Божия Матерь родилась лишь потому, что нашлись на земле люди, которые любили Бога всем сердцем, всею душой, всеми силами. Церковь празднует Рождество Богородицы 21 сентября

8

Фрески Протоевангельского цикла из росписи церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (ныне – Македония), конец XIII века. Слева направо – Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот Иерусалима, Рождество Богородицы, Сон Марии

События Рождества Богородицы

На рубеже первого тысячелетия новой эры, в городе Назарете жили немолодые супруги Иоаким и Анна. Они были очень добрыми и милостивыми, в их доме были взаимная любовь и достаток, но не было детей. По вере своего народа, бездетность считалась наказанием Божиим, поэтому, кроме личного горя, супруги переживали и осуждение от людей. Иоаким и Анна молились Богу о том, что если Господь пошлет им дитя, то жизнь этого ребенка будет посвящена служению Богу. Так молились они пятьдесят лет и однажды почти потеряли надежду.

Предание говорит: однажды Иоаким, понимая, что уже стар, «договорился» с Богом: ушел в пустыню, устроил там палатку, и сказал, что будет молиться и поститься 40 дней и ночей и не уйдет, пока Господь не откроет ему причину его страдания.

Анна, зная об обете мужа, в страхе, как бы такой «договор» не  прогневал Бога, молилась дома о прощении своего мужа и также просила указать ей – за какой грех Господь карает их бездетностью. Во время ее молитвы она увидела ангела (вестника Бога), возвестившего Божию волю: Бог дарует им с Иоакимом ребенка. Такое же откровение было и Иоакиму в пустыне. Обрадованные супруги стали искать друг друга, чтобы сообщить об удивительной вести.

Протоевангелие Иакова (4:7-8) так говорит об этом событии: «И вот Иоаким подошел со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме».

Иоаким возвратился к Анне, и по истечении времени в их доме произошло Рождество Пресвятой Богородицы.

Было ли зачатие непорочным?

Встреча Иоакима и Анны (Зачатие Богородицы). Фрагмент иконы 17 века. Россия, Ростов, Спасо-Яковлевский монастырь

Зачатие святой Анны (празднование 9-го декабря), Церковь называет «преславным и святым». Однако Православная церковь не признает это зачатие непорочным, в отличие от Католической церкви, которая в XIX веке провозгласила догмат «непорочного зачатия». Отметим, что католики не провозглашают «бессеменного (то есть сверхестественного) зачатия» Пресвятой Богородицы.

Под «непорочностью» учение Католической церкви понимает то, что на Деву Марию с момента ее зачатия не распространялись последствия первородного греха.

Среди католиков высказывались возражения против такого учения, но в 1854-м году папа Пий IX возвел мнение о непорочном зачатии девы Марии в степень догмата.

По учению Православной Церкви, Дева Мария все же имела (унаследовала) природу, поврежденную прародительским грехом, и потому сама нуждалась в искуплении.

Предание свидетельствует, что Деве Марии, чтобы стать Богоматерью, необходимо было приготовление в храме с 3-х летнего возраста. Это была совершенно особая жизнь, строгая, аскетическая, всецело посвященная Богу.

Воспитание при храме и молитва очищали Ее душу, не давая развиваться первородному греху. Однако эта обстановка не освобождала автоматически Деву Марию от желания грешить, Она своей свободной волей выбирала праведность. Окончательное же освящение произошло в день Благовещения.

Но как мог быть очищен первородный грех, когда еще не совершилось искупление – крестной жертвы Христа, умершего за грехи людей? «Эта тайна благословенного Семени Жены, от века уготованного.

Благодать Святого Духа могла поставить в минуту зачатия Сына Божия все существо Богоматери на такую высоту смирения и благоговения, что в зачатии не участвовало ничто человечески поврежденное»,

— писал профессор Киевской Духовной академии, протоиерей И.М. Скворцов.

Конечно, возникает вопрос: как человек с греховной природой, «такой же, как мы», мог с раннего детства так твердо знать — что он хочет и так твердо воплощать это в жизнь, полностью предавшись воле Божией? Здесь не обойти вопроса о «предызбранности», но как понимать такую избранность Богом человека? Ведь мы знаем и о святых, которые в младенчестве «в постные дни не брали грудь матери». Вот что пишет митрополит Антоний Сурожский о Рождестве Богородицы:

«Богородица родилась как последнее, заключительное звено длинной цепи людей, мужчин и женщин, которые на протяжении всей человеческой истории боролись: они боролись за чистоту, боролись за веру и полноту, боролись за цельность, боролись, дабы на первом месте в их жизни был Бог, и они поклонились бы Ему в истине и послужили Ему со всей верностью.

В этом длинном ряду людей были и грешники, в жизни которых, может быть, была только одна черта, искупающая их существование; были в нем и святые, в чьей жизни едва сыщется какой недостаток. Но всем им приходилось бороться, и у всех них одна черта была общей: они боролись во имя Божие – против самих себя, не против других – для того, чтобы восторжествовал Бог.

И постепенно, из столетия в столетие, они подготовили Наследницу своего рода, Которая должна была родиться, как и всякий младенец, в ряду добра и зла, греха и святости, но была бы таким ребенком, который изберет добро с самого начала и будет жить в чистоте и во всецелой верности своему человеческому величию…

Священник Михаил Немнонов:
«Святые и праведные Иоаким и Анна были праведны, и эта великая милость от Бога — то, что они стали родителями Божией Матери.

Но прежде они перенесли скорбь — до старости они не имели детей, до того возраста, когда при естественном порядке вещей это становится невозможно.

Если бы святые и праведные Иоаким и Анна не превзошли других своим благочестием, то не они были бы избраны, чтобы стать родителями Божией Матери.

Если бы они в своем благочестии считали себя лучше других и не смирились, оно было бы неугодно Богу. Но если бы они не перенесли свою скорбь, то едва ли пришли бы в такое смирение.

Если бы все свое упование они не возложили на Бога, то и не дали бы Ему места совершить это великое дело.

Так все, что угодно Богу, всегда бывает выстрадано, и полученное от Него в дар нужно умножить и возвратить Ему».

2

Рождество Богоматери. Фреска придела свв. Иоакима и Анны Софийского Собора в Киеве. XI век

3

Рождество Богоматери. Мозаика церкви монастыря Дафни, Греция. Рубеж XI-XII веков

4

Молитва Анны у источника и явление ангела Иоакиму — мозаики церкви монастыря Дафни. К этому времени в византийском искусстве уже сложился Протоевангельский цикл, включающий в себя эти, а также некоторые другие композиции, в числе которых — и Введение Богоматери во храм

5

Рождество Богоматери. Фреска церкви св. Пантелеймона в Нерези (Ныне – Македония). Около 1164

6

Рождество Богоматери. Изображение на пластине т.н. суздальских «Златых врат». XII-XIII вв

7

Богоотцы Иоаким и Анна. Фреска церкви св. Георгия в Курбиново (Ныне – Македония). Около 1191 го. Св. Анна, несмотря на свой преклонный возраст, кормит младенца Марию грудью

9

Первые шаги Марии. Фреска церкви Богоматери Перивлепты в Охриде

10

Рождество Богоматери. Мозаика Пьетро Каваллини в церкви Санта-Мария Трастевере в Риме. Рубеж XIII-XIV вв. Один из наиболее ярких примеров византийского художественного влияния в Италии

11

Рождество Богоматери. Мозаика нартекса церкви Спасителя монастыря Хора в Константинополе (Кахриэ-Джами, Стамбул), начало XIV века

12

Ласкание Богоматери. Мозаика нартекса церкви Спасителя монастыря Хора

13

Благословение Марии иереями (вверху – Ласкание Богоматери). Мозаики свода нартекса церкви Спасителя монастыря Хора

14

Рождество Богоматери. Тверская (?) икона XIV века из собрания Гос. Третьяковской галереи

15

Фрески Протоевангельского цикла в церкви свв. Иоакима и Анны (т.н. «Кральевой церкви») монастыря Студеница (Сербия). Около 1314 г. Слева направо – Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот, Рождество, Сон Марии

16

Рождество Богоматери. Фреска церкви свв. Иоакима и Анны монастыря Студеница Рождество Богоматери

17

Икона конца XIV века из Покровского монастыря в Суздале (в собрании Гос. Русского музея)

18

Св. Анна с младенцем Марией. Икона конца XIV века из Троице-Сергиевой Лавры. Балканский мастер (?). Собрание Сергиево-Посадского музея-заповедника

19

Рождество Богоматери с избранными святыми. Икона XV века из собрания Гос. Третьяковской галереи

20

Рождество Богоматери. Икона-«таблетка» из Троице-Сергиевой Лавры. Середина XV века, собрание Сергиево-Посадского музея-заповедника

21

Дионисий и мастерская. Фрески западного портала Собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, 1502 г.. Слева направо – Рождество Богоматери, Омовение младенца Марии, Сон Марии, Ласкание Богоматери

22

Фрагмент фрески западного портала Собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

23

Рождество Богоматери. Икона из праздничного чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Около 1497 г

24

Рождество Богоматери со сценами Протоевангельского цикла и земной жизни Марии. Русская икона середины XVI века из собрания Устюженского краеведческого музея

25

Рождество Богоматери. Фреска афонского монастыря Ставроникита. Середина XVI века, мастер Феофан Критский

26

Рождество Богоматери. Греческая икона XV-XVII вв. из собрания Гос. Исторического музея. Здесь традиционное изображение Иоакима становится частью как бы дополнительной композиции – Благовестия Иоакиму

27

Рождество Богородицы. Современная греческая икона