Что знали о воскресении до Воскресения Христа

Для современников Христа мысль о воскресении человека, его души, тем более о воскресении Мессии, была совсем неочевидной. Не было и учения о Мессии страдающем. Но был Сам Христос и выбор человека

Воскресший Христос является Марии Магдалине. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, иллюстрированная Библия, 1852-1860 гг.

Уже многие поколения христиан воспринимают знания о Христе, так сказать, в «готовом виде» – как о воплотившемся от Девы Марии и Духа Святого Сыне Божием, добровольно принявшим за наши грехи страдание и воскресшего. Так нас учит Церковь. Для современного человека Воскресение Христово неотделимо от исполнившихся пророчеств, которыми наполнены книги Ветхого Завета. Не только Евангелия, но все Послания, Церковные песнопения и комментарии святых раскрывают нам тайну Воплощения, страдания и Победы Христа.

Но как приняли Воскресение люди, жившие в одно время с Христом? Для этого нам надо представить себе, что мы не знаем толкования всех пророчеств и видим только дела Христа и слышим Его слова, а все пророчества Ветхого Завета понимаем в контексте конкретных исторических событий, либо относим их к судьбе народа Израиля.

Образ Христа – не готовое знание, оно рождается в сердце

Ветхозаветные пророчества о приходе царя из рода Давида, о восстановлении Царства, по мнению многих библеистов, уже после Христа стали использоваться как эсхатологические (те, что относятся к концу света и вечной жизни).

Например, пророчество Исайя (9. 6-7) о новом правителе во времена до Рождества Христова традиционное вероучение иудеев понимало как чаяние восстановления царской власти в Израиле: «Ибо Младенец родился нам, Сын дан нам; владычество на плечах Его. И нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдой, отныне и навеки. Ревность Господа Саваофа совершит это».

Поэтому в сознании людей начала нашей эры это пророчество связывалось с народом Израиля. К тому же образ Мессии почти всегда не отделим от образа Царя, а в данном пророчестве ничего не говорится о царстве. И только много позже это пророчество стали связывать с Рождением Христа и Его бесконечным Царствием. Эти слова мы слышим в песнопениях Рождества. Именно в контексте Нового Завета мы читаем сегодня об этом царе как Мессии, Христе.

Ветхозаветные пророчества о приходе царя из рода Давида уже после Христа стали эсхатологическими. «Христос стал Мессией после распятия и Воскресения», – говорит один из современных богословов.

Возьмем еще одно пророчество Иезекииля, главы 34 и 37 (про пастыря и мертвые кости), входящие в паремии Великой субботы. Эти пророчества тоже говорят о новом царе и о восстановлении израильского царства. Но их вполне можно отнести и к мессианским ожиданиям царя из рода Давида, и нет четкого мнения ученых-библеистов о том, как точно они трактовались на рубеже веков.

Иудаизм не знал образа страдающего Мессии

Распятие. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, иллюстрированная Библия, 1852-1860 гг.
Распятие. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, иллюстрированная Библия, 1852-1860 гг.

В конце эпохи Второго Храма у иудеев сформировалось учение о Мессии как духовном и политическом лидере. К рубежу веков из-за давления римлян эсхатологические настроения усиливались, все ждали царя избавителя, который победит захватчиков и восстановит израильское Царство. Мы видим это не только из пророчеств и псалмов Ветхого Завета, но и из неканонических книг, например, Апокалипсиса Варуха (29-30, 72-74):

«И после этого, когда исполнится время пришествия Мессии, и Он вернется в славе, все, кто почил в надежде на Него, воскреснут». «Те же, кто в конце выйдут целыми и невредимыми из предсказанных бед, победители и побежденные, будут живыми преданы в руки Моего Мессии. Ибо вся земля пожрет живущих на ней».

Здесь также звучат темы поражения язычников и восстановления царства Израильского. Но до Воскресения Христа тексты Ветхого Завета, в которых говорится о страдании, смерти за народ, по-прежнему не связывали с образом Мессии.

Уже в Евангелии Христос не раз спрашивает учеников, за кого Его принимает народ и кем считают Его они сами: «Вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго». (Мф.15:16). Но когда Христос говорит, что Ему придется много пострадать и быть убиту, – вспомним, как апостол Петр начинает противиться: «Да не будет этого с Тобой, Господи!»

Почему? Для иудеев того времени мысль о страдающем Мессии была совершенна неочевидна. Мессия-Царь в представлении иудеев был только победителем.

Поэтому, хотя ученики верят, что Иисус – обещанный Мессия, они не могут вместить мысль о Его страдании.

Для них Царство – все еще на земле, потому они и спорят, кто из них главный. Мать сыновей Зеведеевых, Иакова и Иоанна, просит Христа дать им сесть по правую и по левую руку, – она также видела в Мессии победителя.

Очень сложная это задача: поверить в то (Того), чего раньше никогда не бывало. Это почти авраамов подвиг. Образ Мессии-Христа, добровольно принимающего страдания, умирающего и воскресающего, появился только с христианством.

Сам Христос почти никогда не называет себя Царем, Он уходит от народа, когда видит, что хотят сделать Его Царем, лидером, который освободит Израиль. Он неоднократно повторяет, что Его царство не от мира сего. Он пришел освободить людей от власти не римлян, а греха. Христос хочет спасти иудеев, но Он не воюет с римлянами и не изгоняет их из страны, а принимает на себя страдания за весь народ и освобождает верующих в Него от греха.

Молодая Христианская церковь училась читать весь Ветхий Завет как мессианское пророчество

Внимательно читая евангельский текст, можно заметить, что чем к более поздней дате относится написание Евангелия, тем более обильно приведены в части, относящейся к Страстям и Воскресению, пророчества и цитаты из Ветхого Завета этой тематики. Почему? Чтобы события Нового Завета увидеть через прообразы Ветхого, – считает библеист, священник Леонид Грилихес.

Сравнивая Евангелия от Матфея и Иоанна, отец Леонид отмечает:

«У Матфея так называемыми цитатами исполнения – когда описание новозаветных событий заключается ссылкой на Ветхий Завет с целью показать, что они являются исполнением древних пророчеств, – снабжается первая часть Евангелия; как только Матфей начинает говорить о Страстях Христовых, ветхозаветные цитаты исчезают. И это не случайно.

Для евреев, современников земной жизни Спасителя, ожидаемый Мессия был царем, победителем, избавителем Израиля от рабства, духовным, но одновременно и политическим лидером, который должен был освободить и возвеличить Израиль.

Конечно, никакого представления о Мессии, умирающем на Кресте, погибающем от рук оккупантов-римлян, у них не было.

Поэтому у Матфея при описании Страстей Христовых не было возможности сослаться на общепризнанные мессианские пророчества.

В Евангелии от Иоанна мы видим прямо противоположную картину.

Цитат из Ветхого Завета очень мало в первой части, зато там, где речь идет о страданиях Спасителя, Иоанн буквально каждый стих подкрепляет ветхозаветной цитатой: трижды, говоря о Распятии, он повторяет: да сбудется Писание (Ин. 19:24, 28:36). И то, что разорвали Его одежды; и то, что их разыграли по жребию; и то, что Ему поднесли уксус; и то, что Ему перебили голени и пронзили копьем, – все это Иоанн связывает с Писанием. Почему?

Потому что за то время, которое прошло между составлением первого и последнего Евангелия, молодая христианская Церковь научилась читать весь Ветхий Завет (а не только его отдельные места) как мессианское пророчество. Христиане стали обращаться к Ветхому Завету самостоятельно, без оглядки на иудейские предания и не ограничивая себя традиционными толкованиями».

Как в иудейском обществе понимали Воскресение

Воскресение. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, иллюстрированная Библия, 1852-1860 гг.
Воскресение. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, иллюстрированная Библия, 1852-1860 гг.

Мысль о воскресении души, воскресении человека приходила в мировоззрение иудеев постепенно, не как обетование, не как ясный образ, а как надежда в словах иудейских мудрецов. Например, в отличие от фарисеев, саддукеи ни в какое воскресение не верили, недаром они пытались поставить Христа в тупик вопросами про вдову семи мужей – кому она станет женой на Небе?

Кто такие фарисеи и саддукеи

Фарисей значит отделенный. Прот. Леонид Грилихес дает коннотацию «отщепенец», считая, что именно в ней обращался к фарисеям Христос.
Фарисеи представляли религиозно-общественное течение в Иудее в эпоху Второго Храма, одну из трех древнееврейских философских школ, возникших в эпоху расцвета Маккавеев (II в. до н. э.).
Учение фарисеев лежит в основе современного ортодоксального иудаизма.
Фарисеев почитали как исполняющих все заповеди и правила Закона, знатоков и хранителей Писания и Предания. Если фарисей говорил, простой народ уважительно внимал, не смея спорить. В Евангелии именно они противостоят Христу (не все, конечно), называя Его «обманщиком». Например, им не нравится, что Христос исцеляет людей не в «то» время, то есть, по субботам; а то, что по слову Христа, из больных выходят бесы, слепорожденный начинает видеть, а четырехдневный мертвец – Лазарь выходит из гроба живой и невредимый кажется им, по сравнению с «правилом» – второстепенным. Христос укоряет их в лицемерии, духовной слепоте.
Саддукеями называли себя представители религиозно-философской школы, в которой ценности иудаизма легко сочетались с языческими ценностями, мораль и правила иудея – с элиннистической философией (в спекулятивном виде) и образом жизни. Саддукеи занимали важные посты в церкви и администрации именно благодаря проримским симпатиям. Собирали пожертвования на Храм, торговали при Храме животными для жертвоприношений. Именно их лавки разгромил Христос, выгнав животных из помещений Храма.
Саддукеи не верили в воскресение, в Евангелии они задают провокационный вопрос Христу о загробной жизни, пытаясь спровоцировать Христа.
Саддукеями были первосвященники Анна (Анания) и Каиафа, именно они задумали погубить Христа, и из зависти к тому, что «весь народ идет за Ним», и в отместку за Его обличения торговли при Храме. Свой синедрион – общее совещание – они созвали ночью, опасаясь народа. Действующим первосвященником был в те года Каиафа, это был очень влиятельный человек. Анна же был бывшим первосвященником, тестем Кайяфы, но иудеи с уважением относились ко всем бывшим первосвященникам.
На синедрионе было решено просить для Иисуса смертный приговор и подговорить людей требовать распять Христа как богохульника, а отпустить, по традиции, пленника Варавву, сидевшего за убийство. И многие, подчиняясь их авторитету и страху, так и сделали.
В своей речи на Пятидесятницу Петр прямо обвиняет израильский народ в распятии Христа, но в этой же речи он говорит о том, что израильский народ – избранный, и призывает их к покаянию. На что многие иудеи отвечают «Что нам делать?», показывая свою готовность к покаянию.
«Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́чите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян.2.36-39)
Апостол Павел тоже пишет в своих посланиях, что Бог не отверг свой народ после предательства Мессии, что для каждого возможно спасение через покаяние.

В эпоху Второго храма Воскресение понималось и как восстановление Израиля, и как новая жизнь праведников, пострадавших ради своей страны. Бог должен определить великий день, когда все праведники воскреснут. (Даниил 12: 2). 2-я книга Маккавейская – о воскресение мучеников и праведников: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление».

То, что иудеи ждали всеобщего воскресения, мы видим и из слов Марфы, когда Христос спросил ее, верит ли она в то, что ее брат Лазарь воскреснет. Но никогда в истории Израиля не было так, чтобы воскрес один человек, до всеобщего воскресения. Был взят с телом на небо Илия, но это не считалось воскресением.

Из опыта вековых толкований мы видим пророчества о Воскресении в Ветхом Завете, но тогда эти пророчества не относили к Воскресению Мессии, не было и никаких устных преданий об этом событии.

Христос начинает говорить ученикам о своем Воскресении по пути в Иерусалим, связывая Воскресение со страданием и унижением. И ученики боялись расспрашивать Его об этом, потому что им самим было страшно идти в этот раз в Иерусалим. Для них эти слова были непонятны и ужасны, и потому они боялись спросить о них. Но они все же шли – уже не могли оставить своего любимого Учителя.

В Евангелии от Иоанна есть место, где Петр с с Иоанном бегут ко гробу Христа, Иоанн прибегает первым, но не решается войти, а когда оба ученика входят, то видят, что тела нет, лежат лишь пелены и плат… И они уверовали в Его воскресение (Ин. 20:8).

Священник Леонид Грилихес обращает внимание, что «далее следует короткая, но очень важная для нас ремарка: «ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых». (Ин. 20:9) Союз «ибо» – не совсем удачный перевод, лучше было бы употребить «хотя». Они поверили, хотя и не знали из традиционных еврейских толкований Писания, что Он воскреснет из мертвых.

Не было в иудейской традиции таких интерпретаций, где говорилось бы о смерти и воскресении Мессии.

Потребовалась определенная решительность, чтобы поверить вопреки традиции. Вопреки существовавшему учению».

«Он разрушает основание! Он рушит Закон!»

Если в рамках классической иудейской традиции не было представлений о Мессии умирающем и воскресающем, почему Христос упрекает иудеев, фарисеев, книжников и очень жестко упрекает?

Да, человек может чего-то не знать, если его этому не научили. Но важно: а хочешь ли ты знать? Готов увидеть Того, Кто прямо сейчас перед тобой? Готов, хочешь услышать то, что Он сейчас тебе говорит? Или, по какой-то причине, не хочешь?

Иудеи свято чтили Тору. Пятикнижье Моисеево, главный свод религиозных законов был для них абсолютным авторитетом. Вторым нерушимым понятием была идея о богоизбранности народа Израилева, понимаемая как особость, национальная исключительность. И этим двум смыслообразующим идеям вдруг предлагается новая перспектива, новый взгляд, который на самом деле не новый, а «старый», в смысле – вечный и истинный.

Пришел Тот, Кто больше храма (Мф.12:6), Кто господин субботы (Мф.12:8). Кто господин Торы, наконец. Закон (Тора) и пророки – до Иоанна! Со дней Иоанна Предтечи Царство Божие благовествуется! «Иисус Своим словом ограничивает действие Торы и возвещает о начале нового времени», – говорит отец Леонид Грилихес.

– Он разрушает Основание! Он рушит Тору! – Нет, – отвечает Иисус, – Я не разрушаю, Я пришел, чтобы исполнить. На Христа смотрели как на Учителя, который толкует, как исполнять Закон, заповеди. А Он оказался – их Исполнением. Он не толкователь. Он Тот – о Ком толкуют. Христос упрекает фарисеев в том, что они, почти зная Писание наизусть, не увидели, что там говорится о Нем». Оказывается, даже нечто святое, Тора, может стать кумиром, от поклонения которым предостерегает Господь Ветхого Завета.

Многие книжники и фарисеи оказались не способны (или не туда вело их сердце) распознать в Законе важнейшее, но отлично понимали про омовения чаш и скамей, чистой или не чистой пище и пр. Возможно, не увидеть истину кому-то помешало нечистое сердце. Ведь всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы (Ин. 3:19). Христос недаром обличает их лицемерие, расхождение слова и дела. Они учили, но сами не исполняли, то есть, только притворялись праведниками. О себе держались высокого мнения, любили деньги, уважение, презирали не таких, как они.

Но были те, кто увидел, узнал и полюбил Христа – это фарисеи Никодим и Иосиф Аримафейский, старец Симеон, пророчица Анна.

Еще один учитель Израилев, Гамалиил, был не просто фарисеем, а «князем» Синедриона. У него учился будущий апостол Павел, который тоже был фарисеем. Гамалиил похоронил на своем участке первомученника Стефана, побитого камнями, а потом Никодима, а также защищал апостолов в Синедрионе.

Самым известным фарисеем был апостол Павел. Ранее яростный гонитель христиан, а после встречи с Христом пламенный Его проповедник. В обращении апостола Павла мы встречаемся с той же слепотой, в которой Христос обвинял фарисеев, но теперь уже не только образной, а и физической. Савл гонит христиан, потому что пребывает в духовной слепоте. Но он искренен, хочет служить Богу, поэтому Христос и исцеляет его от физической слепоты и духовной, и фарисей из фарисеев Павел становится одним из ревностных христиан и апостолом.

Посягательство на богоизбранность

Вторым камнем преткновения между Христом и иудеями стала очень важная часть их идеологии – идея о своей избранности, народе Божием, отличающимся от всех других народов – язычников.

«Богоизбранность – это та скрепа, которая обеспечивает самоидентификацию нации. Вынь ее – и все рухнет», – отмечает протоиерей Леонид Грилихес.

Почему Христос начинает свою проповедь со слов: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное? Покаяние подразумевает изменение. Готовить народ к покаянию послан Иоанн Креститель, который крестит омовением, подобно обряду обращения прозелита – с требованием полной перемены жизни, взглядов, дел.

Но разве нужно менять жизнь, взгляды, дела «сынам Авраамовым», тем более тем, кто является учителем «сынов», наставляет в вере, в законе? Покаяние, изменение жизни нужно грешникам, а мы десятину даем, постимся по средам-пятницам, нечистое не едим, не едим с грешниками, много молимся, и по субботам не исцеляем…

«Крещение на Иордане приобретало характер декларации: иудеи и язычники уравнены в грехах; чтобы приблизиться к Богу, им (иудеям) необходимо пройти очищение и вновь обновить свой Завет, – отмечает прот. Леонид Грилихес. – Это возмущало националистически настроенные круги иудеев. Они не понимали, почему потомки Авраама и наследники его заслуг пред Богом должны повторять Завет».

Именно потому этих людей Иоанн Креститель называет «порождениями ехидны»: от них ждут плодов покаяния, но те не понимают, в чем им каяться. И объяснений не принимают.

Такой метанойе приходилось учиться и самым близким ученикам Христа, и еще нескольким первым поколениям христиан из иудеев, пока избранность не стала пониматься как ответ на приглашение к пиру, который устроил господин для своих друзей, и непременно в брачной одежде, а не как априорная принадлежность к еврейской национальности.

«Вы много веков служите Богу, вы считаете, что заслужили награду, но Бог наградит последних так же, как и первых. Царский сын раввинистических причт – это Израиль; в притчах Иисуса – это Он сам, Единородный Божий. Вы называете себя виноградником, насаждением Божиим. Но виноградник – не вы. Виноградник – Царство Божие. Вы не приносите его плоды. Оно отнимется от вас и будет отдано другим. Это Царство пришло к вам в Моем лице. Я – истинная лоза. Если будете привиты ко мне, принесете плод».

Использована литература:

Протоиерей Леонид Грилихес. «Дом Иисуса» М. Никея, 2022

Протоиерей Леонид Грилихес. «Голоса свидетелей»

Православная энциклопедия. Мессия. (М. Юровицкая, М. Селезнев, Л. Шуляков)

Православная энциклопедия. Воскресение  Иисуса Христа ( Н. Квливидзе)

Н. Райт. «Воскресение Сына Божьего»

М. Тареев. «Основы Христианства».

Б. Гладков. «Толкование Евангелия»

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?