Как научить детей благотворительности?

В игровой форме – считают эксперты фонда «Добрый город Петербург» и учат помогать кошкам, больным и старикам. Кошек пока детям жальче всего

Программа «Детям о благотворительности» появилась у фонда «Добрый город Петербург» три года назад. Опробована. Работает. Развивается. Рассказывает руководитель программы Юлия Николаева:

 «Город мастеров»

– Программа состоит из целой мозаики небольших проектов. Началось все с нашего сотрудничества с городом детских профессий «Кидбург». Это известное интерактивное предприятие: дети могут прийти туда и получить первый опыт работы в определенных профессиях и каких-то социальных взаимоотношений.

Там есть свои банки, больницы и так далее. И мы подумали, что настоящий город не может обходиться без благотворительности. Каждый ребенок должен знать, что это такое и каким образом это входит в нашу жизнь, каким образом горожанин может участвовать в благотворительности. Так появился первый наш проект, который называется «Доброе сердце» и реализуется на территории «Кидбурга».

Например, в «Кидбурге» есть пекарня, где ребята пекут печенье. Они могут это печенье взять с собой, а могут передать подопечным организации «Ночлежка», бездомным людям. Есть служба спасения — там есть акция по спасению животных, попавших в беду, заблудившихся.

На почте «Кидбурга» можно подписать добрую открытку для ребенка, который лежит в больнице, или для пожилого человека, живущего в доме престарелых.

В рамках программы «Доброе сердце» сотрудники нашего фонда рассказывают работающим с детьми сотрудникам «Кидбурга», как лучше рассказывать о благотворительности. Мы же и отвозим нуждающимся то, что дети делают для них: печенье — в «Ночлежку», открытки — в больницы и дома престарелых, и так далее.

Цель программы «Детям о благотворительности» — чтобы дети научились делать добрые дела от души, а не по принуждению.

Кошки – фавориты детей

– Как ваша программа вышла за рамки «Кидбурга»?

Мы задумались о том, как еще можно донести до детей идею благотворительности. И поняли, что нужно в первую очередь действовать через родителей. Ведь милосердию, доброте человек должен учиться прежде всего в семье.

Во многих наших акциях можно принять участие всей семьей. И здесь нужно просто выделить какую-то сферу для ребенка, решить, что именно будет делать он. Так появились и другие наши проекты.

Первый из них – «Коммутатор добрых дел», который мы реализуем совместно с Музеем истории телефона. То есть дети с родителями приходят на экскурсию в музей, а после экскурсии для них организовывается мастер-класс.

Например, интерактивная экскурсия перед Днем победы была посвящена средствам связи, использовавшимся во время Великой Отечественной войны, а потом на мастер-классе ребята делали фронтовые конверты и открытки, писали реальные письма ветеранам, мы же эти письма передавали — у нас ведь много проектов, связанных и с пожилыми людьми.

Второй наш проект — экскурсия «Добрые крылья Петербурга».

Начали с опроса детей, стали выяснять, кому в первую очередь дети хотят помогать. На первом месте оказались животные, на втором — больные дети или дети, попавшие в какие-то сложные ситуации, на третьем — пожилые люди.

И экскурсию мы построили, исходя из этих трех направлений, но так, чтобы рассказать и о других возможностях делать добро.

В рамках экскурсии мы посещаем три места. Во-первых, это подвалы Эрмитажа, где мы знакомим ребят с эрмитажными котами, которые охраняют картины от мышей.

Попадают коты в Эрмитаж разными путями, кого-то из них приходится лечить. Это такая миссия, которую выполняют на волонтерской основе некоторые сотрудники Эрмитажа. И так ребята узнают, каким образом можно помогать животным, а параллельно мы им рассказываем о городских приютах такого для собак, для диких животных и так далее.

Второй объект этой экскурсии — Музей варежки, который существует при благотворительной организации «Время помогать», поддерживающей выпускников детских домов в социальной адаптации. При музее тоже создан интерактивный городок, где можно познакомиться с различными профессиями. Наша экскурсионная группа посещает Музей варежки, дети узнают про социально значимые профессии, на мастер-классе делают что-то для нуждающихся.

Сделай два – отдай одно

Следующий этап экскурсии — благотворительный магазин «СПАСИБО», в котором мы рассказываем, в первую очередь родителям о том, каким образом ставшие ненужными им вещи могут еще кому-то послужить. Детям это тоже интересно.

Вскоре мы начинаем новый проект с рабочим названием «Палитра добра». В рамках этого проекта тоже будут проходить мастер-классы для детей, работать они будут по принципу «Сделай два, отдай одно».

Например, какая-нибудь социально ответственная компания хочет провести корпоратив для сотрудников. Сейчас не модно снимать ресторан и «просаживать» там деньги, модно совмещать такие мероприятия с добрыми делами.

И сотрудники компании со своими семьями проводят целый день с воспитанниками детского дома — устраивают спортивные соревнования, посещают музеи и тому подобное.

Вот недавно одна компания так вместе с детьми расписывала экосумки, которые будут продаваться на «Душевном базаре».

У нас есть бизнес-партнеры, которые регулярно заказывают нам проведение таких мероприятий для семей своих сотрудников. 

Играйте, не назидайте

– А как с ребенком говорить о благотворительности? Есть какие-то специфические приемы?

С ребенком можно и нужно играть. И через игру ребенок что-то понимает сам. Неправильно что-то рассказывать в назидательной форме.

На наших экскурсиях мы стараемся задавать детям вопросы, призывающие к размышлению, например: «Как вы думаете, вот это будет добрым делом? А вот это?»

Кто-то говорит: «Я помог своей бабушке». Мы отвечаем: «Хорошо. А если ты увидишь на улице около магазина незнакомую тебе бабушку с тяжелой сумкой, ты ей поможешь?»

– А если он скажет, что не помог бы?

Ничего страшного. Тогда спрашиваем, а кому бы он помог. Как правило, дети отвечают, называют кого-то. Понятно, что помочь своей бабушке — это в каком-то смысле помочь самому себе, то есть своей семье. Но мы рассказываем им, что есть бабушки, у которых нет внуков и им некому помочь. И мы с детьми рассуждаем о том, как можно таким бабушкам помочь.

«День Тома Сойера»

– То, о чем вы рассказываете — это такая опосредованная помощь: испекли печенье, подписали открытки, через кого-то кому-то передали, какие-то изделия продали и эти деньги на что-то потратили. А можете ли вы устроить личную встречу ребенка с тем, кому он помогает?

В формате «Кидбурга» или экскурсии это невозможно. Мы стараемся собрать людей, которые постоянно с нами работают, участвуют в наших мероприятиях. У нас есть рассылка для родителей — мы информируем их о готовящихся акциях, делимся интересными статьями, разговариваем с психологами.

Дети с родителями приходят сначала в тот же «Кидбург», а потом на наши открытые мероприятия — и вот там они могут встретиться если не непосредственно с теми, кому достались их открытки или печенья, но с такими же людьми.

В социальных сетях мы публикуем фотографии людей, получающих те же открытки.

– Часто ли происходит личное общение благотворителя и благополучателя?

Личное общение возможно на корпоративных мероприятиях.

Вот недавно наши волонтеры вместе с сотрудниками одной компании и их семьями провели акцию «День Тома Сойера» – красили большой забор в доме престарелых. После этого мы пришли в дом престарелых и пили чай вместе чай.

Кроме того, мы ведь сообщаем о том, куда именно мы направляем те или иные изделия, изготовленные детьми в том же «Кидбурге». И любой может поехать по любому из адресов.

– Стараетесь ли вы расширить кругозор ребенка, разрушить ложные стереотипы, рассказать правду про тех же бездомных?

Да, конечно. Но нужно все делать постепенно.

Если людям, которые пришли первый раз, сказать «всю правду о бездомных», многие из них будут недовольны. Нельзя людей шокировать.

То же самое с раздельным сбором мусора, например. Если говорить об этом с впервые пришедшим на экскурсию ребенком, а он придет домой и скажет маме, что за те 650 рублей, что она заплатила, его водили в какой-то двор и показывали мусорные бачки, мама может напрячься. То есть людей надо подготовить.

И мы готовим — после «Кидбурга» или экскурсий мы предлагаем другие программы, не только наши, но и наших партнеров. Например, центр защиты прав животных «Вита» проводит в школах  прекрасные классные часы, посвященные этическому отношению к животным.

Но вообще мы стараемся обрисовать людям весь спектр возможностей проявить себя в благотворительности, а также дать понять, что благотворительность подразумевает ответственное отношение к жизни, к миру, который нас окружает.

Важно ведь объяснять и такие вещи, например, что не всегда и не везде хорошо кормить уличных животных, что не стоит подавать деньги попрошайкам в метро.

– Как дальше будет развиваться программа «Детям о благотворительности»?

Сейчас накоплен большой опыт и у нашего фонда «Добрый город Петербург», и у наших партнеров, и в других регионах.

А поскольку часто каждый «изобретает свой велосипед», назрела потребность этот опыт обобщить.

И по всем регионам мы ищем благотворительные детские программы для того, чтобы издать сборник кейсов.

Это очень важно потому, что до сих пор многие наши коллеги не воспринимают работу с детьми, как отдельное направление. Если у читателей этой статьи есть информация о работающих практиках детской благотворительности, будем рады разместить такую информацию в нашем сборнике.

Фото: фонд «Добрый Петербург»

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?