Чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» – сколько утешительного заключено в одном уже имени этой иконы – укрепляющем веру людей в Богоматерь как в дивную Заступницу, Которая спешит всюду, где слышится стон страдания людского, утирает слезы плачущих и в самом горе дает минуты отрады и радости небесной. Радуйся же вечно Ты, небесная скорбящих Радость!
Самые известные списки
Наиболее раннее документальное упоминание об иконе с названием «Всех скорбящих Радость» относится к 1683 г. Этот образ был написан придворным живописцем И. Безминым, его стиль и иконография должны были следовать европейским, вероятнее всего польским, образцам. Нет уверенности, что на первых изображениях присутствовали образы страждущих. По описи арзамасского Алексеевского монастыря 1686 г. на иконе с таким названием была представлена только Богородица с двумя ангелами. Изображений страждущих нет и на петербургской чудотворной иконе. Подобная композиция совпадает с западноевропейской иконографией Gloria (Прославление Богоматери).
В 80-х гг. в составе клейм расширенного акафистного цикла на иконах Семена Спиридонова Холмогорца появляется изображение Богоматери «Умиление и посещение в беде страждущим», восходящее к европейской Madonna Misericordia (Милующая), наиболее ранний датированный пример – «Богоматерь с Младенцем на троне, с 40 клеймами акафиста», 1687. Богоматерь изображалась без Младенца, с разведенными в стороны руками и в окружении разнообразных страждущих, располагавшихся в три ряда по обеим сторонам от Нее. Не исключено, что подобное изображение групп страждущих стали помещать на иконе «Всех скорбящих Радость» после прославления образа в Спасо-Преображенской церкви на Ордынке в 1688 г. под влиянием композиции «Умиление и посещение в беде страждущим».
Композиция московской чудотворной иконы с изображением страждущих восходит к Gloria: в центре Богоматерь с Младенцем, стоящая на облаках и окруженная сиянием, по сторонам вверху два ангела с рипидами, еще два ангела помещены среди скорбящих. Особенность московской чудотворной иконы в изображении святых над страждущими: слева – прп. Сергия Радонежского и свт. Феодора Сикеота, справа – прп. Григория Декаполита и Варлаама Хутынского.
Подбор святых указывает на патрональный характер иконы, написанной по индивидуальному заказу и именно для Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, где издревле находился придел прп. Варлаама Хутынского. Над Богоматерью представлено изображение Св. Троицы (т.н. новозаветной), под ней – картуш с текстом кондака иконе. Эти особенности указывают на вторичность иконографии образа и косвенно свидетельствуют о том, что петербургская чудотворная икона была первоначальной, а московская – списком с нее.
Точные списки с московской иконы известны с нач. XVIII в. Состав дополнительных святых на них мог меняться в соответствии с требованиями заказа, иногда они отсутствуют. Распространению этих списков в XVIII в. способствовали гравированные листы, выполненные с чудотворного образа.
На петербургской иконе, в целом совпадающей с московской в изображении Богоматери с Младенцем, есть и другие отличия помимо отсутствия страждущих. Так, Богородица представлена стоящей на луне – деталь в сочетании с сиянием, окружающим Ее, соответствует тексту Апокалипсиса о жене, облеченной «в солнце; под ногами ее луна» (Откр 12. 1). Подобные изображения на Западе известны с XIV в., в Россию пришли в XVII в., дав начало нескольким иконографическим типам («Солнечная», «Благодатное Небо» и др.).
Четки в руках Богоматери и Младенца, также западная по происхождению деталь, характерная для иконографии «Rosarium» (Видение Св. Доминика), в русской иконописи встречается чрезвычайно редко, единственный известный пример – икона «Богоматерь Звезда Пресветлая» А.И. Казанцева (90-е гг. XVII в.). Поскольку Богородица держит четки, Ее правая рука не приложена к груди, а опущена. Вместо Св. Троицы (т.н. новозаветной) вверху представлено изображение Бога Отца, что позволяет избежать двойного изображения Христа (как Вседержителя и как Младенца), присутствующего на московской иконе. Точные списки с петербургской иконы очень редки и бытовали только в Санкт-Петербурге.
На рубеже XVII-XVIII вв. в Москве мастерами Оружейной палаты был создан ряд значительных по размеру икон «Всех скорбящих Радость» со страждущими, где изображения Богоматери варьировались. На том основании, что некоторые из них восходят к двум гравюрам Леонтия Бунина (кон. XVII в.), О.Р. Хромов предположил, что могла существовать графическая серия подобных изображений, задуманная в качестве иллюстраций к неосуществленному изданию (очевидно, акафисту), посвященному новопрославленной иконе Божией Матери.
В свою очередь они могли стать образцами для московских икон того времени. Известны следующие варианты: Богоматерь сидит на престоле, Богоматерь стоит, держит Младенца на скрещенных руках по типу Salus populi Romani (Богоматерь Римская), Богоматерь без Младенца по типу Madonna Misericordia (1713), Богоматерь представлена так же, но с распростертыми ангельскими крыльями, Богоматерь стоит на луне, прижав руки к груди и отведя взор вниз,- по зап. типу Immaculata (Непорочное зачатие Богородицы) (1703), Богоматерь в развороте вправо, восходящая на небеса, которые могут изображаться в развернутом варианте, с «бегами небесными» (1707). В списках более позднего времени эти варианты встречаются редко.
Богоматерь без Младенца, в окружении страждущих
На рубеже XVII-XVIII вв. иконы, на которых изображались Богоматерь без Младенца и в окружении страждущих, независимо от того, как Она была представлена, в авторских подписях назывались «Образ умиления и посещения в беде страждущим». К сер. XVIII в. на этот тип, оказавшийся близким по содержанию и композиции к иконографии «Всех скорбящих Радость», перешло название последней.
Среди таких изображений наиболее популярным был вариант, восходящий к композиции Семена Спиридонова Холмогорца, где Богородица, держащая в правой руке жезл, представлена в раю. Символизирующий рай белый фон постепенно был вытеснен разноцветными фонами, но изображения цветов и ветвей сохранялись. Появилась новая деталь – белый плат на главе Богородицы поверх мафория. Этот извод был широко распространен, в т.ч. в старообрядческой среде (Урал, Ветка). К нему относится чудотворная икона из часовни у Стеклянного завода в Санкт-Петербурге.
С начала XVIII в. на этих иконах появились такие детали, как изображение корабля по западному типу «Мадонны мореплавателей», впоследствии часто присутствующее на многих иконах «Всех скорбящих Радость» независимо от варианта их иконографии, а также более редкое изображение радуги в ногах Богоматери, встречающееся в западных изводах Gloria.
В XIX в. наиболее устойчивыми вариантами иконографии «Всех скорбящих Радость» были типы московской чудотворной иконы и «Умиление и посещение в беде страждущим», восходящее к Семену Спиридонову Холмогорцу. В живописной иконе особенно часто встречаются новые, свободные композиции, только отчасти связанные со старыми изводами, что делает невозможной их иконографическую классификацию.
Чудо с больной Евфимией
В Москве в XVII веке прославилась одна икона Богоматери этого имени. Первое чудо от нее совершилось в 1648 г. над больной Евфимией, родной сестрой патриарха Иоакима, жившей на Ордынке. Она жестоко страдала раной в боку. Рана была так велика и столь болезненна, что больная ждала смерти. Но в то же время она не теряла надежды на Божественную помощь.
Однажды утром она во время молитвы услышала голос: «Евфимия! Иди в храм Преображения Сына Моего; там есть образ, именуемый «Всех скорбящих Радость». Пусть священник отслужит молебен с водосвятием, и получишь исцеление от болезни. Получивши же, всем проповедуй милость, ради той иконы явленную, чтобы не сокрыт был источник благодатных исцелений всем требующим». Евфимия исполнила повеление Пресвятой Богородицы: узнала, что в Москве на Ордынке действительно есть храм Преображения; был отслужен молебен, и больная исцелилась. Это произошло 24 октября.
Чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» сегодня находится в московском храме, названном в честь этого образа, на улице Большая Ордынка. Здесь перед ним каждую субботу служатся молебны.
Питерский образ «Всех скорбящих радость (с грошиками)»
Существует несколько версий о том, как образ попал в часовню. Согласно первой, икона была вкладом купца С.И. Матвеева, имевшего торговые связи с заводом. Икона принадлежала его матери, урожденной Куракиной, в их семью «Всех скорбящих Радость» попала после того, как была выловлена из Невы. Согласно второй версии, икону прибило к берегу реки в том самом месте, где была построена часовня. По третьей версии, ее пожертвовал в часовню некий купец из Ладоги, спасшийся от гибели во время бури на реке. Весьма вероятно, что эти предания относились первоначально к Тихвинской иконе Божией Матери, а после прославления иконы «Всех скорбящих Радость» были приписаны ей.
Время построения часовни предание относит к эпохе царствования императрицы Екатерины II и связывает с тем, что у этого места, где раньше был перевоз от Стеклянного завода к деревне Клочки, некогда явилась по воде Тихвинская икона Божией Матери. В наводнение 1824 г. часовня была смыта и отнесена к деревне Клочки, затем восстановлена на прежнем месте Д. Туляковым. На прежнее место были возвращены и иконы. Впоследствии часовня перестраивалась. До 1882 г. была приписана к Скорбященской церкви над вратами Александро-Невской лавры, затем к Борисоглебской церкви на Калашниковской пристани.
23 июля 1888 года в Санкт-Петербурге и его окрестностях разразилась гроза. Молния с силою ударила в часовню у Стеклянного завода, обожгла внутренние стены, но не коснулась образа Богоматери, несмотря на то, что другие иконы были опалены пламенем, а кружка для сбора подаяний совершенно разбита.
От громового удара икона спустилась на землю, причем лик Богоматери, сильно потемневший от времени и копоти, как бы просветлел и обновился. Двенадцать же медных монет из разбитой кружки каким-то образом оказались прикрепленными в разных местах к образу.
К вечеру того же дня весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, и на другой день с раннего утра и до позднего вечера народ в великом множестве окружал часовню, удивляясь дивному знамению милости Божией. С каждым днем богомольцев прибывало все больше и больше. Из Петербурга слух о святой иконе распространялся по всей России. С разных сторон стали прибывать богомольцы. И милость Божия вскоре прославила образ Богоматери дивными чудотворениями.
В 1890 году 6 октября все молящиеся в часовне были свидетелями поразительного исцеления 14-летнего отрока Николая Грачева от припадков и расслабления рук.
Врачи признали неизлечимой его долголетнюю болезнь. Однажды комната больного ярко озарилась сиянием неземного света, и отрок увидел Пречистую Деву, Николая чудотворца и еще некоего святителя в белом клобуке. Богоматерь повелела отроку ехать в часовню и сказала, что после этого только он исцелится. Отрок исполнил повеление. Прибыв в часовню, больной приложился к образу, и падучая болезнь оставила его – руки его получили силу, и с этого времени больной стал совершенно здоров.
Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Лик Ее несколько склонен в левую сторону. Верхняя одежда Богоматери темно-синего цвета, а нижняя – темно-красного. Глава Ее украшена золотистым нимбом и облечена в белое покрывало. Над Нею в облаках восседает Спаситель, держащий в левой руке св. Евангелие, а правою благословляющий. По сторонам образа находятся изображения ангелов и страждущих.
Чудесное обновление иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость с грошиками» в Санкт-Петербурге в 1996 году
2 августа 1996 года члены общины храма Светлого Христова Воскресения у входа на Смоленское кладбище проводили расчистку территории для начала ремонтно-восстановительных работ (храм только отдали епархии). Удаляли гаражи возле западного входа в храм. Сняли грунт, расчистили землю и увидели темную доску. Ковш экскаватора оцарапал ее, чуть не поломав. Столяр подворья Алексей А. поднял досочку.
На обороте оказалось едва различимое, но узнаваемое изображение иконы «Всех скорбящих Радость». Управляющий подворьем диакон Николай Бондарев повез икону домой, чтобы промыть розовым маслом, но когда вынул, то с удивлением увидел, что она стала гораздо светлее. Потом образ на протяжении полугода обновился еще больше.
История обретения святой иконы была отражена в особом акте, подписанном диаконом Николаем и служащими подворья. Она представляет собой литографию, размером 28 х 22 см, наклеенную на тонкий холст и деревянную доску со шпонками. Холст поврежден по краям, кое-где видны дырочки от жучков, черты изображения слегка стерлись – но в целом икона, пролежавшая в сырой земле неизвестно сколь долгий срок, без всякой защитной оболочки, вполне сохранилась.
Надпись на ней подтверждает, что это точная копия иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» из часовни на Стеклянном заводе в Петербурге. Такой она оказалась после грозы, разразившейся 23 июля 1888 года. В тот день молния попала в кружку для сбора денег, и грошики чудесно прикрепились к образу, который впоследствии явил множество других чудес и исцелений, а ныне пребывает в Троицкой церкви «Кулич и Пасха».
Обретение списка в 1996 году произошло за три дня до празднования этой иконы (23 июля/5 августа). И еще одно неслучайное совпадение: буквально в нескольких метрах от места, где она была явлена, высится надгробие над могилой протоиерея Александра Михайловича Иванова (13.02.1857–4.01.1912) – настоятеля Скорбященской церкви на Стеклянном, той самой, где находился и чудотворил почитаемый Богородичный образ «с грошиками»!
Осенью работы по снятию грунта продолжались, и почти на том же месте у западной паперти нашли проржавленный пистолет. Над входом в храм прикреплен цинковый лист, на котором был написан образ Спасителя – он пробит пулями. Как знать, может, кто-то стрелял в икону, но, получив вразумление, тут же и остановился? Этого мы не узнаем, но налицо очевидный факт: от стального орудия убийства остался грязный, изъеденный ржавчиной остов, в то время как лежавший там же образ – досочка с бумажной репродукцией – цел и невредим.
История харбинского обновленного образа
В двадцатых годах нынешнего столетия на Дальнем Востоке, в городе Харбине, молодой еще тогда епископ Нестор своими трудами и заботами основал «Дом милосердия» – благотворительное учреждение-приют как для престарелых и больных людей, так и для детей-сирот.
При этом «Доме милосердия» владыкой Нестором был устроен и освящен храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Узнав об этом, одна из ближайших сотрудниц владыки, глубоко верующая православная русская женщина Екатерина Ивановна Курмей, пожертвовала для храма свою собственную икону этого названия. Старинная эта икона к тому времени настолько потемнела от времени, что на ней почти невозможно было разобрать лики святых угодников Божиих, а тем более прочесть надписи на иконе.
Однажды днем настоятель церкви заметил, что древняя икона начинает светлеть и обновляться… Не доверяя себе, он решил выждать некоторое время; но обновление шло быстро, и через несколько часов икона посветлела настолько, что чудо обновления стало совершенно несомненным и явным для всех подходивших к иконе и знавших прежний ее вид. А в течение суток святой образ просветлел совершенно, лики угодников Божиих и надписи на иконе стали отчетливы и ясны настолько, что можно было подумать, что образ написан совсем недавно…
Поразительное чудо Божией благодати всколыхнуло весь город… Старые харбинцы помнят хорошо это событие. Отовсюду стали приходить верующие люди к новоявленной святыне на поклонение и на молитву, и обновленный образ стал одной из главных святынь не только храма, но и всего православного Харбина.
В Харбине в это время жили благочестивые супруги В.Е. и А.И. Крисламовы. У них была прислуга – молодая девушка по имени Шура. Как раз перед чудом обновления образа эта девушка угорела так тяжело, что врачи предупредили ее хозяйку о неизбежности рокового конца. Опечаленная хозяйка стала горячо молиться пред святым образом о спасении этой молодой жизни, и вопреки приговору врачей больная осталась жива и поправилась…
Значительно позднее, в 50-х годах, произошел следующий случай. Одна женщина после многих затруднений и хлопот получила документы, необходимые для выезда за границу из Китая, и, получивши их, потеряла – уронила на улице. Обнаружив эту потерю, она буквально побежала в храм «Дома милосердия», стала молиться перед святым образом и после молитвы нашла свои документы в целости и сохранности, хотя обронила их на многолюдной улице…
Обновленный образ продолжал оставаться, как и другие святыни, в этом храме, который был закрыт после отъезда настоятеля, а его святыни и утварь перешли в распоряжение китайского правительства. После долгих напряженных и трудных хлопот исполнявшей в последние годы обязанности церковного старосты З.Л. Тауц-Зверевой удалось добиться разрешения на вывоз святынь за границу. И только осенью 1965 года обновленный образ после длительного пребывания в Гонконге был отправлен в США.
Источники: «Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице…» Статья из IX тома «Православной энциклопедии», Протопресвитер Александр Киселев. «Чудотворные иконы Божией Матери в истории России», Алексей Любомудров. «Знамения Божии от святых икон»
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.