Начинается новый учебный год, и мы, родители, хотим, чтобы он стал для наших детей успешным. Кстати, слова «успех» и «успеваемость» произошли от одного древнерусского глагола «спеть», который означает «быстро двигаться вперед», то есть все делать вовремя и правильно.
Какие же факторы влияют на это?
Главный фактор – удовольствие от учебы!
Любой из нас, взрослых, лучше всего будет делать то, что нам нравится само по себе, и сам процесс работы является наградой за нее. Если же есть какие-то дополнительные стимулы, материальные (денежное вознаграждение) или моральные (например, похвала, уважение коллег), мы будем счастливы вдвойне.
Дети не так уж сильно отличаются от взрослых, они тоже лучше всего преуспевают в том, чем им нравится заниматься, а поскольку большая часть наших интересов завязывается в совсем юном возрасте, ключевую роль здесь играют те возможности для развития любознательности, которые предоставляют ребенку семья и начальная школа.
Так, исследование ученых Университета Бристоля установило, что те дети, которые в возрасте шести лет получают удовольствие от занятий в школе/детском саду, демонстрируют лучшие результаты экзаменов через 10 лет. Это поразительно долгосрочный эффект, и пользу его сложно переоценить.
Ученые делали поправки на множество факторов: пол ребенка, возраст в месяцах на начало первого школьного учебного года, принадлежность к этнической группе, когнитивные способности (их оценивали в возрасте восьми лет), достаток семьи.
Детей периодически опрашивали, насколько им нравятся школа и учителя, а кроме того, исследователи знакомились с условиями, в которых дети занимались дома, и оценивали уровень помощи в обучении со стороны родителей.
Некоторые результаты оказались ожидаемыми, другие – не очень. То, что дети, получавшие удовольствие от учебы в самом ее начале, учились лучше остальных и получили более высокие баллы на экзамене в возрасте 16 лет, ученые могли предвидеть, а вот то, какие группы больше всего любили учиться, оказалось для них неожиданностью.
Ранее считалось, материальный достаток семьи коррелирует с успеваемостью ребенка, однако полученные данные такую связь не подтвердили. Получал ли ребенок удовольствие от процесса познания или нет, никак не зависело от его социально-экономического положения.
Важнейший вывод исследования состоит в том, что в момент начала учебной деятельности ряд учеников 6–7 лет благодаря своей любознательности уже находятся в более выигрышной позиции, и это не связано напрямую с достатком семьи, из которой они происходят.
Материальные стимулы: работают ли они?

В то же время семья с высоким достатком, в которой ребенок не любит учиться, имеет возможность применить материальный стимул. Некоторые родители так и делают: вводят систему оплат за хорошие оценки (например, 500 рублей за пятерку, 300 рублей за четверку) и штрафов за неуды.
«А что такого?» – спросит читатель. И вправду, почему бы не простимулировать ребенка деньгами, которые он затем потратит на что-то полезное и приятное для себя (планшет, велосипед, поход в кафе с друзьями)?
Данные научных исследований на этот счет противоречивы.
Интересный эксперимент был проведен в школах Техаса. Там ученики получали определенные суммы наличными за высокие баллы на экзаменах. Ученые установили, что это привело не только к значительному повышению баллов, но и к тому, что большее число выпускников поступило в колледж, а затем трудоустроилось на места с более высокими зарплатами.
Казалось бы, чем не успех? Есть, однако, в этом исследовании один нюанс: материальное поощрение применялось не только к школьникам, но и к их учителям, которые получали надбавки за высокие баллы своих подопечных. Возможно, это стимулировало их к большей изобретательности в педагогической работе, к использованию таких методов и приемов, которые позволяли им повысить эффективность своей работы.
Еще в одной работе было установлено, что младшие школьники не достигали лучших показателей в учебе, если им платили за баллы, а вот когда родители материально вознаграждали их за чтение книг, эффект был заметным. Причина этого, как считают ученые, может заключаться в том, что в начале школьного процесса ребенок еще не очень хорошо понимает, как учиться эффективно, а чтение ему в этом помогает, а потому оно влияет косвенным образом и на его успеваемость.
А находка этого исследования оказалась неожиданной и интересной.
Экспериментаторы выдавали денежное вознаграждение одной из подгрупп школьников в классе, где первоначально все дети были внутренне мотивированы: они получали удовольствие от процесса обучения. Через некоторое время эта подгруппа утратила внутреннюю мотивацию и перестала заботиться об отметках, если за ними не следовало вознаграждение.
Эксперты не рекомендуют родителям использовать деньги как стимул к учебе по ряду причин.
Прежде всего, вы должны определиться с тем, что является вашей реальной целью. Если вам нужны исключительно хорошие отметки, чтобы ваш ребенок выглядел «не хуже других», денежное поощрение может сработать, однако лишь в краткосрочной перспективе. Если по какой-то причине вы не сможете продолжать материальное стимулирование вашего школьника, его успеваемость будет зависеть от того, появилась ли у него за это время долгосрочная мотивация, а это сомнительно.
Длительная и стабильная мотивация может быть только внутренней (когда ученик увлечен и стремится к знаниям), а внешняя мотивация, то есть зависимость от вознаграждения, которое обеспечит кто-то еще, как правило, остается краткосрочной.
Есть и другие минусы материального подхода. Ребенок быстро усваивает, что его усилие имеет денежный эквивалент, и начинает аналогичным образом оценивать и усилия в чем-то другом, например в помощи по дому. Вынес ведро, помыл посуду, пропылесосил – ко всему можно прикрепить ярлычок с ценой и требовать от родителей соответствующей оплаты.
И еще один важный момент. Школьники, которым родители платят, как правило, делают ровно столько, сколько нужно для получения хорошей отметки, и не стремятся расширить свои знания за рамки школьной программы. Чтобы понять, почему это происходит, просто представьте себя на нелюбимой работе.
Значит ли это, что, кроме удовольствия нет иных факторов, влияющих на успеваемость? Конечно же, это не так.
Физическая активность и другие полезные привычки

Как говорит наука, школьные баллы в значительной степени зависят от здоровья ребенка в целом и от каждой из его полезных и вредных привычек в частности.
Правильное питание, физическая активность, здоровый сон связаны с лучшей успеваемостью школьников, а вредные привычки (курение, употребление алкоголя) ее снижают.
К настоящему времени накопился огромный массив исследований на эту тему, все не охватишь в рамках одной статьи, поэтому приведем лишь один пример, который очень ярко демонстрирует связь физической активности с успехами в учебе.
В 2017 году увидели свет сразу два исследования испанских ученых. Группа исследований Университета Кастилии-Ла-Манчи проанализировала физическую активность и успеваемость 10 205 школьников и получила вполне однозначные результаты: активные дети демонстрировали более высокую концентрацию внимания и лучшие результаты в чтении и математике.
Логика за этой закономерностью проста: физическая активность дает приток крови к мозгу, обеспечивая его кислородом и другими важными питательными веществами, повышая коннективность нейронных цепей.
А группа Университета Гренады установила, что здоровая сердечно-сосудистая система, которая связана с физической выносливостью, и хороший уровень развития моторных навыков соответствует большей толщине серого вещества в мозге ребенка. Так что нет ничего удивительного в том, что физическое здоровье – очень важный фактор хорошей школьной успеваемости.
А родители?
Ведь мы тоже фактор, не правда ли? Мы это всегда знали, и наука на нашей стороне.
Наша главная задача – с ранних лет развивать в ребенке любознательность, поощрять физическую активность и другие привычки, связанные со здоровым образом жизни.
Наилучших результатов добиваются те родители, которые работают в контакте со школой, участвуют в подготовке школьных мероприятий, а на начальном этапе – помогают своему юному школьнику с домашним заданием. При этом не надо фокусироваться на отметках и поощрять ребенка исключительно в зависимости от них. Каждый человек, большой или маленький, имеет право на ошибку, и когда вы относитесь к неудаче с сочувствием и пониманием, это только укрепляет вашу дружбу с ребенком и его доверие вам.
Источники:
Kids need more sleep to get better grades
What Factors Contribute to Academic Success in Children?
Children who enjoy school aged six tend to get better grades ten years later
Science says healthy, active kids get better grades
Should parents pay their child for good grades?
Иллюстрации Дмитрия ПЕТРОВА