Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Иоанн Лествичник: «Я не постился чрезмерно»

12 апреля Православная Церковь чтит память святого Иоанна Лествичника, автора «Лествицы», 30 шагов к Богу. Часто считают, что это чисто монашеский учебник. Но мы поискали и нашли в нем вполне универсальные советы

Преподобный Иоанн Лествичник, икона. Фото: https://azbyka.ru/. Развалины древней христианской церкви на вершине горы Синай. На заднем плане гора Святой Екатерины. Рисунок 1837 года. Фото: wikipedia

Святой Иоанн Лествичник (VI–VII вв.) свою «Лествицу» – аскетический путеводитель христианина – условно разделил на 30 ступеней, тем самым показывая, что в духовной жизни важно двигаться с терпеливым постоянством, небольшими шагами, сохраняя темп «poco a poco» (мало-помалу, постепенно).

Тише едешь – дальше будешь

Очень важно понять свою меру, считает святой Иоанн: «Есть люди, мужественные душой, – пишет он, – которые от сильной любви к Богу и смирения сердца покушаются на деяния, превосходящие силу их; но есть и гордые сердца, которые отваживаются на такие же предприятия». Человек склонен к тому, чтобы неправильно оценивать свои силы. Переоценив по гордости, впадает в нервное и физическое истощение, разочарование. Недооценив, делает меньше, чем мог бы. Но из этих двух крайностей первая, по опыту св. Иоанна, бесспорно опасней и вредней:

«Я не по­стил­ся чрез­мер­но и не пре­да­вал­ся уси­лен­но­му ноч­но­му бде­нию, но сми­рял­ся… и  Гос­подь ско­ро спас ме­ня», – писал знаменитый аскет.

Как жить, никого не смущая и не огорчая?

Слева – страница «Лествицы» из списка 1334 года. Справа – «Лествица» Иоанна Лествичника, списанная митрополитом Киприаном. Рукопись № 152. Фонд 173.I. Фундаментальное собрание библиотеки МДА
Слева – страница «Лествицы» из списка 1334 года. Справа – «Лествица» Иоанна Лествичника, списанная митрополитом Киприаном. Рукопись № 152. Фонд 173.I. Фундаментальное собрание библиотеки МДА

Ближний – наше зеркало, считают святые отцы. Благодаря ближним – в семье, на работе, в интернете и соцсетях – нам дается возможность видеть себя не мечтательно, а в истинном свете: например, мы уверены, что отлично знаем, как решить важный политический вопрос и что именно нужно сделать президенту, о чем и пишем в соцсетях со всей экспертностью. А в ответ получаем плюху в виде «ах, какой отстой».

Так вот тут надо довериться не себе, а ответившему ближнему:

«Чтобы привести нас к смирению, Господь устроил так, чтобы наши язвы лучше всего были видны нашему ближнему, а не нам самим; и потому мы обязаны не себе приписывать исцеление наше, но ближнему и Богу воздавать благодарение о здравии», – пишет Иоанн Лествичник.

То есть если нас огорчает, что на службе начальник, как нам кажется, поступает с нами неуважительно, даже невежливо, – это неглубокий взгляд на дело. В такой ситуации, по святому Иоанну, содержится огромный целительный эффект. И надо не огорчаться, а радоваться, «пить поругание, как воду», потому что гордым это самим Богом прописано для выздоровления, если, конечно, гордящийся – мужественный, серьезный человек, а не духовный младенец.

«Если ты высокомерен, то да будет твоим руководителем человек суровый и неуступчивый, а не кроткий и благодушный», – утешает гордых святой Иоанн,

потому что «небольшой огонь смягчает много воска: часто и малое бесчестие, нанесенное нам, вдруг смягчает, услаждает и истребляет всю свирепость, бесчувствие и ожесточение сердца».

И еще: «Многие называют себя грешниками, а может быть, и в самом деле так о себе думают; но сердце искушается уничижением (от других)».

Важно следить за собой, чтобы и не повредить другому:

«Находясь в общежитии, внимай себе, и отнюдь не старайся в чем-нибудь показываться праведнее других. Иначе ты сделаешь два зла: других уязвишь своею ложною и притворною ревностию и себе дашь повод к высокоумию».

Высокоумность проявляется, считает Лествичник, и у тех, «кто в беседе упорно желает настоять на своем мнении, хотя бы и справедливом. Желание быть всегда правым – признак диавольского недуга (гордыни. – Ред.), и если человек так поступает в беседе с равными, то, может быть, обличение старших и исцелит его; если же обращается так с большими себя, то этот недуг от людей неисцелим».

Гордых Лествичник призывает хотя бы не хвастаться: «Не хвались много, о человек, богатством, которое ты без труда получил; но знай, что Податель даров, предвидев великое твое повреждение, немощь и погибель твою, захотел хотя как-либо спасти тебя дарами, тебе данными и незаслуженными тобою».

И вот еще интересное:

«Безрассудный, когда его укоряют или осуждают, оскорбляется и старается противоречить или немедленно просит прощения у своего обличителя, не по смирению, но только чтобы прекратить выговор. Когда бьют тебя выговорами и укоризнами, молчи и принимай душевные прижигания. Или лучше сказать, светильники чистоты. Когда же духовный врач твой перестанет тебя обличать, тогда кайся пред ним: ибо в самом действии гнева он, может быть, и не примет твоего покаяния».

Признак покаяния

Лествица райская (византийская икона XII века, монастырь Святой Екатерины, Синай) и древнерусская миниатюра начала XVI века
Лествица райская (византийская икона XII века, монастырь Святой Екатерины, Синай) и древнерусская миниатюра начала XVI века

Терпеть себя, прижигать свои грехи – это и есть покаяние, на практике, а не на словах. И потихонечку, обещает святой Иоанн, порукой чему огромный пастырский опыт Лествичника, сделаешься, милостью Божией, чуть-чуть добрей, милосердней и смиренней.

«Признак прилежного покаяния заключается в том, что человек почитает себя достойным всех случающихся ему видимых и невидимых скорбей и еще больших.

Моисей после того, как видел Бога в купине, снова возвратился в Египет, или в омрачение к деланию кирпичей, может быть, мысленного Фараона; но потом он опять восшел к купине, и не только к купине, но и на гору Боговидения. В нищету пришел великий Иов, но потом опять вдвойне обогатился».

А поэтому никто не отчаивайся, ведь «нет ничего равного милости Божией; нет ничего больше ее. А отчаивающийся сам себя губит». И не печалься больше положенного: «Как часто слишком большое количество дров подавляет и угашает пламень, и производит множество дыма: так часто и чрезмерная печаль делает душу как бы дымною и темною и иссушает воду слез».

Признаком же прощения грехов святой Иоанн считает состояние, «когда человек всегда почитает себя должником перед Богом». То есть уже не возникает вопросов: «Я молился, постился, волонтерил, а мой сын в институт не поступил».

Решимость на борьбу со своими грехами ради Господа, по мнению святого Иоанна, сама по себе достойна похвалы: «Некоторые, не знаю почему, так сказать, по природе, наклонны к воздержанности, или к чистоте, или к скромности, или к кротости, или к умилению. У других же сама природа сопротивляется всем добрым качествам, и они насильно принуждают себя; и хотя иногда и побеждаются, однако их, как борющихся со своим естеством, я почитаю больше первых».

Молитва

Большой собор Донской иконы Божией Матери, церковь преподобного Александра Свирского и церковь преподобного Иоанна Лествичника на территории Донского монастыря
Большой собор Донской иконы Божией Матери, церковь преподобного Александра Свирского и церковь преподобного Иоанна Лествичника на территории Донского монастыря. Фото: Ирина Дмитриева/ТАСС

Без молитвы, искренней и простой, при всех трудах неоткуда взяться покаянию.

Здесь о. Иоанн советует: «Не употребляй в молитве твоей премудрых выражений; ведь часто простой и неухищренный лепет детей был угоден Небесному Отцу их.

Долго пребывая на молитве и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел: само пребывание в молитве уже есть приобретение.

Если кто-то просит тебя помолиться о нем, то, хотя ты и не стяжал дара молитвы, не отказывайся. Часто вера просящего спасет и того, кто молится о нем искренне. Но и не возносись, если ты молился о других и был услышан; это вера их подействовала и была принята Богом».

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?