смертин

Легче простить, если обидели тебя, но если моего близкого, который заведомо слабей обидчика (пожилых родителей, маленького ребенка), тут как быть, если обидчик и не думает извиняться?

Или есть семья, где и верующие, и не верующие. И верующие просят прощения у неверующих в Прощеный день, а неверующие в ответ ничего не просят, а наоборот, привыкают, что это вот они все время прощают. И считают по умолчанию: раз просят прощения, значит, в чем-то и виноваты. Разве это правильно?

А еще на Масленицу советуют читать Апокалипсис, а там праведники в белых одеждах вопиют об отмщении за их кровь. Как понять эту мысль накануне Прощеного воскресения?

Об этом читайте ответы священника Петра Коломейцева, декана факультета психологии МПИ ап. Иоанна Богослова, клирика храма Космы и Дамиана в Шубине в тексте:

Прощение и отмщение: как не остаться в дураках

Что меняется, если молиться за обидчика, даже «на автомате»?

Священник Федор Бородин.  Фото: Павел Смертин

«Многие святые отцы считали перенесение обид тестом на истинное христианство. Терпишь обиды с мирной душой – что ж, не зря постишься-молишься, творишь добрые дела. Значит, ты делаешь это ради Христа, а не по тщеславию.

Если вы будете молиться за обидевшего вас, вы обязательно ощутите разницу между отношением из состояния обиды и тем отношением к человеку, которое рождает молитва за него. Вам станет легче переносить его резкости, острые углы.

Да и сам человек, за которого молится тот, кого он обидел, может измениться. Так действует заповедь – подставь вторую щеку, останови зло на себе, не передавай по цепочке. Тебя обидели, ты молишься за обидчика, желаешь ему добра, здравия и мира. И благодать Божия подается обоим».

Обо всем этом рассуждает священник Федор Бородин в тексте:

Почему обижаться – грех?

Обида – детская привычка, которую можно изменить,

Марина Филоник. Фото с сайта facebook.com

говорит психолог Марина Филоник.

Как нам быть, когда мы сами обижаемся и как вести себя рядом с теми, кто постоянно обижается на нас?

Как родителям вести себя с ребенком, чтобы не провоцировать в нем развитие обидчивости?

Об этом читайте в тексте:

«Обида: не могу простить – что делать?»

Самые главные слова прощения

Фото с сайта sympo.ru

«Простить не значит забыть; простить это значит с состраданием, с болью в душе сказать: «Когда придет Страшный суд, я встану и скажу: не осуди его, Господи!», — говорил владыка Антоний Сурожский в одной из своих бесед о прощении.

Об этом вспоминает психолог Марина Филоник, подчеркивая, что прощению надо учиться. Психолог перечисляет главные условия такого учебного процесса:

Первое: честность. Важно осознать, что я обижаюсь, и хотя бы себе для начала в этом признаться.

Второе: желание простить. Кажется, что у всех оно есть, но не все так просто.

Третье: старание понять другого. Чтобы выйти из круга обиды к прощению, нам необходимо оторваться от своих переживаний и подумать, почему же другой так поступил. В обиде мы очень зациклены на себе: я – бедный, все против меня. И важен перенос фокуса внимания с себя на другого.

Четвертое: то, о чем владыка Антоний Сурожский говорил: «не осуди его, Господи».

И пятое, хотя далеко не последнее: попытка посмотреть на обидчика, а еще лучше – и на него и на себя – глазами Бога. Это тоже очень трудно, ведь часто мы на Бога смотрим как на властного, карающего «наблюдателя сверху», а не на Отца, который любит и добрых, и злых.

Подробнее в тексте:

Можно ли научиться прощать?