«Закон о целевых капиталах» был принят 10 лет назад. За это время зарегистрировано cвыше 150 фондов целевого капитала, 20 НКО создали целевые капиталы внутри организаций. Суть эндаумента в том, чтобы собрать средства в фонд целевого капитала, но не тратить их сразу, а отдать в доверительное управление и пользоваться не основным капиталом, а процентами, которые к нему прирастают.
По словам президента фонда помощи хосписам «Вера» Нюты Федермессер, целевой капитал – единственный на сегодня инструмент, позволяющий иметь гарантированный доход каждый год. Сумма равная доходу от управления целевым капиталом – своеобразная страховка, на которую можно рассчитывать.
Как решить, нужен ли организации фонд целевого капитала? Оксана Орачева, генеральный директор благотворительного фонда В.Потанина, советует начать с вопроса о миссии организации.
«Не всем НКО подходит эта модель. В первую очередь надо определиться – нам необходим обычный фандрайзинг или целевой капитал на будущее? Вторая развилка – для чего понадобится наша организация в будущем? Действительно ли она должна существовать всегда? Почему люди должны поддержать именно нас? Анализ начинается с философских вопросов, они проясняют экономическую стратегию: как собирать, что собирать, как доказать обществу, что это надо?», – рассуждает она.
Если у НКО возникают проблемы со сбором средств на действующие проекты, то фонд целевого капитала выполняет роль «подушки безопасности».
«Эндаумент позволяет не зависеть от ситуации с фандрайзингом. Ведь если финансирования не хватает, то проект приходится закрывать. Наши проекты стратегические и эндаумент обеспечивает их поддержку из года в год», – делится опытом исполнительный директор фонда целевого капитала «Истоки» Екатерина Герус. Она отмечает, что возможность отчитываться по стандартам целевого капитала повышает доверие к программам фонда.
По мнению Герус, эндаументы пригодятся зрелым НКО, которые реализуют долгосрочные программы. «Это достаточно сложный инструмент, для его эффективного использования необходимо понимание финансов и знание фандрайзинга. Небольшой региональной НКО, которая осуществляет разные краткосрочные проекты, нет смысла прибегать к эндаументу», – считает она.
Екатерина Герус напомнила, что фонд целевого капитала считается сформированным, если в течение года собрано 3 млн руб. «Если НКО собирает больше этой суммы в год, логично задуматься о его создании, если поддержка меньше, то основать фонд будет проблематично», – говорит эксперт.
Аккумулировать деньги в эндаумент – не лучшее решение для тех, кто решает социальные проблемы здесь и сейчас, соглашается Ирина Иконникова, генеральный директор ресурсного центра «Инфраструктура благотворительности».
«Эндаументы нужны тем, кто ведет долгосрочные исследования или организациям, которые будут существовать всегда (вузы, крупные музеи, театры). Что касается НКО, все зависит от профиля их деятельности. Если это работа с благополучателями, которым нужна срочная помощь, то необходимость создания эндаумента требует отдельного обсуждения», – говорит Ирина Иконникова.
Эксперт отметила, что благотворители неохотно жертвуют деньги, если не понимают, на что они идут: «Помощь ребенку или взрослому, попавшему в сложную ситуацию, понятна для донора. Что касается эндаумента, он не видит, на что именно потрачены деньги и потому не ощущает свою сопричастность к делу».
Сбор средств в фонд целевого капитала должен базироваться на конкретных программах, подчеркивает Алексей Матвеев, исполнительный директор фонда развития музея имени Врубеля:
– При общении с донорами мы не заявляем: «Дайте нам денег, как музею». Мы говорим: «У нас есть программа поддержки детей коррекционных школ 7-го типа, приходите, покажем». Всего мы предлагаем 6 направлений. Когда вы объясняете, на что конкретно будут потрачены средства, когда у вас есть знания и понимание, как это сделать, доноры проявляют большой интерес».
При создании эндаумента важно обратить внимание на юридические аспекты и проконтролировать вложение средств управляющей компанией, например, с помощью инвестиционного комитета со стороны НКО.
«Мы, вероятно, пойдем по такому пути, – говорит Татьяна Бурмистрова, исполнительный директор фонда поддержки и развития в области детской гематологии, онкологии и иммунологии «Врачи, инновации, наука – детям». Эта организация передала свой недавно созданный эндаумент объемом 454 млн руб под управление ВТБ Капитал. Он будет вкладывать средства в научные разработки и развивать передовые методы лечения в России.
«Цена проигрыша у НКО очень высока, а инвестиционный комитет помогает минимизировать риски, – объясняет Татьяна Бурмистрова.
Необходимо также решить вопрос, где будет находится фонд целевого капитала – в структуре действующей организации или за ее пределами.
«Мы совершили все ошибки, которые можно было совершить при создании эндаумента, – признается Олег Шарипков, исполнительный директор пензенского фонда местного сообщества «Гражданский союз». – Сначала зарегистрировали фонд внутри, решив, что нет смысла регистрировать отдельную организацию. На спецсчете накопилось 2,5 млн руб, мы перечитали закон и поняли, что, когда появится еще 2,5 млн руб, мы не сможем работать как фонд местного сообщества, оказывать платные услуги. Что делать? Мы начали регистрировать новую организацию – специализированный фонд. Но перечислить средства из старой организации в новую по закону нельзя, надо сначала вернуть деньги благотворителям и попросить перевести в новый фонд».
Теперь эксперт рекомендует другим НКО сразу создавать эндаумент по модели специализированного фонда.
Подробнее об эндаументах:
Как работает фонд целевого капитала в благотворительности – интервью Екатерины Герус, исполнительного директора Фонда целевого капитала «Истоки»
Опыт создания эндаумента фондом помощи хосписам «Вера»
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.