Фонд привлекает сотрудника из бизнеса: 9 способов облегчить переход

В третьем секторе все больше специалистов, перешедших из коммерческих компаний в НКО. Выводят ли они фонд на новый уровень или наоборот уничтожают климат и мотивацию? Удачные примеры и ошибки

Иллюстрация. Офисные работники и дорожные знаки
Изображение с сайта aepicot.pw
Изображение с сайта aepicot.pw

Сразу не заработает

Кадровый кризис в НКО – признак стремительно растущей профессионализации сектора. Он развивается в России бешеными темпами, и сюда устремляются харизматики, обладающие ценным опытом работы в бизнесе и гибким мышлением. В первую очередь, НКО заинтересованы в приходе из бизнеса профессиональных управленцев, юристов, финансистов, специалистов по коммуникациям и IT– их универсальные компетенции и опыт фондами остро востребованы.

Сложность в том, что большинство фондов не могут принять объективное решение – подходит ли им этот «человек из бизнеса», считает Антон Степаненко, руководитель платформы социальных изменений Todogood. На это есть две причины. «Первая – поскольку у кандидата другой опыт и другие компетенции, нет возможности, глядя на резюме, дипломы, опыт, предположить, насколько эти навыки и знания окажутся полезными, – говорит эксперт. – Вторая – у фонда как правило недостаточно опыта для отбора и интеграции такого сотрудника».

«Когда четыре года назад я пришла в фонд из медиа-сферы, про НКО я не знала почти ничего, – рассказывает Оксана Разумова, председатель Правления фонда «Друзья». – Сейчас могу с уверенностью сказать, что абсолютно не важно, откуда перешел человек – из одной индустрии в другую или из бизнеса в некоммерческий сектор. Механизмы адаптации схожи. Главное, на мой взгляд, понимание, что привлечение нового сотрудника – долгий проект». Если руководитель фонда берет человека без опыта работы в НКО и ждет, чтобы тот сразу же наладил ключевые процессы и «потушил пожар», скорее всего ничего не получится. Сотрудник с бизнес-компетенциями, безусловно, очень ценен, но и вложить в него надо немало.

Избавьтесь от «синдрома старшего брата»

Портрет Марии Морозовой, директора фонда Елены и Геннадия Тимченко
Мария Морозова, директор фонда Елены и Геннадия Тимченко

Сложности возникают, если люди из бизнеса ощущают «синдром старшего брата», или рассчитывают «отдохнуть» в фонде или воспринимают работу в фонде как своего рода «дауншифтинг», программу преодоления личного кризиса, поиска себя и смысла жизни, говорит Мария Морозова, директор фонда Елены и Геннадия Тимченко: «Столкновение с реальностью при таких неправильных ожиданиях чревато взаимным разочарованием или раздражением. Стоит помнить, что объект благотворительной деятельности фонда – не его сотрудники».

Лучшая мотивация – стремление внести вклад в развитие интересной для тебя организации. Уважительное отношение к ней и разделение ее ценностей дают шанс на то, что сотрудничество будет успешным.

Новичку важно также не строить иллюзий. НКО – не идеальный мир всеобщего братства и единения. В некоммерческих организациях, как и везде, работают очень разные люди. «Раньше я думала, что некоммерческие организации – собрание только безусловно очень добрых людей, но это довольно конкурентная и очень эмоциональная среда, в которой бывает непросто», – говорит Дарья Байбакова, ныне директор московского филиала благотворительной организации «Ночлежка».

Помните, что многие процессы нужно строить с нуля

Портрет Дарьи Байбаковой, директора московского филиала благотворительной организации «Ночлежка»
Дарья Байбакова, директор московского филиала благотворительной организации «Ночлежка»

До этого Дарья 10 лет проработала финансовым аудитором. Ее история типична для многих, кто перешел из бизнеса в НКО. Тяжело заболел близкий человек – бабушка. Дарья столкнулась с миром социальных проблем: походы по врачам, недоступность качественной медицины и отсутствие информации, когда она особенно нужна. «Я узнала, что есть люди, которые в такой ситуации могут что-то поменять к лучшему, – говорит Дарья. – Тогда я поняла, чего хочу и чего не хочу в работе. И стала искать вакансии в НКО». В итоге с менеджерской позиции она пришла в благотворительный стартап – устроилась директором по фандрайзингу благотворительной программы Spina Bifida фонда «Сделай шаг».

Это было непросто, но очень полезно. Вначале у фонда не было ничего, кроме названия и расчетного счета. Приходилось с нуля и по сути одной создавать процессы работы с подопечными, благотворителями, искать волонтеров, создавать сайт, подключать платежные системы. Дарья поняла, как устроены основные процессы НКО изнутри и осталась в некоммерческом секторе. Сейчас она возглавляет московский филиал благотворительной организации «Ночлежка» по программе «Команда профессионалов» фонда «Друзья».

Прикрепите наставника

Портрет Алены Мешковой, директора БФ Константина Хабенского
Алёна Мешкова, директор БФ Константина Хабенского. Фото: Вадим Кантор / Агентство социальной информации

Новичку из бизнеса в НКО нужен наставник (ментор, друг, более опытный сотрудник), который введет в курс дела, объяснит, как работает система, какие главные игроки и к чему стремится фонд в этом секторе. «Для меня, например, такими менторами были трое учредителей и экспертный совет, которые вводили меня в курс дела в течение года, – вспоминает Оксана Разумова. – Вместе мы разрабатывали дорожную карту и стратегию развития фонда».

Готовьте к тому, что придется «поработать руками». Управленцы, которые приходят из крупных компаний, привыкли, что на них работает целый штат. В НКО чаще всего приходится работать в одиночку, и возможно, делать то, что человек последние 15 лет вообще не делал, а только поручал делать большим отделам подчиненных.

«Специалиста, долгое время проработавшего в компании с четко выстроенными процессами и привыкшему к планированию на год, действительность НКО может немного испугать, – говорит Алёна Мешкова, директор БФ Константина Хабенского. – Новые данные, поступающие каждый день, подрядчики pro bono, двигающие ваши проекты на второе место, ограниченность ресурсов — не каждый готов к такому режиму работы. И это нормально: могу с уверенностью сказать, что в итоге с нами остаются самые сильные, смелые и ловкие — из таких людей и состоит сегодня команда фонда».

Четко определите функционал

Портрет Оксаны Разумовой, председателя Правления фонда «Друзья»
Оксана Разумова, председатель Правления фонда «Друзья»

По данным исследований сектора НКО, обнародованным РАБО, одной из основных сложностей в своей работе 63% менеджеров НКО считают необходимость совмещать много разных видов деятельности. «Большое количество фондов не дошли до момента разделения функционала сотрудников, – говорит Оксана Разумова. – Если человек сегодня перетаскивает коробки, завтра делает пиар-план, а послезавтра пишет маркетинговую стратегию, он долго не протянет. Фонд – это, как правило, организация с непонятной плавающей структурой, а человек из бизнеса напротив привык к компании, где структура жесткая. Если этого не понимать, и не искать точки соприкосновения, либо фонд не примет такого человека, либо сам кандидат не сможет работать».

Правильно мотивируйте

Иллюстрация. Офисные работники за столом
Изображение с сайта pageuppeople.com

Зарплаты в некоммерческом секторе невысоки – в разы ниже, чем на сопоставимых позициях в коммерческом секторе. Это компенсируется мощным ощущением наполненности жизни и смыслом работы.

«Работа в «Ночлежке» дает мне огромное чувство удовлетворения и понимание, зачем я работаю, радость работы с прекрасными людьми и большими профессионалами, – говорит Дарья Байбакова. – Для меня возможность изменить что-то к лучшему в системе помощи бездомным людям – большой вызов самой себе. Ради таких задач я и шла в НКО. Никогда мне не было так интересно работать. Хотя никогда не было и так сложно».

Есть и другие преимущества. «Сотрудники нашего фонда, пришедшие из крупных российских и зарубежных компаний, говорят, что такой степени свободы — отсутствия бюрократии, возможности придумывать и реализовывать собственные идеи и проекты — они в бизнесе не встречали, – говорит Алёна Мешкова. – Здесь не нужно ждать, пока твое предложение пройдет двадцать согласований, здесь вообще некогда ждать: придумал — оценил риски, защитил — пошел делать. Для инициативных людей, которые чувствуют в себе силы быть «человеком-оркестром», быстро переключаться между задачами и оставаться при этом эффективным специалистом с холодной головой, работа в благотворительности может показаться очень комфортной».

Учитывайте психологическую совместимость

Портрет Вероники Марченко, директора фонда «Право матери»
Вероника Марченко, директор фонда «Право матери»

Помимо профессиональных компетенций, важно учитывать психологическую совместимость с сотрудником – нужно, чтобы случился «клик» между людьми. «Я думаю, что можно рискнуть и даже взять человека без профильных компетенций, – говорит Антон Степаненко. – При условии, что у фонда (прежде всего его директора) есть очень сильный личный контакт с таким кандидатом, и достаточно времени и ресурсов на его интеграцию. Я бы также предложил составить план развития, который учитывал бы, какие инструменты и компетенции и конкретно как этому кандидату нужно будет освоить для успеха».

Сотрудничество не складывается, если фонд и крупный «топ» из бизнеса каждый тянут одеяло на себя и не признают в партнере равного, навязывают свой подход как единственно верный и не слышат друг друга. «Когда бизнес играет в НКО, считает работающих в этой сфере людьми второго сорта (при том, что у всех нас блестящее высшее образование и наш выбор не в пользу денег/коммерции – не результат «неудачливости», а глубокая жизненная философия), или вообще использует НКО в своих целях – ничего хорошего получится не может, – говорит Вероника Марченко, директор фонда «Право матери» (оказывает бесплатную юридическую помощь родителям и вдовам погибших солдат). – Авторитаризм в долгосрочной перспективе всегда проиграет демократии. Неравноправная, перекошенная конструкция всегда рухнет. А под руинами окажутся подопечные».

«Новичку из бизнеса я бы порекомендовала, с одной стороны, очень трезво смотреть на работу некоммерческой организации, оценивать ее также, как вы оценивали бы любую другую компанию, выбирая место работы, – говорит Дарья Байбакова. –  Насколько близка вам тема, с которой организация работает? Ее корпоративная культура? Стиль руководства? Насколько понятен вам ваш функционал? Видите ли вы (и согласны ли) с тем, как организация оценивает результаты своей работы и работы сотрудников? Понимаете ли вы, какова стратегия развития организации в краткосрочной и долгосрочной перспективе? С другой стороны, важно не забывать про особенности работы в НКО: близость человеческой боли, сложность социальных тем, с которыми придется работать, возможность выгорания – все это, как мне кажется, важно оценить и принять во внимание».

Не врут, нет двойных стандартов и не воруют

«Юристов мы всегда набираем по конкурсу, – говорит Вероника Марченко. – Адаптация для тех, кто приходит из коммерческих фирм, – поверить в то, что есть работа, где не врут, нет двойных стандартов, не воруют. Некоторые первый раз в жизни видели волонтеров: чтобы кто-то приходил помогать в свое свободное время и за бесплатно. Несколько раз новички, поняв, что здесь нет взяток и черных конвертов, уходили. Большинство, отработав в фонде в среднем по 7 лет (нынешние юристы с нами 12 и 6 лет), вспоминают эту работу как лучшее и самое свободное время в своей жизни, переписываются со мной спустя десятилетия (фонд работает 30 лет) и являются пожизненными сторонниками фонда».

Обучайте

Иллюстрация. Девушка перед доской с презентацией
Изображение с сайта getapp.com

Любая область, будь то современные технологии работы в сообществе или фандрайзинга, практические навыки менеджмента, общественное руководство НКО, управление общинными центрами и волонтерами, требует четких знаний. По данным исследований Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), 40% российских менеджеров НКО считают, что сталкиваются с проблемами из-за недостатка профзнаний. Те же барьеры возникают у специалистов, работающих над социальными и благотворительными проектами крупных коммерческих компаний.

Для обучения могут быть задействованы внутренние или внешние ресурсы, например, профильные курсы. Если нет возможности отправить сотрудника на курсы, можно привлечь экспертов-интеллектуальных наставников. Если сложно привлечь экспертов (фонд находится в глубинке), можно мониторить новости и тенденции сферы в интернете, вместе разбирать кейсы. Руководителю фонда необходимо быть в курсе последних тенденций, отвлекаться от рутины и понимать, какие новые практики можно почерпнуть у других игроков рынка.

Заряжайте

Иллюстрация. Генерация и обсуждение идей
Изображение с сайта lynda.com

«Большинство людей, которые переходят из бизнеса в НКО говорят, что им хочется делать что-то доброе и светлое, – говорит Оксана Разумова. –  А дальше они попадают в НКО, и очень много зависит, насколько внутри команды проработана миссия и насколько сильны амбиции. Любой волонтер ждет крутой идеи, чтобы его зажгли. Миссия и задача фонда должны быть большими и интересными».

После того, как человек адаптировался, обязательно проговаривать стратегию, устраивать мозговые штурмы, не замалчивать проблемы.

Многие люди, пришедшие из бизнеса, не понимают до конца останутся ли они в некоммерческом секторе или снова вернуться в бизнес из этой сложной сферы, обретя новые навыки. Однако очевидно, что интерес к НКО у российского бизнеса будет расти с каждым годом. Ниша профессиональных специалистов некоммерческого сектора только заполняется.

Команда фонда «Друзья» на 90% состоит из людей, которые раньше работали в бизнесе. Два года назад фонд запустил программу «Команда профессионалов». Одна из задач – найти специалиста (уровень топ 1-2-3) для НКО, если это предусмотрено проектом развития для фонда. Такого специалиста «Друзья» трудоустраивают, прорабатывают совместную стратегию, помогают в выстраивании процессов, регулируют спорные моменты и в течение двух лет выплачивают сотруднику зарплату. Всего было два набора – в первый раз отобрали пять фондов, во втором наборе, который запустился весной 2019 года, участвуют еще четыре фонда. Сейчас в рамках программы «Команда профессионалов» фонд «Друзья» обеспечивает работу 3 таких управленцев.

*Редакция выражает благодарность за помощь в подготовке статьи Веронике Мисютиной, советнику Центра управления благосостояния и филантропии бизнес-школы СКОЛКОВО, руководителю направления филантропических программ департамента корпоративного обучения бизнес-школы СКОЛКОВО

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?