Про зумеров говорят, что они не созданы для выполнения ответственных задач, безынициативны, ленивы, излишне свободолюбивы. А еще капризны, сосредоточены только на деньгах и совершенно непредсказуемы. Зумеры – герои анекдотов и мемов, а более старшие миллениалы в ужасе: ну и как работать с этими странными ребятами?
Бумеры, годы рождения: примерно 1946–1964
Особенности: родились после Второй мировой войны в период демографического взрыва, выросли до появления компьютерной революции, склонны к консерватизму в ценностях и мировоззрении.
Поколение X, годы рождения: примерно 1965–1980
Особенности: первое поколение, выросшее с компьютерами и видеомагнитофонами, ценят независимость, практичность и свободу действий, более циничны и скептичны по сравнению с бумерами и миллениалами.
Миллениалы (поколение Y), годы рождения: примерно 1981–1996
Особенности: застали мир до интернета, но освоили его, ценят баланс между работой и жизнью, свободу и самореализацию, стремятся к смыслам, не просто к деньгам.
Зумеры (поколение Z), годы рождения: примерно 1997–2011
Особенности: с гаджетами с детства, более открытые к темам ментального здоровья, гендера, экологии, быстро обучаются, но так же быстро теряют интерес.
Поколение альфа, годы рождения: с 2012 по настоящее время
Особенности: рождаются в полностью цифровом мире, учатся с YouTube и обучающими играми, формируют мышление через визуальные и интерактивные форматы.
Но реальность такова, что сотрудничать, договариваться и ладить придется. Зумеры повсеместно выходят на рынок труда, при том что в связи с повышением пенсионного возраста на нем еще долго будут оставаться не только миллениалы, но представили более старших поколений.
Мы поговорили с теми, кто уже работает с зумерами. Некоторые выводы оказались довольно парадоксальными, но хорошие новости определенно есть!
Первый шок – сразу на собеседовании
По наблюдениям основателя консалтингового агентства Wainbrand Partners Сергея Вайнбранда, зумеры даже не рассматривают стартовую зарплату труда ниже 100 тысяч рублей. Но если таких вакансий в компании нет, а соискатель уже прибыл на собеседование, он ждет обещаний карьерного роста и финансовых бонусов в течение первого года работы.
«Далеко не все зумеры вообще доходят до работы, – говорит директор IT-компании ООО «Сеобит» Таисия Чеботарева. – Уже на стадии собеседования часть кандидатов отказывается выполнять тестовые задания или даже выходить на созвон. Так что в итоге мы имеем дело с теми, кто прошел определенный фильтр, а не с карикатурными представителями».
Для некоторых руководителей зумеры и вовсе напоминают инопланетян: пугает их внешний вид, поведение. Часто возникает ощущение, что собеседование нужно работодателю больше, а кандидат словно делает одолжение. Вишенка на торте: иногда соискатель может прибыть на встречу не один. Генеральный директор сервиса для обучения фармацевтов и провизоров Pharmedu Татьяна Ходанович вспоминает, что к ней на собеседование однажды пришла жена, которая сопровождала молодого супруга. Бывает, что мамы звонят и просят принять на работу их детей.
Ушел на обед и не вернулся – уволился

Даже получив выгодное предложение, за свою работу зумеры не держатся и могут уволиться в первые же дни. Татьяна Ходанович вспоминает одну из своих стажерок, которая поступила именно так.
«Второй день работы, девушка опаздывает, несмотря на то, что мы вчера обговорили, что нужно быть вовремя, – рассказывает Татьяна Ходанович. – Днем приезжает клиент, я с ним встречаюсь в переговорной и краем глаза вижу, что девушка одевается и выходит».
Когда встреча наконец завершилась, стажерки так и не было в офисе. Ей позвонили, чтобы уточнить, в чем дело и когда она вернется, но молодая сотрудница сказала, что больше не придет. «Я напомнила, что тогда надо вернуть ключи от офиса и подписать заявления об увольнение, но она отказалась приезжать. Пришлось говорить о том, что так делать нельзя и что мы будем вынуждены обратиться в полицию. Тогда она прислала курьером ключи и заявление», – говорит Татьяна Ходанович.
Действительно, зумеры могут уволиться довольно экстравагантно, например уйти на обед и не вернуться. Среди причин такого поступка они часто называют токсичную атмосферу в коллективе. Причем под токсичностью они часто понимают и достаточно разумные с точки зрения старших коллег требования – например, просьбу отчитываться о своих перемещениях.
Квизы и мини-пенсия: что на самом деле ценят зумеры
«Зумеры ценят атмосферу и эмоциональные связи», – говорит директор по персоналу «Сантехники-онлайн» Елена Чернышова. Она подчеркивает, что решающими факторами при выборе места работы для молодых людей может стать наличие корпоративных мероприятий: походов, квизов, тимбилдингов. А вот такой бонус, как ДМС, который еще недавно был популярен, молодежь совсем не интересует.
К работодателю молодежь приходит со своими требованиями. Например, решать задачи после окончания рабочего дня – табу. Зумеры не терпят неуважительного отношения к себе, не готовы выслушивать резкую критику и придерживаются комфорта во всем. Поэтому, например, они предпочитают так называемые «ленивые пятницы» – сокращенную рабочую неделю, а также различные формы удаленки и гибкий график.
Но самое, пожалуй, гениальное изобретение юных – саббатикал. По сути, это отпуск, предоставляемый сотруднику для профессионального развития, обучения или личного восстановления. Саббатикал уже успели окрестить «мини-пенсией», и не без причин: это легальная возможность отдохнуть несколько месяцев, но при этом сохранить за собой рабочее место.
«По моим прогнозам, запрос на такие форматы будет только расти, – считает Елена Чернышова. – И работодателям стоит к этому адаптироваться: рассматривать саббатикал не как риск, а как инструмент удержания ключевых сотрудников. Работать с поколением зумеров непросто. У них высокая чувствительность к рутине, неприязнь к формализму и нежелание «просто работать ради галочки». Но если компания готова дать им пространство для развития, гибкость и понятные правила игры, они отвечают лояльностью и свежим взглядом».
Карьерный рост не в приоритете

По данным HR-холдинга Ventra, лишь 17% молодых людей ставят карьерный рост во главу угла. Значительно важнее для них деньги и бонусы (38%), автономность и свобода в работе (37%), а также ощущение пользы от выполняемых задач (23%).
Кроме того, они ценят заботу о ментальном здоровье – например, наличие психологической поддержки и соблюдение границ между работой и личной жизнью (21%).
«Традиционный график с 9 до 18 утра сегодня интересует все меньше молодых людей, – уточняет операционный директор HR-холдинга Ventra Лусине Абгарян. – В большинстве они предпочитают гибридный режим или проектную работу. Если необходимо ездить в офис, то дорога до него не должна превышать час».
«Мы провели исследование совместно с hh.ru «Исходный код идеальной работы ИТ-специалиста», в котором проанализировали материальные и нематериальные стимулы для зумеров», – рассказывает директор по персоналу Selecty Дарья Кудрявцева. По ее данным, 54% соискателей до 25 лет называют конкурентную зарплату значимым фактором. Для категории 25–30 она важна в 68% случаев. Карьерный рост важен для молодых людей в возрасте до 25 лет, но затем на первое место уверенно начинает вырываться такая опция, как удаленный формат работы. После 25 лет этот запрос заметно растет – больше 59% людей этого возраста отдают предпочтение удаленке.
«Есть такое понятие, как «зилениал», – рассказывает 22-летний Глеб из Астрахани. – Я больше, наверное, к этому типу отношусь. Это человек, который родился в поколении между миллениалами и зумерами. И ему присущи взгляды и тех, и тех поколений. Мы предпочитаем работать там, где ценят гибкость и результат работы, а не часы, проведенные в офисе.
Мы не любим монотонность, а любим разнообразие, чтобы работа не съедала морально. Чтобы ты не выгорел. Отдых имеет очень большое значение. Почему зумерам больше хочется идти на фриланс? Чтобы как раз-таки не тратить свое время впустую. Есть какая-то задача, ты ее выполнил, хоп-хоп, и получил за это денежку. А остальное время тратишь на развитие, саморазвитие, отдых и так далее».
«Мне важно уважение – когда начальство не давит, но и не делает вид, что все друзья, – говорит 23-летняя Александра из Вологды. – Хочется нормального баланса. Зарплата должна соответствовать усилиям, и если начинают урезать – сразу появляется мысль искать что-то другое. Рост и развитие – must have, стоять на месте неинтересно. Нужна мотивация и ощущение, что ты движешься куда-то. И важно, чтобы обе стороны – и руководство, и сотрудники – были готовы к уступкам и диалогу. Ну и без нормального общения внутри команды все остальное теряет смысл».
Четыре плюса сотрудника-зумера
Вы уже успели ужаснуться от перспективы подстраиваться под зумеров? Не пугайтесь, у этого поколения есть и неоспоримые плюсы. Вот некоторые из них:
— Цифровая грамотность. Зумеры автоматизируют рутину в разы быстрее, чем старшие коллеги.
— Мультизадачность и скорость обучения: все новое они осваивают за часы, а не недели.
— Искренность и прямолинейность: никакой токсичной корпоративной дипломатии и интриг, все только по делу.
— Инициативность: зумеры часто предлагают свежие идеи и не боятся экспериментов.
«Зумеры совмещают в себе удивительную способность (независимо от гендерной принадлежности) создавать видимость того, что они занимаются посторонними делами, но при этом ловко реагировать на вопросы, обращенные к ним, мгновенно переключаться между задачами, включаться в деятельность, демонстрируя знания «чуть-чуть всего и обо всем», – говорит кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при правительстве РФ Елена Торбик.
Елена подтверждает: работать с зумерами сложно, каждый раз это вызов. Вызов замотивировать, заинтересовать, вовлечь, добиться нужного результата, постоянно искать новые подходы. «Но в этом и заключается наше профессиональное развитие», – уверена эксперт.
Чтобы сработаться с зумерами, придется меняться
Зумеры – это лакмусовая бумажка современной корпоративной культуры. Если у вас устаревшие процессы, отсутствие смыслов и токсичная атмосфера, они уйдут. И это хорошо, потому что молодежь вынуждает бизнес становиться лучше, современнее и человечнее.
Тяжело ли с ними работать? Да, если вы застряли в управленческих практиках прошлого. «Когда ко мне приходят клиенты с запросом «помогите справиться с зумерами», я всегда уточняю: а вы сами готовы меняться? – говорит эксперт-практик в масштабировании бизнесов, управленческом и HR-консалтинге Елена Уварова.
По ее мнению, зумеры не ленивы, они рациональны. Это поколение выросло в эпоху доступа к любой информации за секунды, и это сформировало их мышление. Молодые сотрудники не будут делать бессмысленную работу ради самой работы. Если задача не имеет четкой цели и результата, ждите сопротивления. Но когда цель понятна, а их вклад очевиден, зумеры работают с полной отдачей, и это стоит учитывать.
Выгорание – это не про зумеров. Заметив первые симптомы этого недуга, они, скорее всего, уйдут с работы, невзирая на зарплату, должности и долг. Зумерам важно, чтобы работа соответствовала их ценностям – и это не только то, что следует учитывать, но и то, чему неплохо было бы поучиться у них, считает руководитель экспертного совета HealthTech-платформы proEgo Дана Янсон. «Они словно говорят: «Я так не буду. Спасибо, но мне такой сценарий не подходит». Это не лень, а самозащита от выгорания, которое они наблюдали со стороны, и стремление к другому качеству жизни».
«На тренингах для руководителей, работающих с молодым поколением, мы всегда говорим про то, что таким сотрудникам нужны наставники, а не начальники, – отмечает бизнес-тренер, ведущий стратегических сессий, основатель компании «Тренинг-менеджер Евразия» Илья Глазырин. – В связи с этим нужно менять модель поведения, лексикон, стиль общения». Эксперт уверен, что, если зумерам дать свободу и постоянную обратную связь, контакт наладится.
Главный плюс зумеров – они целеустремленные и быстро растут в профессиональном плане. У них намного больше мотивации и энергии, чем у старших поколений. Работодателю стоит только найти применение этой энергии.
На основе нашего материала мы подготовили советы для тех, кому только предстоит сотрудничать с зумерами
Собеседование и найм
— Четко сформулируйте свое предложение: зумеров не интересует «просто работа». Говорите о миссии и пользе компании, корпоративной культуре и бонусах (психолог, квизы, тимбилдинги и тд.).
— Будьте готовы к вопросам об удаленке и соблюдении баланса работы/личной жизни.
— Если кандидат ведет себя странно, не перезванивает, отказывается от тестового задания – расценивайте это как фильтр на адекватность и откажитесь от этой кандидатуры.
— Будьте готовы к нестандартному поведению и внешнему виду соискателя.
Адаптация
— Замените «начальника» на «наставника», используйте партнерский и уважительный стиль общения.
— Будьте готовы объяснять «почему?» для каждой задачи. Показывайте цель и ценность их вклада в общее дело.
— Откажитесь от микроменеджмента, доверяйте молодому сотруднику.
— Оценивайте его работу по результату, а не по времени в офисе.
— Давайте быструю и конструктивную обратную связь. Резкая критика неприемлема. Говорите по делу, уважительно, хвалите за успехи.
— Уважайте границы и постарайтесь не беспокоить зумера после окончания рабочего дня, на выходных и в отпуске.
Мотивация и раскрытие потенциала
— Цените и используйте цифровую грамотность зумеров. Поручайте им автоматизацию рутины, внедрение новых digital-инструментов.
— Поощряйте инициативу и эксперименты. Они приносят свежие идеи. Создайте безопасную среду, где можно предлагать новое.
— Цените прямолинейность и искренность зумеров.
— Предлагайте им мультизадачные проекты. Они быстро переключаются и осваивают новое.
— Не мешайте зумерам работать в своем ритме.
Иллюстрации Дмитрия ПЕТРОВА

