Добровольцы в больнице – кто они?

Оказаться в больнице без ухода и поддержки страшно. Но есть добровольцы, которые бескорыстно идут в больницы именно к таким больным. Зачем они это делают и что находят – мы спросили самих добровольцев

Фото диакона Андрея Радкевича

Недавно завершилось обучение группы добровольцев на курсах по уходу.Кто приходит помогать в больницу и учиться на таких курсах? Мы поговорили с  несколькими выпускниками, которые дали совсем непохожие ответы на одинаковые вопросы. Все они уже активные добровольцы службы помощи «Милосердие»: кто в больнице, кто посещает подопечных на дому. Все – очень разные. У каждого своя работа и свой жизненный опыт. Ведь добровольцем может стать каждый.

Ирина СЕЛЕЗНЕВА, (офис-менеджер и помощник руководителя, по образованию историк и менеджер социокультурной сферы)

Где Вы сейчас помогаете, какие у Вас подопечные?

Я начала ходить во вторую инфекционную больницу. Буквально сразу после начала курсов я познакомилась с Ольгой Юрьевной Егоровой, руководителем службы паллиативной помощи ВИЧ-инфицированным, и начала помогать там вместе с сестрами милосердия. Сразу влилась в коллектив, и прихожу туда довольно-таки часто. Все мои подопечные с положительным ВИЧ-статусом. Есть постоянные наши пациенты, подопечные без определенного места жительства. Сейчас мы одну такую женщину устраиваем в приют. А в больнице моем, меняем памперсы, купаем всех, кому необходима помощь.

У меня страха перед всем этим никогда не было. У меня внутри все спокойно. Но мне, конечно, нужны были курсы, мне нужны были знания, мне нужна была практика.

Что вдохновляет Вас на то, чтобы регулярно помогать нуждающимся?

Я живу этим. Благодаря этому служению я раскрываюсь. И это меня мотивирует. Во мне изначально было заложено желание помогать, и никакие сложные жизненные ситуации меня к этому не привели.

Что Вам дало обучение на курсах. О чем-то Вы уже сказали, но может быть есть что-то еще?

Все, что касается ухода за больным. Все, начиная с самого первого шага после того, как я переступила порог палаты. Это оценка ситуации, разговор с пациентом, так чтобы узнать максимум необходимой информации, разговор с медперсоналом. И сам уход: подтягивание, переворачивание, купание, переодевание. Без курсов я была полный ноль. Сейчас я работаю со всем, что мы изучали, всем, что мы делали на практических занятиях. Не было ни одного урока, чтобы он не пошел мне на пользу.

До обучения на курсах Вы помогали в тех направлениях, где нужна была помощь другого содержания?

Да, я ездила по домам к бабушкам, убирала у них. Ездила в Гематологический научный центр, тоже помогала с уборкой. В Марфо-Мариинской обители помогала на праздниках для детей. А сейчас я полностью переключилась на ВИЧ-центр, потому что мне сама медицина интересна и я нашла там себя. Конечно, эта категория больных нуждается в особом внимании, в особой заботе. Наше общество, к сожалению, не умеет это принимать, с этим жить, с этим работать. Поэтому я там.

Сергей ФИЛИППОВ (менеджер по развитию экспорта, по образованию лингвист, военный переводчик):

Где Вы сейчас помогаете, какие у Вас подопечные?

Помогаю пожилым людям в округе на дому и участвую в помывочной бригаде, которая помогает купать тех, кто не может сам дойти до ванны.

Что вдохновляет Вас уже не один год регулярно помогать нуждающимся?

В процессе добровольчества меняется отношение к людям, к жизни. Сначала приходишь с желанием изменить мир, думаешь, что я сейчас что-то положительное внесу, что-то такое дам людям. Многие новые добровольцы думают о чем-то таком. Сейчас для меня пойти помочь – это уже какая-то внутренняя потребность, поскольку от каждого подопечного чему-то учишься. И в положительном, и в отрицательном плане. На их примере видишь, как тебе не хотелось бы жить, замечаешь в себе какие-то моменты и понимаешь, к чему это может привести, как это может выглядеть со стороны. И в положительном плане: видишь человека в каких-то сложных обстоятельствах, тяжело болеющего, но в то же время духовно богатого, более цельного, радостного, удовлетворенного жизнью. И замечаешь, почему он так относится к происходящему. Обычно это все-таки люди верующие.

Идешь иногда, может быть, и нехотя, но понимаешь, что людям нужна помощь. Идешь не ради того, чтобы изменить мир, нет, твоя помощь не принесет каких-то глобальных изменений. Но когда уходишь, понимаешь, что человеку стало в данный момент чуть-чуть радостнее, чуть-чуть комфортнее.

Что Вам дало обучение на курсах по уходу?

Важный момент – это то трепетное отношение к человеку, которое воспитывают наши преподаватели. Я был удивлен тем, что речь шла не только о технических моментах, не только о манипуляциях. Например, уважение к человеческому достоинству человека, которому мы помогаем, выражается в том, чтобы не снимать с него полностью одеяло, говорить ему о том, что сейчас происходит и что мы будем делать.

Татьяна ГОРБУНОВА (журналист):

Где Вы сейчас помогаете, какие у Вас подопечные?

Хожу в Первую Градскую больницу, в отделения неврологии и травмы.

Что вдохновляет Вас на то, чтобы регулярно помогать нуждающимся?

Мотивирует то, что я в больнице многому учусь. Например, терпению и смирению. Еще оказывается, это очень приятно – быть полезным.

И еще мне очень нравится ощущение быть здесь и сейчас. Когда я в больнице, я именно здесь и сейчас, и больше ничего вокруг меня не существует. Нет моих проблем, нет моей работы, нет друзей. Об этом вообще не думаешь. Есть только человек, который нуждается в помощи. И я должна ему помочь. Например, просто покормить.

Наверное, помощь в больнице можно сравнить с ощущениями человека (многим это, наверное, покажется странным), который стоит на вершине горы. Ему кажется, что другого мира не существует, ну или, по крайней мере, тот мир настолько мелок, что и думать о нем не стоит. А настоящий мир здесь, на вершине. Так и в больнице, кажется, что только здесь и есть настоящая жизнь.

Что Вам дало обучение на курсах?

Вообще, я сомневающийся человек. И вот, чтобы эти сомнения не поглотили меня полностью, мне и нужны были эти курсы. Я не могу себя назвать спецом после окончания курсов, потому что по-прежнему боюсь нарушить главное правило «не навреди». Но! Понимание – как я могу помочь, у меня появилось.

Антон МИХАЙЛОВ (по образованию преподаватель английского языка, работает в полиграфии):

Где Вы сейчас помогаете, какие у Вас подопечные?

У меня сейчас одна постоянная подопечная. Хожу к ней примерно раз в неделю, иногда чаще. Иногда еще хожу в Первую Градскую больницу.

Что вдохновляет Вас на то, чтобы регулярно помогать нуждающимся?

Можно сказать, что я помогаю, чтобы облегчить тяжесть собственной жизни.

Что Вам дало обучение на курсах по уходу?

Некоторые теоретические знания. Пока я не все могу применить, потому что это не нужно моим подопечным. У моей подопечной устоявшийся быт, привычки. Я ей предложил некоторые усовершенствования, о которых рассказывали на курсах, но у нее это пока отклика не нашло. У меня сохранилась тетрадка, там много, чего записано, многое можно почерпнуть. Занятие по пересаживанию оказалось очень полезным.

Ольга НЕКРАСОВА (инженер-технолог, экономист):

Где Вы сейчас помогаете, какие у Вас подопечные?

Я стригу больных в хосписе, работаю в помывочной бригаде (мою пожилых людей, стригу ногти), хожу в Первую Градскую больницу, есть один подопечный на дому, и стираю белье девочке с ДЦП, которая живет в ПНИ.

Что вдохновляет Вас на то, чтобы регулярно помогать нуждающимся?

Во-первых, на я пришла в добровольцы по совету духовника. Во-вторых, мне нравится сам процесс. Вот я пришла в хоспис, постригла человека. Я вижу, что у него теперь красивая прическа, что на его лице расцветает улыбка радости – главная награда для меня! Очень приятно видеть, как от человека словно отступает боль вместе с упавшими на пол волосами. Приходя в дом к одинокому старичку, приносишь частичку тепла, которого ему недостает.

Что Вам дало обучение на курсах по уходу?

Самое главное – это, наверное, понимание жизни лежачего больного. Я теперь знаю, каково это – не иметь возможности встать с постели. После обучения я понимаю, что особенности поведения этих людей продиктованы тем, что они сейчас много не могут сами. Я ухаживала за свекром, он тоже был лежачим, и тогда я многого не представляла, не знала. Если бы тогда я прошла обучение на курсах по уходу, мне было бы несомненно легче.

Алексей МИГАЛЬНИКОВ (предприниматель):

Где Вы сейчас помогаете, какие у Вас подопечные?

В основном откликаюсь на разовые просьбы и хожу в ВИЧ-центр.

Что вдохновляет Вас на то, чтобы регулярно помогать нуждающимся?

Не могу сказать, что я помогаю регулярно. Я только начинаю. Меня вдохновляют слова Христа: «Я был болен, и вы посетили Меня».

Что Вам дало обучение на курсах по уходу?

Я только недавно присоединился к службе добровольцев, поэтому был только на трех последних практических занятиях. На полный курс пойду осенью. На занятиях обсуждался даже такой вопрос – что можно сделать, если просьб к добровольцу в больнице нет.

И что же можно сделать?

Можно обойти все палаты и предложить лежачим пациентам попить. Почти все люди в больнице, особенно те, кто не могут сами себя обслуживать, испытывают недостаток воды.

Служба добровольцев «Милосердие» является одним из социальных проектов православной службы помощи «Милосердие». Помочь проекту Вы можете, сделав пожертвование на специальной странице проекта.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?