Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Ирина Паскевич – хозяйка Гомеля и его главная благотворительница

Богатая, знатная, образованная и талантливая, в Петербурге она жила почти затворницей, но в Гомеле входила во все дела и нужды жителей, став главной благотворительницей этого города

Ирина Ивановна Паскевич-Эриванская, светлейшая княгиня Варшавская
Ирина Ивановна Паскевич-Эриванская, светлейшая княгиня Варшавская. Портрет работы И. Робийяра

Она родилась 1 августа 1835 года в богатой и знатной петербургской семье. Отец – граф Иван Илларионович Воронцов-Дашков, обер-церемонемейстер, действительный статский советник, член Государственного совета. Мать – Александра Кирилловна, урожденная Нарышкина – светская львица, законодательница мод, образчик хорошего вкуса и просто красавица.

Ирину красавицей не считали, но считали «лучше красавицы» – безукоризненное воспитание, грация, тонкий вкус, образованность делали ее притягательной для каждого, кто был с ней знаком.

Она получила хорошее домашнее образование, свободно владела несколькими иностранными языками. В семье была богатая библиотека, родители любили чтение, в доме часто бывали литераторы, так что молодая графиня выросла знатоком литературы, истории – в том числе, античной, – искусства и театра.

Ей не было восемнадцати, когда она вышла замуж за тридцатилетнего князя Федора Ивановича Паскевича, сына и наследника известного полководца Ивана Паскевича графа Эриванского князя Варшавского, большого богача. Брак этот не был браком по любви, современники писали, что Ирина Ивановна выходила замуж «по необходимости», а Федор Иванович женился «без увлеченности». Не было в этом браке и детей. Однако супруги жили в согласии.

После свадьбы они поселились в особняке на Английской набережной (дом номер 8) – роскошном, богато и со вкусом обставленном, с великолепной коллекцией драгоценного оружия.

Петербургская затворница

Фёдор и Ирина Паскевич
Фёдор и Ирина Паскевич

Для такой богатой и знатной молодой пары жили они чрезвычайно замкнуто, поддерживая лишь некоторые близкие знакомства и дорожа дружбой немногих избранных.

В салоне княгини собирались люди образованные, любящие искусство, сами не чуждые общения с музами. Имелся домашний театр, где играли члены их кружка, а на первых ролях неизменно блистала сама Ирина Ивановна. По мнению тех, кому довелось побывать на этих представлениях, играла княгиня не только увлеченно, но и по-настоящему талантливо.

Она рисовала, необыкновенно хорошо вышивала. Не просто украшала вышивкой подушки, сонетки и ночные туфли, как было принято среди скучающих дам, но и создавала целые картины, превратив вышивку в настоящее искусство. Ее работы нередко оказывались и на выставках. А вышитый Ириной Ивановной «Вид сельского озера» (шелк по шелку) и сегодня украшает экспозицию музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля.

Любовь к литературе и знание языков привели ее к литературным переводам. В 1877 году Ирина Паскевич перевела на французский первый роман Льва Толстого «Семейное счастье» (перевод вышел под названием «Маша», а имя переводчицы было скрыто под псевдонимом Une russe («Русская»). Деньги от продажи книги, как сказано на титульном листе издания, назначались для раненых русских солдат (в те годы шла очередная война с Турцией).

А затем перевела на французский и «Войну и мир» – и это был первый перевод великого романа на иностранный язык. Книга вышла в трех томах, и большая часть тиража была направлена в Париж, где ее распространением занимался сам Иван Тургенев.

Тургенев писал Толстому: «Княгиня Паскевич, переведшая Вашу «Войну и мир», доставила, наконец, сюда 500 экземпляров – из которых я получил 10. Я роздал их здешним влиятельным критикам… Должно надеяться, что они поймут всю силу и красоту Вашей эпопеи».

Французы, очевидно, поняли, потому что первое издание раскупили за две недели даже без особой рекламы. «Война и мир» роздана мною здесь всем главным критикам. Отдельной статьи еще не появлялось… но уже 400 экземпляров продано», – отчитался Тургенев.

Перу Ирины Паскевич принадлежат также переводы толстовских «Севастопольских рассказов» и «Казаков», сборника новелл Ильи Салова и чрезвычайно модного в 1884 году романа Болеслава Маркевича «Марина из Алого Рога».

Граф Сергей Дмитриевич Шереметев писал о ней: «В ней была бездна талантов, ума и добра, не красавица, но лучше всякой красавицы, она была верный друг своих немногих друзей, но круг их был чрезмерно ограничен; от света она отстала и за границу не ездила».

У приятной во всех отношениях княгини был стальной характер: когда в конце 1860-х годов ее супруг поссорился с императором Александром II, она прекратила общение с членами императорской семьи. Единственное исключение составляла невестка царя, жена будущего Александра III, близкая подруга княгини.

Гомель

Гомель. Дворец Паскевичей. Начало ХХ века
Гомель. Дворец Паскевичей. Начало ХХ века. Фото из архива Владимира Лиходедова/www.sb.by

В 1856 году Федор Паскевич унаследовал от отца огромные земельные наделы, поместья в Польше, Литве и Белоруссии, враз оказавшись одним из крупнейших землевладельцев империи. Среди поместий оказалось и гомельское, особенно любимое его отцом.

Когда-то оно принадлежало другому знаменитому полководцу – Петру Румянцеву-Задунайскому. Гомельские земли были подарены ему Екатериной II вместе с постом гомельского старосты и деньгами на строительство дворца. Дворец был построен, потом переделан одним из сыновей Румянцева, потом отошел другому его сыну, и наконец был продан в казну, откуда его и выкупил за 800 тысяч Паскевич-старший.

При нем дворец стал еще роскошней – 64 комнаты, богатейшее убранство. Здесь было спокойно, уютно, несуетно. Наверное, поэтому тут трижды – и с большим удовольствием – бывал Николай I. Ради военачальника он распорядился провести через Гомель шоссе Петербург-Киев и телеграфную линию.

Среди преобразований, которые Иван Паскевич внес в дворцовый ансамбль, стала странноватая, но обаятельная 32-метровая башня с часами, личное пространство хозяина дома. Когда хозяином стал Федор Иванович, на этой башне стали поднимать флаг в честь его с супругой приезда в Гомель.

А приезжать они стали все чаще. Сначала на полгода, чтобы вернуться на зимний сезон в Петербург, но с 1880 года стали жить в Гомеле постоянно. Здесь им было хорошо.

Федор Иванович распорядился устроить парк, создал фамильный склеп, куда перенес останки отца и других родных. Он занимался хозяйством – вместе с дворцом в его собственность перешло полгорода и десятки поместий и хуторов в округе, – и хозяйство это содержалось в безукоризненном порядке. Помимо прочего, регулярно проводились описи всего имущества – два из них сохранились. В них фигурируют «3214 предметов высокохудожественной работы», хранящиеся во дворце, в числе которых – картины, художественное стекло и фарфор, ковры и гобелены.

Князь активно участвовал и в общественной жизни – в частности, в разработке крестьянской реформы 1861 года, был почетным мировым судьей, открыл в Добруше писчебумажную фабрику, где впервые в России был введен восьмичасовой рабочий день.

Супруга же занялась благотворительностью.

«Наша Иринушка»

Фамильная часовня-усыпальница Паскевичей. Слева – начало XX века. Справа – современный вид
Фамильная часовня-усыпальница Паскевичей. Слева – начало XX века. Справа – современный вид. Фото: Виктор Толочко/ИТАР-ТАСС

Будучи человеком добрым и чутким, Ирина Иванова и прежде не раз помогала нуждающимся. В Гомеле же она без всякого преувеличения чувствовала себя настоящей хозяйкой, что налагало определенные обязанности. И довольно скоро княгиня Паскевич уже занималась всеми социально значимыми городскими проектами.

Началось с ежемесячных пожертвований бесплатному женскому училищу в Спасовой слободе, затем она открыла приют для девочек, основала Гомельское общество вспомоществования учащимся, которое возглавляла много лет.

В 1880-х годах Ирина Паскевич построила в городе приют с ночлежкой для бездомных и чайной, открыла богадельню для женщин. В городе она создала музыкальный салон для обучения детей музыке и пению, ежегодно оплачивала обучение двадцати способных ребят из малоимущих семей. Многие из них вслед за начальным образованием при поддержке Ирины Ивановны оканчивали гимназию, а затем и университет. Мужскую классическую гимназию в Гомеле построила тоже она – сегодня это одно из зданий Белорусского государственного университета транспорта. Из этой гимназии вышли знаменитый советский авиаконструктор Павел Сухой, художник Георгий Нисский, психолог Лев Выготский.

Немало сил и средств было вложено и в создание медучреждений. Стараниями княгини в Гомеле были построены приемный покой, женская больница, родильный дом, земская больница. Она основала и клинику глазных болезней. Одним из ведущих врачей в ней стал Авраам Брук – мальчик, которому Ирина Ивановна помогла выучиться. Больница эта проработала до начала Великой Отечественной. Кроме того, княгиня выделила 250 тысяч на строительство нейрохирургической клиники в Петербурге.

Помимо этого, она щедро помогала и обычным людям, обращавшимся к ней. Многих бесприданниц Гомеля оделила приданым. Все окрестные ребятишки собирались к княгине на Рождество, где получали угощение и подарки. Даже городской водопровод и электрификация не обошлись без поддержки княгини Паскевич.

Отношение к ней в городе было соответствующее. Ее называли «княгинюшкой», «Иринушкой», «нашей Ириной», не просто уважали, а почитали.

В 1903 году она овдовела – Федор Иванович лег в тот самый фамильный склеп, который когда-то построил. С тех пор княгиня одевалась почти всегда в черное, украшаясь разве что белоснежными кружевами, которые любила, ценила и собирала. И продолжила свою благотворительную деятельность.

«Тетушка всего общества»

Бумажная фабрика Паскевичей в Добруше. Начало ХХ века. Фото из архива Владимира Лиходедова
Бумажная фабрика Паскевичей в Добруше. Начало ХХ века. Фото из архива Владимира Лиходедова/www.sb.by

Так в 1905 году она открыла сразу четыре народных училища в деревнях Прибор, Залипье, Давыдовка и Студеная Гута в 1905 году. Выделила средства на постройку, на жалование учителям, отопление и освещение, покупку учебных пособий и книг.

В годы Первой мировой открыла в собственном дворце госпиталь, за что получила личную благодарность Николая II. Поддерживала инвалидов войны и семьи погибших, выплачивая им пенсии из своего фонда. А гомельские газеты тех лет печатались на бумаге, которую бесплатно предоставляла Добрушская писчебумажная фабрика Паскевичей.

О том, как Ирина Паскевич встретила Октябрьскую революцию (а она оказалась как раз в эпицентре событий, в столице), писала княгиня Юлия Кантакузина:

«Все были испуганы, и не без основания. Но были великолепные примеры мужества и благородства перед лицом опасности. К их числу относилась и старая княгиня Паскевич. Я случайно узнала, что она в городе, и отправилась навестить ее, между нами издавна существовали теплые взаимоотношения, с моей стороны основанные на исполненном благодарности восхищении, возникшем за долгие годы общения. Ее называли «тетушкой всего общества», так много людей было с ней связано. Ее всегда окружало много народу, хотя она была 80-летней бездетной вдовой и почти слепой. Я нашла хозяйку, как всегда, сидящей в черном шелковом платье и изящном кружевном чепце. Выражение ее прекрасного лица ничуть не изменилось, когда она с приветливой улыбкой протянула мне руку, которая в былые дни вдохновляла на написание сонетов и все еще была восхитительной. Мы долго разговаривали, и хотя она говорила о ситуации с глубокой печалью, все же, как и я, верила в будущее России. Я смотрела на нее, и мне казалось, что ее предки гордились бы ее мужеством перед лицом врага и черни».

Памятник И. Паскевич на ул. Ирининской в Гомеле
Памятник И. Паскевич на ул. Ирининской в Гомеле. Фото: Александр Соколов / wikipedia

Друзья уговаривали ее уехать из мятежного Петербурга на юг, но она осталась во дворце на Английской набережной, а когда его отобрали, уехала в Гомель. Сознавая, что будет дальше, сама подготовила опись всех своих владений и оформила дарственную новым властям. Вероятно, это и спасло ее от репрессий.

Последние годы своей жизни она провела у своей бывшей гувернантки, у врача Брука, у своего бывшего повара. Там и умерла от воспаления легких в 1924 году, немного не дожив до своего девяностолетия.

Ее похоронили у Петропавловского собора, построенного ее мужем. Несколько лет спустя перезахоронили на Новиковском кладбище, но и там не пришлось найти покой – кладбище переделали в Студенческий сквер, и могила княгини канула, как сотни других.

Гомельский дворец был практически разрушен в Великую Отечественную, но впоследствии восстановлен. Сегодня это одна из главных достопримечательностей Беларуси, изображение дворца нанесено на одну из национальных денежных купюр. Дворец и парк входят в музейный комплекс.

Главный хранитель фондов музея Татьяна Шода рассказывает, что не сохранился ни один из портретов княгини, когда-то украшавших Гомельский дворец, и только в 1997 году музейщики смогли отыскать в Эрмитаже ее изображение работы французского художника Ипполита Робийяра, ранее принадлежавшее брату княгини – Иллариону Ивановичу Воронцову-Дашкову.

Ирину Ивановну Паскевич в Гомеле и сегодня почитают как одного из важнейших в истории города людей. Одна из центральных улиц – та, где работала глазная лечебница – носит название Ирининской.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем файлы cookie и метрические программы. Что это значит?

Согласен