28 октября — Димитриевская родительская суббота. Церковь поминает усопших. Что самое главное в поминовении: выпить за покойного, принести в храм продукты, которые он любил, написать записку, или…?

yd1a6185

Родительская суббота в храме святого благоверного царевича Димитрия, Москва. Фото с сайта stdimitry.ru

Родительские субботы (от слова «родители», «прародители», «сродники») — это дни особого, всецерковного поминовения усопших. По традиции, в эти дни посещают и могилы на кладбищах.

Димитриевской родительская суббота называется по дню памяти святого великомученика Димитрия Солунского (8 ноября), потому что всегда бывает в субботу перед ним. Если день памяти святого тоже приходится на субботу, родительской считается предыдущая.

ryzhenko-stoyanie-na-kostyakh-big

П.В. Рыженко, «Поле Куликово. Стояние на костях» (2013). Изображение с сайта rushist.com

Димитриевская родительская суббота стала днем особого поминовения усопших после победы русских воинов в Куликовой битве в 1380 году. Сначала в этот день поминали именно тех, кто погиб на Куликовом поле, но уже в новгородской летописи XV века о Димитриевской родительской субботе говорится как о дне поминовения всех умерших.

Накануне родительской субботы, вечером в пятницу, в храмах служится великая панихида — «парастас». В саму субботу, утром, служат заупокойную Литургию и общую панихиду.

Зачем Церковь поминает умерших

1468236750_2417

В.В.Верещагин, «Побеждённые. Панихида по павшим войнам» (1877). Изображение с сайта veresh.ru

Церковь молится за усопших, потому что верит – они живы. Душа усопшего сохраняет волю, чувства, разум. Она может сожалеть о пройденном, хотеть что-то изменить, принести «плод покаяния», но сделать этого не может, потому что разлучена с телом. И вся ее надежда – на память близких и молитву Церкви.

Христианская любовь «никогда не перестает», поэтому любовь близких способна помочь человеку и после его смерти.

В житийной литературе немало примеров, когда по молитвам близких их усопшие получали прощение. Особенно известно житие мученика Уара, жившего в 4 веке в Александрии.

Он верил во Христа, но – в тайне, потому что боялся расправы. Уар часто ходил в местную тюрьму помогать сидящим там христианам и говорил, что остался бы с ними, но боится пыток. Уар хотел стать храбрее, поэтому, веря в силу молитв, просил узников помолиться и о нем, чтобы страх перестал мешать ему говорить то, что он думает.

uar-04Мучение святого Уара. Фреска, 1547 год. Афон, монастырь Дионисиат. Изображение с сайта k-istine.ru

Узники помолились. Когда один из христиан скончался от ран, Уар сказал начальнику тюрьмы, что он – тоже христианин и готов занять место умершего. Это ему разрешили. И стали пытать по всем правилам: строгали железными ножами, прибив к дереву вниз головой, сдирали со спины кожу, а по животу били суковатыми палками до тех пор, пока внутренности не выпали на землю. Когда святой Уар скончался, его тело выволокли из города и бросили.

Все это видела женщина по имени Клеопатра, стоявшая среди тех, кого сгоняли посмотреть – как должны мучиться христиане, раз не хотят признать цезаря богом.

Ночью, тайно, она перенесла в свой дом тело св. Уара и похоронила его вместе со своими предками. Над гробом святого Клеопатра зажигала свечи и молилась ему, веря, что за его мужество Бог исполнит все просьбы святого. А когда гонение закончилось, Клеопатра построила храм, в котором положила мощи св. Уара. К его гробу стали приходить и другие люди и получали просимое.

Однажды святой Уар явился Клеопатре и сказал, что даже все ее некрещенные близкие (!) помилованы Богом – в награду за ее смелость. Поэтому в Церкви за некрещенных усопших молятся именно мученику Уару.

Как Церковь поминает усопших?

Главное поминовение об упокоении христиан происходит на Литургии. За усопших крещеных пишутся заказные записки за упокой, священник читает их перед литургией (они же читаются и на панихиде). Поэтому записки надо отдавать вечером накануне или утром перед службой.

Что происходит после того, как записки отнесут в алтарь?

Церковь верит, что Христос омыл Своей кровью грехи всех людей, живых и умерших. Церковь – Тело Христово, что символически означает особый церковный хлеб — просфоры, на котором служится Литургия. Богослужебных просфор – девять. Перед началом службы священник готовит хлеб и вино к Причастию и при этом совершает поминовение всех членов Церкви, живых и усопших, вынимая маленькие частицы из этих просфор.

Частица из просфоры – символ души поминаемого. Когда вынимаются частицы за упокой, священник читает записки об упокоении.

 

Вынутые из просфор частицы после причащения верующих погружаются в чашу с Кровью Христовой. Священник читает молитву «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих» После этого они потребляются диаконом или священником.

Часто считается, что «на родительскую» самое важное — принести в храм продукты, поставить свечу, написать записку, заказать панихиду. Любую жертву, которую человек делает от доброго сердца, примет Бог. Но нет для усопших большей помощи, чем милосердие и добрая жизнь их близких.

Канунный столик

В родительскую субботу в центре храме устанавливаются столы для приношений. Такой стол – он называется канунный – стоит и в обычные дни рядом с каноном – квадратным подсвечником перед Распятием, куда ставят свечи за упокой. На нем много разных продуктов. Но эти дары приносят не для того, чтобы «умилостивить Бога». Это давняя традиция: первые христиане всегда приносили в храм хлеб и вино, масло для лампад. Это была жертва храму. Часть ее шла на трапезу после литургии, часть – для нуждающихся.

Сейчас эта традиция продолжается. На поминальные столы приносят хлеб, крупы, фрукты, конфеты, муку, кагор не только в дни всеобщих церковных поминовений — родительских суббот, но и к любой литургии. Принимая приношение, священники поминают тех, за кого приносится жертва. Мясо и мясные продукты в храм приносить не принято.

Можно ли в Церкви поминать некрещенных усопших?

Молиться за некрещенных усопших можно и нужно. Можно молиться дома своими словами, можно давать милостыню с молитвой о прощении грехов этого человека.

Церковь также установила чин молитвы за некрещенных усопших в храме – молебен мученику Уару.

В Русской Православной церкви мч. Уару молятся об умерших некрещеных и младенцах, умерших во чреве матери или при родах.

32-uar

Святой мученик Уар. Фреска (фрагмент), 1547. Афон, монастырь Дионисиат. Изображение с сайта wikipedia.org

В Москве молебен мученику Уару проходит каждую субботу в храме Живоначальной Троицы в Вешняках в 9.00. Адрес: ул. Пятницкая, д. 51/14, стр. 4.