Как святой Николай основал Нью-Йорк, а Деда Мороза запретили, но реабилитировали

Почему подарки на Новый год и Рождество дарят какие-то странные деды в красных шубах? Что скрывают биографии праздничных персонажей?

Фото с сайта https://www.etoretro.ru/

10 негритят святого Николая

То, что европейский Санта-Клаус на самом деле – святой Николай, знают все. И то, что он дарит подарки, связывают обычно с эпизодом жития святого, когда он подбросил в окно бедняка кошельки с золотом на приданое его дочерям. Вот только подарки на Рождество святой Николай на самом деле начал дарить не так.

Началось все с того, что святого Николая очень почитали голландцы.

Примерно с XV века Синтерклаас (святой Николай) представлялся жителям Голландии и Бельгии как епископ, прибывающий в Голландию «из Испании». В то время Голландия находилась под властью Испании. Сопровождает епископа свита слуг-мавров – черных Питтов – видимо,  голландцы решили, что такие слуги должны быть у «южного» епископа. С собой епископ привозит множество «испанских» фруктов – гранатов и апельсинов.

Примерно в течение трех недель после приезда Синтерклааса его слуги, черные Питты, обходят семьи, где есть дети, и дарят подарки. В дома негритята попадают обычно через дымоходы каминов, поэтому подарки они кладут в носки, повешенные на камин, или башмаки, выставленные возле огня.

Если камина в доме нет, обувь нужно ставить у двери.

Хорошие дети получают фрукты и сладости, а детям, которые вели себя плохо, вместо подарка могут подложить уголек. Поэтому для кого-то из детей праздник святого Николая может стать днем огорчения. Именно такую сцену еще в XVII веке изобразил на своей картине голландский живописец Ян Стен.

Из Голландии праздник распространился также в некоторые другие страны, например в Германию, там День святого Николая называют «Николаустаг».

День святого Николая в Европе – детский праздник, с Рождеством не связанный

Святой Николай (Синтерклаас) на старинных голландских открытках
Изображения: https://nl.pinterest.com/

Торжественную встречу Синтерклааса, прибывающего на пароходе, устраивают в Голландии до сих пор. Но проблема в том, что происходит она… осенью, в первую субботу после 11 ноября. А сам День святого Николая голландцы-католики, бельгийцы и немцы отмечают 6 декабря. Причем в Бельгии и Германии подарки дарят в сам день праздника, а в Голландии – накануне. То есть День святого Николая в Европе – это отдельный детский праздник, с Рождеством не связанный. Как же тогда подарки стали получать взрослые?

Виноват в том, что вручение подарков в большинстве стран перенесли на Рождество, Мартин Лютер. Знаменитый протестантский проповедник яростно боролся с Днем святого Николая, как, впрочем, и со всеми днями святых как с «языческими пережитками». Хотя сегодня Лютеранская церковь изменила к ним свое отношение.

После Голландского восстания, когда в конце XVI века Нидерланды вышли из-под власти испанских Габсбургов и к власти пришло кальвинистское правительство, министры-протестанты тоже стали бороться с Днем святого Николая. Совсем этот праздник в Голландии не исчез, но на несколько веков из городского празднества с уличными шествиями стал тихой семейной традицией раздачи подарков детям. А главные подарки как детям, так и взрослым стали дарить на Рождество.

А еще Синтерклаас… эмигрировал.

Как святой Николай основал Нью-Йорк

Открытки компании Woolson Spice Company, 1890-е гг.
Открытки компании Woolson Spice Company, 1890-е гг. Изображение: https://thegraphicsfairy.com/

В XVI–XIX веках голландцев в Америке было так много, что основанный в 1637 году Нью-Йорк изначально назывался Новым Амстердамом. Синтерклааса, как и другие народные традиции, переселенцы взяли с собой в Новый Свет и продолжали почитать так сильно, что

в книге Вашингтона Ирвинга «История Нью-Йорка» в 1809 году появилась легенда, что Новый Амстердам был построен на том месте, которое святой Николай лично указал одному из основателей.

«Мудрецу Олоффу приснился сон – добрый святой Николай проехал верхом по верхушкам деревьев в той самой повозке, в которой он везет свои ежегодные подарки детям, – говорилось в книге. – Он спустился к путешественникам, которые устроили поздний ужин, зажег свою трубку от костра, сел и закурил; и когда он курил, дым из его трубки поднимался в воздух и распространялся, как облако. И Олофф взобрался на вершину одного из самых высоких деревьев и увидел, что дым распространяется на большую часть страны. И, когда он вгляделся внимательнее, в смутной темноте он видел затененные дворцы, купола и высокие шпили, которые просуществовали всего мгновение, а затем исчезли, и не осталось ничего, кроме зеленых лесов».

На месте, где явилось необычное видение, голландцы и основали город, который, как они посчитали, должен стать великой столицей.

Санта получает оленей

Ночь перед Рождеством, 1896. Иллюстрация стихотворения Клемента Кларка Мура из сборника Спенсеров
Ночь перед Рождеством, 1896. Иллюстрация стихотворения Клемента Кларка Мура из сборника Спенсеров. Изображение: https://blogs.lib.ku.edu/

Со временем верования и легенды голландских переселенцев распространились среди англоязычного населения Америки. Так Синтерклаас стал Санта-Клаусом и принялся разносить подарки на Рождество, хотя верили в святого Николая изначально немногие. Еще меньше людей задумывалось, как же Санта выглядит. До тех пор, пока в 1822 году не появилось одно стихотворение.

Баллада «Накануне Рождества» была семейной рождественской шуткой, которую протестантский пастор Клемент Кларк Мур сочинил для своих девятерых детей. У супруги пастора были голландские родственники, поэтому вывешивание носков на камине перед Рождеством в семье практиковали. Вероятно, папа-поэт просто задумался, как же выглядит тот волшебник, который наполняет их подарками и случайно… написал самое популярное рождественское стихотворение Америки.

Застыли вереницей длинной

Олени у трубы каминной.

А Санта-Клаус в дом нырнул.

Он сажу с шубы отряхнул,

И вот стоит передо мной

С мешком игрушек за спиной!

***

Румянец рдеет на щеках,

И скачут искорки в глазах.

Нос алой ягодкой круглится,

А борода, как снег, клубится.

Дымок из трубки, как из печки,

Летит, свивается в колечки.

В шубейке с меховой опушкой,

Он сам казался мне игрушкой.

(Перевод Л. Яхнина)

В стихотворении Мура Санта маленький, он похож на эльфа, зато у него впервые появляются шуба (в английском оригинале «он весь одет в мех») и восьмерка оленей, а у оленей – клички; это станет частью американских рассказов о Санта-Клаусе.

Публиковать свое шуточное стихотворение пастор Мур не собирался. Но его друзья записали стих по памяти, в следующее – 1823 года – Рождество текст появился в нью-йоркской газете Troy Sintinel и с тех пор стал невероятно популярным.

Чтение детьми баллады Мура наизусть до сих пор часть американских семейных празднований в Сочельник. Причем последнюю строчку стихотворения – «Всех со счастливым Рождеством и доброй ночи» – семья обычно произносит хором.

Санта на карикатурах и открытках

Санта на рисунках Томаса Наста
Санта на рисунках Томаса Наста. Изображения: https://www.smithsonianmag.com/,  
http://www.billcasselman.com

Следующим, кто подхватил традицию изображать Санта-Клауса в США, был карикатурист Томас Наст. С 1863 года в течение 24 лет он ежегодно рисовал Санту для обложки популярного журнала Harper’s Weekly.

Когда и почему ель стала символом Рождества?

В рисунках Наста Санта приобрел много новых черт. Сказочный волшебник поселился на Северном полюсе (версия про Лапландию возникла в Европе позже), у него появился телескоп, в который видно каждого ребенка, и огромная волшебная книга, в которой записаны все-все детские поступки.

В 1889 году рождественские рисунки Наста были изданы отдельным альбомом.

Правда, одежда у Санты в рисунках Наста постоянно менялась. В годы войны Севера и Юга, Санта одевался в цвета американского флага (Наст был на стороне северян). Но самым серьезным недостатком иллюстраций Harper’s Weekly было то, что они черно-белые.

Красную (наконец-то!) шубу Санта-Клаусу подарил в 1885 году издатель Луис Пранг. Пранг первым в Америке начал издавать рождественские открытки методом цветной литографии, поэтому Санта стал ярким.

Санта в цветах «Кока-колы»

Санта Хэддона Сандблома. Санта пьет Кока-Колу
Санта Хэддона Сандблома. Изображение: flickr.com

И, наконец, таким, как мы его знаем сейчас – бойким крупным стариком в короткой красной куртке и красном колпаке с упряжкой оленей, – Санта-Клаус стал в 1931 году.

Компания «Кока-кола» решала очень практическую проблему: летом продажи газировки шли хорошо, но каждую зиму с наступлением холодной погоды они падали. Для создания гениальной рекламной кампании фирма обратилась к художнику Хэддону Сандблому, и Сандблом такую кампанию создал.

Художник обратил внимание: цвета этикетки «Кока-колы» – белый и красный – повторяют цвета одежды Санта-Клауса (тогда в Америке уже все знали, что рождественский волшебник одевается именно так). А значит, если соединить два образа, газировку станут покупать и зимой.

30 лет к каждому Рождеству Хэддон Сандблом создавал для «Кока-колы» все новые и новые плакаты с  Санта-Клаусом, он же включил в упряжку Санты девятого оленя. Кстати, лицо и фигуру для зимнего волшебника художник позаимствовал у своего друга и соседа по имени Лу Прентис.

Дед Мороз – злой или добрый?

Дед Мороз в лесу на старинной открытке
Изображение: https://www.vremyan.ru/

А вот у отечественного Деда Мороза история совсем другая, с житиями не связанная.

Мороз, Морозко, а иногда даже Трескун или Карачун, издавна был героем славянского фольклора, неким волшебником или духом-покровителем зимы. Вот только волшебником Карачун был злым – мог заморозить путешественника напрочь.

С Рождеством или Новым годом Мороз-Карачун не был связан никак. Новый год в России до 1492 года отмечался 1 марта, а до 1699 года – наступал в сентябре. И только после того как Петр I своим указом ввел в России новое летоисчисление, Новый год наконец-то пришелся на зиму, а зимний волшебник постепенно стал добреть.

Правда, не быстро. В 1841 году в сказке «Мороз Иванович», записанной и изданной Владимиром Одоевским, Мороз, скорее, не добрый, а справедливый. Он одаривает подарками трудолюбивую Рукодельницу, а вот Ленивице под видом огромного бриллианта дарит кусок льда.

У Николая Некрасова, в 1864 году опубликовавшего поэму «Мороз Красный нос», зимний волшебник более традиционный – это злой воевода и чародей, который замораживает леса и реки. От его прикосновений засыпает, замерзает в финале главная героиня крестьянка Дарья.

Версия романтическая

Снегурочка Михаила Врубеля, 1890. Рязанский государственный областной художественный музей им. И. П. Пожалостина. Справа – советская новогодняя открытка со Снегурочкой
Снегурочка Михаила Врубеля, 1890. Рязанский государственный областной художественный музей им. И. П. Пожалостина. Фото: https://muzei-mira.com/. Справа – советская новогодняя открытка. Фото: ivlevadv.wixsite.com

Существовала у темы зимнего волшебника и еще одна версия – романтическая. В 1867 году Александр Афанасьев во втором томе своих изысканий «Поэтические воззрения славян на природу» публикует сказку «Снегурочка». В 1873 году, используя сюжет этой сказки, Александр Николаевич Островский пишет пьесу, к которой Петр Ильич Чайковский быстро пишет музыку.

Пьеса про дочь Мороза и Весны Снегурочку, волшебный народ берендеев и любовь Снегурочки к Лелю возникла больше по техническо-административным, чем по творческим мотивам. Малый театр в начале 1873 года закрылся на капитальный ремонт, дирекция императорских театров решила устроить на сцене Большого театра совместное представление силами драматической, оперной и балетной трупп, а Островский согласился быстро написать пьесу на заказ.

Кстати, публика приняла пьесу не сразу. Островский был известен как бытописатель и реалист, в Малом театре шли его остросоциальные пьесы, и вдруг – сказка?! К сюжету привыкли, только когда восемью годами позже, в 1881 году, свою версию оперы на тот же сюжет написал великий Римский-Корсаков.

Пьеса и опера «Снегурочка» с Рождеством и Новым годом, казалось, совсем не связаны, они вообще «весенние» – про любовь, и мама у Снегурочки – Весна. Тем не менее сюжет Островского соответствовал и развивал ту моду на русское, которая постепенно возникала в Российской империи с 1880-х годов до начала XX века.

Снегурочку рисовали на своих картинах Виктор Васнецов, Михаил Врубель и Николай Рерих. В это же время в архитектуре набрал популярность русский стиль, и даже при дворе в 1903 году устроили великолепный бал в русских костюмах.

Как Дед Мороз с елкой встретился

Российская и французская открытки начала XX века
Российская и французская открытки начала XX века. Фото: https://www.etoretro.ru/

Мода на праздники с елкой прижилась в России благодаря супруге императора Николая I Александре Федоровне, урожденной принцессе Шарлотте Вильгельмине Прусской; в 1819 году для нее впервые установили елку в Аничковом дворце.

В 1820-е годы праздники с елкой устраивали для детей императорской семьи, и только к середине XIX столетия столичная мода проникает в провинцию. Основной сценарий праздника мало напоминал современный: дети валили дерево, вперегонки обирая с него развешанные по веткам сладости и игрушки. Позже подарки на празднике раздавал некий «святочный дед» с мешком и в шубе, но ни «святым Николаем», ни «Дедом Морозом» его не звали.

В мемуарах, повествующих про 80-е годы XIX столетия, «добрый Дедушка Мороз», раздающий подарки на рождественском празднике, встречается уже часто, и он же встречается на русских рождественских открытках начала XX столетия. Стараясь не смущать публику, иконы на открытках, жизнь которых могла быть недолгой, издатели не изображали, а вот дед с мешком подарков пришелся очень кстати.

Дед Мороз под запретом

Открытка советского периода
Фото: https://dailybaby.ru/

Иногда считается, что, придя к власти, большевики тут же начали бороться с «пережитками», в том числе с Рождеством и елками. На самом деле «отмена елки» произошла далеко не сразу.

В своем исследовании «Русская елка» Елена Душечкина пишет: «В 1918 году Максим Горький и Александр Бенуа подготовили и выпустили в петроградском издательстве «Парус» роскошную подарочную книгу для детей «Елка», оформленную иллюстрациями замечательных художников и включающую в себя произведения Горького, Чуковского, Ходасевича, А. Н. Толстого, Брюсова, Саши Черного и др. На ее обложке помещен рисунок наряженной елки, вокруг которой в веселом хороводе кружатся Дед Мороз и лесное зверье».

Елки устраивали и в голодные 1920-е, позже, во времена НЭПа отменить елку было даже технически непросто – как только елочные игрушки перестали изготавливать на государственных предприятиях, этим тут же занялись частные мастерские, рассылавшие свою продукцию по почте.

Таким образом, «отмена Деда Мороза» состоялась только к 1929 году после активной кампании «Союза безбожников».

Вдобавок в том же году была введена система пятидневок (из четырех рабочих дней и одного выходного), на которые месяц делился вместо недель, – Рождество и часть Святок оказались рабочими днями.

Неожиданная реабилитация Деда и внучки

Открытки советского периода
Фото: https://multiurok.ru/, https://cafebijoux.ru/

Но даже большевики не могли жить без праздничной встречи Нового года. Уже через шесть лет, в 1935 году елка, Дед Мороз и Снегурочка были реабилитированы.

28 декабря 1935 года в «Правде» появляется небольшая заметка, подписанная кандидатом в члены Политбюро ЦК ВКП(б) П. П. Постышевым.

В заметке автор решительно осуждал «левых загибщиков», которые ранее объявили елку «буржуазной затеей». Он предложил «положить конец» «этому неправильному осуждению елки» и призвал в срочном порядке устроить под Новый год коллективные елки для детей:

«В школах, детских домах, в дворцах пионеров… – везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне нового года елку для своих ребятишек».

Далее события разворачивались с космической скоростью – за четыре дня в Москве не только была организована широкая продажа елок населению (по крайней мере так об этом писали газеты), но были устроены елки в школах, в детских домах и на катках. Из рождественского праздника елка стала новогодней, поэтому сказочные персонажи стали на ней особенно важны.

Дальше советские люди много лет встречали Новый год по одному и тому же сценарию – с елкой, Дедом Морозом, который приносил подарки, и Снегурочкой, которая из дочки сказочного деда превратилась в его внучку. А вот другие персонажи, например мальчик Новый год, в сценарии новогоднего праздника были менее постоянными.

Использованные источники:

Синтерклаас и Чёрный Пит: парочка с тёмным прошлым‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​​‌‌‌ ​​‌​‌​ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​‌​ ​‌​​​‌ ​​‌​​‌ ​​‌‌‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

How Washington Irving Introduced Americans to Santa Claus

Клемент Кларк Мур – протестантский священник и «отец» Санты-Клауса

Оригинал публикации стихотворения Клемента Кларка Мура

Санта-Клаус на Гражданской войне

Санта-Клаус: становление образа

Владимир Одоевский «Мороз Иванович»

Николай Некрасов: Мороз-Красный нос»

Душечкина Е. Русская елка. М., 2002.

Соберем деньги на новогодние подарки для детей беженцев с Украины и Донбасса

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?