Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Елка для самых любимых

В Марфо-Мариинской обители прошла Рождественская елка для подопечных выездной службы паллиативной помощи детям

В Марфо-Мариинской обители прошла Рождественская елка для подопечных медицинского центра «Милосердие» при Марфо-Мариинской обители и выездной службы паллиативной помощи детям, которая является одним из проектов Православной службы помощи «Милосердие».

Машина въезжает, встречающие машут рукой, кто-то бежит первым обнять гостя. Ничего особенного, так встречают особых детей и их мам, приехавших на Рождественскую елку.

Настоятельница Марфо-Мариинской обители инокиня Екатерина прислушивается: если слышится плач – ребенок устал, его нужно отвлечь. У мам в таких случаях – беспомощные глаза. Они не в первый раз сталкиваются с ситуацией, когда все «дети как дети» слушают концерт и хлопают в ладоши, а твой – и не собирается переставать капризничать, перекрывая плачем шутки клоунов. Еще минута-две – и начнутся «шикания» и просьбы выйти из зала. Вот и весь праздник. Долго собирались. «Можно я с Федей погуляю?» – спрашивает шепотом сестра Екатерина. Осторожно взяв мальчика на руки, выходит из зала. Показала трехлетнему Феде хрустальные фигурки маленьких оленей с разноцветными огнями, елочную пещеру-вертеп у Покровского храма, мохнатых лошадок, фыркающие паром на морозе, и еще много сказочно-снежного. Кажется, этому малышу сегодня повезло больше всех.

В медицинском центре – мастер-классы, клоуны, конкурсы. Гвоздь программы – игра «Стань мумией». Дети лихо обкручивают своих родителей рулонами бумаги, а потом все по команде рвут свои пелены. Побеждает тот, кто делает это страшнее и быстрее всех, с завываниями и громкими шагами: родители стараются – дети смеются, клоуны перепугано прижимаются к стене. На улице ребятня наворачивает круги, их катают на лошадях. На втором этаже дети увлеченно готовят послание Деду Морозу на следующий год. Им нужно обрисовать свои ладошки, вырезать аппликации из бумаги и написать на них пожелания на следующий год, а затем бумажные ладошки-пожелания склеить в виде елки. На разноцветных ветках елки детские мечты: «Дедушка, хочу, чтоб ты был на самом деле», «Дедушка Мороз, подари самокат, и чтоб я на нем еще катался», «Хочу через год опять быть здесь».

Рядом с детьми не только мамы. Добровольцы и сотрудники паллиативной службы помогут кисточку подержать тому, кому трудно ее ухватить; объяснят, может быть, много раз, как правильно вырезать фигурку; разденут малышей, уговаривая мам в это время попить чай; завезут колясочников в зал для игр. Доступный праздник: широкие двери, складные пандусы, для гостей второго этажа – лифт. В перерывах между играми – фрукты, сладости, соки. Если мама хочет погулять одна по зимнему саду обители, скажут что-то вроде: «давно пора», и займутся ребенком. С детьми остаются добровольцы, знающие как не навредить: среди подопечных немало малышей, требующих индивидуального подхода.

А теперь все на концерт: веселый, шумный. Актеры рассказывают зимние истории. «Ангелы надежды» – дети с нарушением слуха – тоже рассказали о многом жестами в танце. Как ни старались маленькие зрители – не получилось раскрыть тайну того, как из пустых пакетов фокусник-волшебник достает десятки праздничных шаров. Стишки, песни, музыка, и конечно – Дед мороз с подарками и вспыхнувшими огнями елки. Дети что-то подпевали, где-то подсказывали, весело визжали. Случайно зашедшие сестры обители остаются до конца праздника, на котором шуметь разрешается. И снова праздничный стол для детей и родителей. Для колясочников стулья убираются, к мамам – пододвигаются. Некоторые добровольцы впервые познакомились с особыми детьми и их мамами. За чаепитием они с улыбкой разглядывают детей и обговаривают с мамами возможности помощи им на дому.

«Нас с дочкой не раз приглашали на праздники в разных местах Москвы, мы хотели на них ходить, но ничего не получалось, – делится мама Даши, – она ничего не может. На мастер-классах дети все быстро делают, а Даша не может и лист бумаги в руки взять. Только смотрит и плачет. Но оказывается, есть огромное количество мастер-классов для нас. Например, делать картинки из крупы или наклеивать яркие наклейки на статую жирафа – это же очень интересно и продуманно именно для наших детей. А клоуны как понравились! Да, мы не всегда понимаем, что говорят клоуны в цирке, но сегодняшние заставили мою Дашу хохотать. Я люблю свою дочку любой. Но сейчас мне не стыдно и не больно, мы веселимся. Я любуюсь своей Дашей, берегу ее поделки, которые она впервые подарила мне здесь».

На елку пришла вдова подопечного службы помощи больным, страдающим болезнью двигательного нейрона, еще одного из проектов службы «Милосердие». Александр умер накануне новогодних праздников, его жена тяжело переживает потерю. Когда женщине особенно тяжело, она звонит сотрудникам выездной службы, чтобы хоть как-то утешиться. «У вас есть дети, внуки?» – спросили у нее. «Есть». – «Приходите обязательно вместе на нашу елку», – посоветовали ей. Пришла. С подарками и детьми. Смотрела на малышей, которым тяжело и голову повернуть, но они рассказывают стишки, зовут Деда Мороза, запускают фонарики желаний в морозное безоблачное небо. «За эту елку – спасибо. К жизни вернули. Зовите, пожалуйста, меня на праздники», – сказала женщина, уходя.

Ведущий праздника дядя Юра (Юрий Григорьев, известный телеведущий программы «Спокойной ночи, малыши!») просто заворожил маленьких зрителей, и они с удовольствием принимали участие в конкурсах, смело выходя на сцену. Каждый зритель смог стать участником маленького шоу. Участвовали не только дети, но и мамы и папы, бабушки и дедушки.

Координатор добровольцев Яна Белова играет с малышом, поглаживая его спинку: «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы, едет поезд запоздалый…» Андрюшка затихает и улыбается: «Яна, дальше что?». «Из открытого окошка…» – щекотки мальчишка боится, нехотя уворачивается и смеется, повторяя: «А дальше?..». Яна вспоминает, как в прошлом году на Рождественской елке в обители увидела мальчика-инвалида из детского дома. Он только поступил в детский дом. А до этого жил на вокзале. Впервые в жизни он увидел здесь елку, клоунов, нарядных детей, а еще – ложки, белоснежные тарелки и подарок, который предназначен лично ему. «Никогда не забуду его восторженные глаза. Казалось, он и говорить вот-вот научится, – вспоминает Яна. – Наши праздники, – добавляет она, – отличает отсутствие духа соревновательности: у кого лучше костюмчик, кто громче прочитал стишок. Этого нет. В большей мере – атмосфера принятия и поддержки. Я смотрю на сегодняшних веселых детей и думаю, если бы малыши из детского дома, к которым я хожу, жили бы в семьях, они были бы совсем другими. Это грустно, потому что не так страшны их заболевания, как то, что нет рядом любящих людей».

Праздник объединил взрослых и детей, сотрудников и добровольцев. Дети-бабочки с буллезным эпирдемолизом, которым нужно избегать телесного контакта с необработанными предметами и вещами, катались на лошадках впервые, как все дети, и только здесь, потому что все предусмотрено для того, чтобы они не поранились.

«Нам нужно больше сотрудников, больше добровольцев, – говорит директор выездной службы паллиативной помощи детям Ксения Коваленок, – чтобы мы могли помочь большему количеству детей. Я именно этого желаю в этот Рождественский праздник. А детям можно пожелать только любви. У наших детей разный срок жизни, и многие из них это понимают. Но не это главное. Счастье, если человек приходит в мир, и он в нем – любим. Образование, достижения в жизни – все проходит мимолетно. Даже если будет долгой жизнь, она покажется в конце мимолетной. Будто и не было. Останутся маленькие отрывки-воспоминания праздников, добрых взглядов, маминых ласковых рук. Наши мамы очень хотят быть рядом со своими детьми, любить их, но большую часть их времени отнимают больницы, лечения, поиски средств реабилитации и ухода. Здесь мы должны помочь. Если возьмем на себя хоть часть этих забот, у них будет время любить друг друга».

Фонарики желаний дружно взмыли в небо. Никто не прощался, в новом году праздники для подопечных только начинаются.

Елена ВЕРБЕНИНА

Выездная служба паллиативной помощи детям и группа дневного пребывания для детей-инвалидов при Марфо-Мариинской обители являются проектами Православной службы помощи «Милосердие». Поддержать их вы можете, став Другом милосердия.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?