Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

«Понял, что ничего не понял!»: зачем читать Евангелие вместе

Есть ли смысл посещать евангельский кружок?

Софья БАКАЛЕЕВА, редактор Юлия КАРПУХИНА
Библия во время праздничного богослужения по случаю Рождества Христова в Преображенском кафедральном соборе
Фото: Павел Колядин/ТАСС

Для православного человека постоянное и внимательное чтение Библии – необходимое условие для духовного роста. Однако на практике желание изучать Евангелие дома часто оказывается сложной задачей: не с кем обсудить непонятный стих или разобраться в сложном толковании. Так и получается, что ходим мы в храм по многу лет, Евангелие читаем, но совсем не понимаем.

А что, если попробовать не просто читать, а размышлять в кругу таких же ищущих людей, где можно не бояться ошибиться, высказать догадку или просто помолчать, впитывая смыслы? Мы поговорили с преподавателями евангельских кружков, сходили на занятие в храм Святителя Николая на Трех Горах и расскажем вам, что представляют собой такие кружки, как там изучают Библию и что это дает участникам.

Что такое евангельский кружок (группа)

Группа при храме, созданная для совместного чтения, размышления и обсуждения Евангелия.
Ключевые особенности:
1. Открытость — присоединиться может любой желающий, независимо от уровня подготовки и времени года.
2. Благословение — действует по благословению священника.
4. Ведущий — священник или подготовленный мирянин (обязательно – с богословским образованием).
4. Формат — встреча строится вокруг чтения фрагмента Евангелия, молитвы, личных размышлений и общего диалога.
5. Подготовка — домашние задания (если есть) носят добровольный, необязательный и посильный характер.
6. Цель — не лекция, а совместный поиск смысла, развитие навыка вдумчивого чтения Писания и личного переживания текста.

«Апостолы, как церковные бабуси»

Уютный декабрьский вечер. В комнате горит лишь настольная лампа. В большом окне – подсвеченный ночными огнями краснокирпичный храм Святителя Николая на Трех Горах. За круглым столом неспеша рассаживаются молодые люди 20-25 лет. Каждого вновь заходящего священник Игорь Мазепа приветствует так радостно, как будто ждал именно его. Круглый стол, как будто безразмерный, все вмещает и вмещает всех, кто приходит.

Сегодня читаем Евангелие от Луки, главу 9.

Евангелие от Луки, глава 9, стихи 37-43

В следующий же день, когда они сошли с горы, встретило Его много народа.
Вдруг некто из народа воскликнул: «Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня».
Его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его.
Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли.
Иисус же, отвечая, сказал: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего».
Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его.
И все удивлялись величию Божию.

В комнате повисает тишина. Каждый перечитывает текст про себя. Столько – сколько нужно. Ваня (все имена изменены) поднимает руку первым: «Мне непонятно, кому Христос это говорит – «О, род неверный и развращенный!» Ученикам? За то, что они не могли справиться с заданием? Бесам? Сколько можно мучить людей? Или отцу этого одержимого? А вообще звучит так, как будто Он к тебе обращается… Страшновато…»

Вера поднимает руку следующей: «А может, Он обращается к народу Израилеву?»

Степа уже начинает говорить и вспоминает, что забыл поднять руку. Хотя в группе такое правило – говорить по поднятой руке, чтобы не создавать хаос. «Мне кажется, что Он говорит это отцу, но чтобы не добивать его, обращается через него ко всему народу. Но в материальной плоскости. Им не хватает подлинной веры в Бога».

Вика робко тянет руку и, спрашивая, явно обращается к отцу Игорю: «А если бы отец верил по-настоящему, то апостолы смогли бы исцелить его сына?»

«Не могу ни подтвердить, ни опровергнуть», – признается отец Игорь и задумывается.

Картина. Призвание первых апостолов. Доменико Гирландайо, 1482. Сикстинская капелла
Призвание первых апостолов. Доменико Гирландайо, 1482. Сикстинская капелла, Ватикан

Степа все-таки поднимает руку: «В голове крутится такая привязка… Они же только что спустились с горы Фавор, видели Фаворский свет… Преображение. Август. Время плодов. А Христос смотрит на учеников – которые должны быть плодами – и видит, что плоды-то совсем незрелые. И Ему становится грустно от этого. Может, поэтому Он так резко и говорит?»

Отец Игорь, как и все, поднимает руку: «Мне понравились твои размышления о плодах. Только здесь есть фактологическая ошибка. Все это происходит не в августе, а за 40 дней до иудейской Пасхи. Но Церковью празднование Преображения было перенесено в другое место календаря – за 40 дней до Крестовоздвижения. Так что праздник стал летним отражением Крестного пути Спасителя».

Петр уже тянет руку: «А мне кажется, это вполне логично, что ученики не смогли исцелить одержимого. Это для них была хорошая проверка. Если бы они не встретились с испытанием – слишком поверили бы в свои силы и в себя».

«Да! – Степа опять забывает поднять руку. – Как в следующих стихах:

Евангелие от Луки, глава 9, стихи 51-56

Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицом Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское, чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то́, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.

Получили силу и давай, как в комиксах, пуляться огнем. Как будто опьяненные этой своей силой».

Дружный смех заполняет комнату.

«А самаряне и самаритяне – это одно и то же? Да! Я погуглил – одно и то же. В общем, для них это – чужаки, мигранты. «Понаехали тут».

«Нет, вообще-то это ученики Христа для них – мигранты, а самаряне – местные, они здесь живут».

Израиль во времена Иисуса Христа
Израиль во времена Иисуса Христа. Фото: https://www.jw.org/

«Да, но ученики со Христом просто идут в Иерусалимский храм, ничего плохого самарянам не делают».

«И в общем-то апостолы правы по нормам того времени: кто плохо говорит о Боге – тот должен пострадать. Но Иисус как будто говорит им: «Теперь у нас Новый Завет. Не око за око. Теперь новые правила».

«Так много интересных мыслей, которые раньше не приходили мне в голову… Апостолы, как церковные бабуси, ревностно следуют уставу, канону. А Иисус своими действиями как будто говорит: суть-то не в этом. А я подумала про себя: вот и я так часто цепляюсь за детали, а суть упускаю…»

Ваня поднимает руку. «А я еще не понимаю того фрагмента, в котором Господь показывает апостолам дитя.

Евангелие от Луки, глава 9, стихи 46-48

Пришла же им мысль: кто бы из них был больше? Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик.

Ребенка же принять не сложно. Если бы Он кого-то противного показал, тогда да».

Вика так робко тянет руку, что ее почти незаметно. Но отец Игорь замечает и дает ей слово. «А мне кажется, что в каждом человеке есть неиспорченный ребенок. Может, Иисус имеет в виду: посмотри на неприятного тебе человека – и вспомни, что он тоже был ребенком, который стоит в колготках на табуретке. Может, это про то, как увидеть первозданность в любом человеке».

«А мне сейчас вспомнилось вот что! – говорит отец Игорь. – Ведь для людей того времени ребенок – это всего лишь незрелый взрослый. Он не пашет, не сеет, не может работать. И если ты способен принять кого-то неценного, незначительного во имя Христа, способен увидеть величие в чем-то невзрачном – значит, сможешь познать и величие Христа, и Бога Отца».

Самое ценное – найти свои ответы

Мальчик в храме святителя Николая на Трех Горах в Москве
В храме Святителя Николая на Трех Горах в Москве. Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

Евангельские чтения при храме Святителя Николая на Трех Горах иерей Игорь Мазепа проводит с 2023 года. «У нас нет лекционного формата, где я как священник должен разложить все по полочкам и всех научить, – объясняет отец Игорь. – И если я тоже, как и участники встречи, не очень понимаю написанное, стараюсь этим честно делиться».

Владимир Стрелов, ректор Библейского колледжа «Наследие», ведет евангельские группы с 2000 года и тоже замечает, что, если группа организована разумно, все ее участники скорее делятся и свидетельствуют, чем пытаются толковать, разъяснять и проповедовать.

«В Евангелии есть действительно сложные фрагменты. Возьмем отрывок об искушении Христа. Если кто-то задаст вопрос, знал ли сатана, кого он искушает, я предложу посмотреть классическое толкование и не фантазировать. – рассказывает о своем опыте Владимир. – Чтобы ответить на этот вопрос, нужно иметь невероятный духовный опыт.

А когда мы читаем притчи о Царстве Божием в Евангелии от Матфея (глава 13), мы вполне можем поразмышлять об этом самостоятельно. Когда мы в своей жизни чувствовали Царство Божие, что для нас значат эти слова? Ответы бывают самые разные. Например: «Я почувствовал Царство Божие, когда мне захотелось поблагодарить Бога за то, что Он пришел». Или: «Я почувствовал Царство Божие, но потерял и сейчас его ищу, поэтому стараюсь молиться».

Хорошо, когда люди делятся своим переживанием и друг об друга формируют более глубокое понимание. Важно сформировать в участниках навык чтения Евангелия, опыт вглядывания в этот Текст и в самого себя. Святоотеческие толкования помогают глубже прочесть текст, но важно и современное осмысление. Делясь переживаниями, каждый из нас исследует, как то, что мы прочитали, работает в его жизни, как он может откликнуться на то, что здесь сказано».

А если кто-то скажет что-то неправильное?

«Если же разговор пошел не в ту сторону, я не буду останавливать человека. Но потом обязательно возьму слово и скажу, что с точки зрения церковного опыта это – заблуждение», – объясняет отец Игорь.

Владимир Стрелов считает, что не нужно переживать о том, что обсуждение Евангелия мирянами без богословского образования в какой-то момент может противоречить святоотеческой традиции. Он уверен, что протестантами или сектантами становятся лишь те, кто ищет не Бога, а самоутверждения. При этом он отмечает, что человек, живущий церковной жизнью и осознающий, что нам доступна лишь ничтожная доля смыслов, никогда не будет считать, что его толкование единственно верное.

«Ничего не надо бояться. Истина может сама за себя постоять, – уверен Владимир. – Представьте себе ситуацию: у человека в душе формируются какие-то дикие, искаженные представления о духовной жизни, он несет их в себе и никому не говорит. А в группе он может высказать их вслух. И необязательно даже его жестко поправлять. Если в группе есть люди с большим духовным опытом, они поделятся им. И человек увидит эту глубину и сам сможет поменять свою точку зрения».

Важно аргументировать, но не навязывать

Марина Федякова 15 лет ведет евангельский кружок при храме Влахернской иконы Божьей Матери в Кузьминках. Марина вспоминает, что на одной православной конференции, обсуждая, как проводить евангельские кружки, выделила для себя две важные вещи: «на занятиях должна царить атмосфера доброжелательности и свободы» и «ведущий должен суметь донести Истину, но не обидеть человека».

«Я для себя добавляю еще несколько правил: слушать и слышать каждого человека, относиться к каждому участнику как к личности, не навязывать свое мнение. Мне важно аргументировать свою позицию, но не навязывать ее. Я привожу цитаты из святоотеческой литературы и вообще стараюсь святоотеческие принципы толкования Священного Писания ставить во главу угла. Для этого ведущий евангельского кружка обязательно должен иметь богословское образование.

Но у людей бывают такие установки, которые не позволяют им принять мои аргументы. Как-то один участник настаивал на том, что и сейчас иудеи – избранный народ, ссылался на Ветхий Завет. Но поскольку это не так, и теперь избранные – те, кто пошел за Христом, я приводила цитаты и аргументы, чтобы донести до него церковную точку зрения, но все было напрасно. Но я не переживаю: ведь каждый идет своим путем и дозревает в свою пору».

Марина вспоминает случаи, когда человек ходил регулярно на кружок, читал Евангелие, но не воцерковился: не исповедовался и не причащался: «Значит, это его путь. Нельзя его заставить пройти его быстрее или медленнее».

Вместе больше, чем один

Картина. Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Фрагмент. Тиссо Джеймс, 1886-1896 гг., Бруклинский музей, Нью Йорк
Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Фрагмент. Тиссо Джеймс, 1886-1896 гг., Бруклинский музей, Нью Йорк

Да, можно и нужно читать Священное Писание дома. Но порою человек читает в одиночку, и ему кажется – все ясно. И даже когда он читает толкования, они пролетают мимо него. Потому что он видит ответы на незаданные им вопросы, он не трудился над этим текстом. Когда же люди оказываются вместе, взгляд «острится». «Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего» (Притч. 27:16).

«Однажды мы читали притчу о горчичном семени и притчу о закваске, – вспоминает Владимир Стрелов, – и один человек заметил: а ведь обе эти притчи о росте. Только в одном случае – о количественном (маленькое горчичное зерно превращается в большое дерево), в другом – о качественном (мука становится другою). И хотя я много лет преподаю и читаю Священное Писание с учениками, я не думал об этом раньше. Как мы можем применить это в жизни? С одной стороны, количественно делиться словом, с другой – качественно, быть закваской в собственной семье, например».

«Евангельский кружок нужен именно для этого, – согласна Марина Федякова. – Когда мы читаем Священное Писание и толкования святых отцов самостоятельно – это одно впечатление. Но стоит открыть ту же главу и обсудить ее вместе – открывается такая глубина, такое бездонное пространство! Многие участники делились: некоторые места в Евангелии открылись для меня только в группе – стали понятнее, ближе. И у меня бывают такие же переживания. Недаром сказано «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20).

Говорить никого не заставляем

«Мы заранее готовимся к чтению того или иного фрагмента Священного Писания. Я, как ведущая группы, готовлюсь обязательно, – рассказывает Марина. – Пишу себе шпаргалки, чтобы ничего не забыть. А участники готовятся по желанию. Но я прошу их посмотреть хотя бы толкование Феофилакта Болгарского (если мы читаем Новый Завет) или учебник прот. Геннадия Егорова «Священное Писание Ветхого Завета». Соприкосновение с текстом толкования тоже важный опыт».

Правила евангельской группы

– Любые вопросы и высказывания уместны. Никто никого не осуждает!
– Говорим, предварительно подняв руку. Не перебиваем друг друга, не говорим одновременно.
– Регламент — одно высказывание за один раз.
– Мы говорим «я – высказываниями»: «я чувствую это так», «мне важно поступать вот так». Если приходит человек, который говорит «мы все должны поститься/молиться/любить друг друга», у встречи появляется совсем другая интонация.
– Мы не пересказываем содержание наших встреч за их пределами. Участники могут делиться здесь сокровенными историями и должны быть уверены в конфиденциальности.

«Мы никого не заставляем высказываться, – уточняет Марина. – У нас, например, была женщина, которая много лет регулярно ходила на кружок, но никогда ничего не говорила. Ни слова! Она просто сидела и слушала. И это был ее выбор».

С другой стороны, по словам Марины Федяковой, в разговоре важно не уходить в «бытовуху»: если участники по ассоциации начнут приводить свои жизненные примеры и далеко уйдут от текста Писания, она старается их вернуть к теме встречи.

«Главное, чтобы в центре группы было Священное Писание, – согласен Владимир Стрелов, – если время на группе используется для того, чтобы поговорить о психологических проблемах, поосуждать других, поговорить о политике, стоит ли вообще собираться вместе?

Встречи с посторонними разговорами не оставляют после себя ощущение вдохновения. А если все в группе придерживались текста Писания, искали смысл его слов, делились своими догадками и открытиями о нем – такие встречи всегда оставляют ощущение одухотворенности и подъема. И неважно, сколько человек пришло на встречу. Иногда занятие в маленькой группе может пройти очень эффективно. А иногда в большой – пустовато. Зависит от общего настроения».

«Спокойно, радостно и утешительно»

Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости

Настало время завершать встречу и поделиться впечатлениями от нее. Вера делится первая: «У меня на этой неделе был такой запрос к самой себе: как замолчать, остановить этот бешеный ритм внутри меня, услышать, что в действительности со мной сейчас происходит. Сегодня здесь у меня получилось».

Где, помимо своего прихода, искать евангельскую группу

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 2022 года действует Патриаршая программа по изучению Библии. Она включает в себя бесплатные онлайн-курсы, а также список библейских групп при храмах, материалы в помощь ведущим таких групп.

Каталог пополняется постепенно, каждая группа может сама прислать заявку на добавление в этот каталог. В начале 2026 года будет доступен онлайн-курс по организации приходских библейских групп: от идеи до реализации.

Правила проведения группы можно также прочитать на сайте Экзегет.ру

Методические материалы – на сайте Предание.ру

Вера передает слово Вике: «Всю неделю суета, тревоги, проблемы, но ты знаешь, что есть такая точка опоры. Ты можешь прийти читать Евангелие – и там будет спокойно, радостно и утешительно».

Когда очередь доходит до Степы, он говорит воодушевленно и громче других: «Я вроде дома прочитал. А потом как понял… что ничего не понял! Потом четырнадцатью пар глаз почитали – это что-то! Как будто тебя туда сердцем помещают. Из простого бытования случилось проживание. И вроде уже слова обращены не к ученикам, а к тебе!»

Оля, которая молчала на обсуждении, призналась: «Было столько ответов на мои внутренние вопросы – нарочно не придумаешь».

Круг завершается на Петре. Он молчит неловкое мгновение. А потом тихо говорит: «Сегодня не хотелось идти на встречу. Но я пришел и теперь думаю: «Как же хорошо, что я пришел. Я ведь мог проиграть самому себе».

Из чата «Ваше Благовестие»

«Иногда очень непросто рассказать, как проходят наши встречи и обсуждения, особенно когда речь идет о таких вопросах, как Царство Небесное, которое каким-то образом умещается внутри нас… Приходите говорить об этом снова, потому что ничего интереснее человеки не придумали».

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем файлы cookie и метрические программы. Что это значит?

Согласен