Миллионы просмотров детского контента на YouTube говорят о том, что наши дети – целевая аудитория сотен каналов и тысяч видеороликов. Есть среди них и очень странные, например, Эльзагейт

Фото: ТАСС

Детский YouTube

YouTube стал верным помощником миллионов родителей, когда нужно отвлечь ребенка в поезде, в очереди, да даже если нужно сходить в душ – ребенок с планшетом спокойно посидит на месте. Помимо полезных развивающих видео, научно-популярных программ и мультиков, в Youtube популярны (имеют миллионы просмотров) несколько жанров.

Анпакинг – видео, в котором дети открывают посылки, шоколадные яйца с сюрпризами, упаковки с игрушками. Другие дети готовы смотреть на это бесконечно.

Семейные влоги – родители со своими детьми веселятся на камеру. Как правило, все веселье связано опять же с материальными благами: покупка и тестирование новых игрушек, поездки, целые ванны сладостей, аттракционы. Одним словом то, что обычные родители не могут себе позволить, тем более – каждый день. Еще один нюанс – ведущие часто говорят безграмотно и маленькие зрители могут нахвататься словечек вроде «ложить» и «ихний».

Следующий тип видео – стримы. Это запись геймплея компьютерной игры с комментариями игрока. Есть игры посложнее, для более взрослой аудитории, и есть то, что любят даже малыши, например, знаменитый Майнкрафт. Проблема в том, что в своих эмоциональных комментариях стримеры не сдерживают себя в выражениях.

Отдельную нишу в игровых видео занимает FNАF (или ФНАФ в русскоязычном интернете). Это инди-хоррор Five Nights At Freddy’s с возрастным ограничением 16+. Действие происходит в пиццерии, играть нужно за охранника, прячущегося от злых аниматроников, оживших механических кукол. Игра получила высокую оценку пользователей за давящую тревожную атмосферу, щекочущую нервы. И неожиданно стала популярна у первоклассников и даже детсадовцев.

В Youtube стали появляться фанатские видео и мультики про персонажей FNAF. Игрушки – аниматроники (цыпленок Чика, заяц Бонни и т.д.), появившиеся в продаже, явно не рассчитаны на ту самую аудиторию от 16 лет.

Как и взрослые, дети, насмотревшиеся ужасов, реагируют по-разному: кто-то получает удовольствие, кто-то, по отзывам мам, страдает ночными кошмарами.

И, наконец, загадка Youtube – Эльзагейт (Elsagate). Этим термином пользователи называют ряд видео, объединенных некоторыми общими чертами. Эльза – персонаж мультфильма «Холодное сердце». Ее образ и образ Человека-Паука чаще всего используют в подобных роликах.

Итак, эльзагейт-видео делятся на три типа:

– взрослые актеры в костюмах;

– актеры – дети;

– анимация.

Длительность роликов – от двух-трех минут до получаса. Как правило, в них нет текста, только закадровая музыка, часто – песенка The Finger family.

А вот сюжеты странные: похищение, связывание, шлепки, медицинские манипуляции, испражнение и, чаще всего, – инъекции.

Подобные видео детям попадаются случайно: ребенок смотрит Эльзу, мультик кончается, и вот уже беременной от Человека-Паука Эльзе делает укол Джокер из «Бэтмена».

Или живой девочке в костюме Эльзы с накладным животом этот самый живот прокалывает мальчик в костюме Человека-Паука. Часто родители даже и не подозревают, что творится на экране, если не заглядывают в монитор, – все действие сопровождается веселой музыкой.

Некоторые видео, на днях заблокированные Youtube, были просмотрены десятки миллионов раз. Скорее всего, многие дети смотрели их по кругу.

О причинах любви малышей к подобному контенту мы поговорили с психологом Еленой Мачинской:

– Культурная ценность этих «мультиков» нулевая, но они популярны за счет своей понятности и сопричастности к идее похулиганить. Помните Карлсона? Он занимался ровно тем же самым – хулиганил, при этом он бесконечно нам мил. Хотя Карлсон, в некотором смысле, даже опаснее: романтика крыш, сидеть на самом краю и болтать ногами.

– Но в Карлсоне нет сцен, обыгрывающих походы в туалет, уколы и так далее. Почему детям так интересны эти темы?

– Было бы странно, если детям нравился бы Гомер или тонкий английский юмор. Пока это их уровень, который они перерастут, это нормальный этап взросления. А еще именно потому, что «туалетная» тема в нашем взрослом мире табуирована, значит, особо интересна для детей.

Если бы взрослые так же смешно закатывали глаза при упоминании, например, затылков, то затылки были бы в топе, а попы забыты напрочь. То же с уколами, беременностями и так далее – это частые игры у детей, проигрывание жизни.

Откуда взялась Эльзагейт

Взрослых же Эльзагейт напугал. Сначала в Европе и США, потом и в России родители и видеоблогеры пытаются понять, откуда взялась эта мода. Конечно, возникло много конспирологических теорий: например, странные сочетания букв и знаков в комментариях к роликам кто-то считает результатом случайно нажатых детьми клавиш на экранной клавиатуре, а кто-то пытается расшифровать их, полагая, что в них содержится секретная информация.

Есть и версии о том, что повторяющаяся песенка, сочетание ярких цветов – программирование детей на какие-то действия в дальнейшем (что-то похожее обсуждали, когда по ТВ шли «Телепузики»). И, конечно, уколы – подготовка к массовой экспериментальной вакцинации.

Но действительно странно, что производство таких видео вроде бы не приносит создателям денег. Youtube не платит авторам подобных каналов (в отличие от владельцев семейных блогов) за просмотры, а рекламодатели вряд ли станут продвигать свои товары в столь сомнительном контенте.

За комментарием мы обратились к эксперту «Лаборатории Касперского» по детской интернет-безопасности Марии Наместниковой.

– Все подобные видео помечены создателями как «семейные», поэтому даже лицензированное приложение от Google LLC – YouTube Kids может иногда их проигрывать. И выгоды создание таких роликов, действительно, не приносит. Как и взлом радионянь, чтобы пугать детей, – просто хулиганство.

– Как же тогда избежать показа эльзагейт-контента?

– Никак. Маленьким детям не место на YouTube, запрет этого приложения вполне их обезопасит. На YouTube есть функция «безопасный режим», при ее включении не демонстрируются видео, которые другие пользователи сочли неприемлемыми.

Но, во-первых, это оставляет шанс тем видео, которые еще никто не посмотрел, а, во-вторых, много ли, например, шестилеток, посмотревших видео про беременную Эльзу, отметят его как неприемлемое? А много взрослых, которые могли бы отметить, его посмотрят?

Оптимальный выбор – полностью блокировать YouTube на тех гаджетах, к которым есть доступ для ребенка, а нужное видео или скачивать, или пользоваться приложениями с лицензированным, а не пользовательским контентом. Без анпакинга ребенок как-нибудь проживет, а фильтровать YouTube на сегодняшний день невозможно.

Справка:
В конце ноября администрация Youtube закрыла два популярных в России и на Западе канала: Toy Freaks и Vlad Crazy Show, в которых снимались реальные дети. А также было заблокировано множество отдельных видео на других каналах. Пресс-служба YouTube комментирует это так: «Мы серьезно относимся к безопасности детей и ведем четкую политику в отношении их защиты. Недавно мы усилили контроль за видео с участием несовершеннолетних, о которых мы получаем тревожные сигналы». В Youtube пообещали, что проведут исследование подобного контента в сотрудничестве с экспертами.
Незадолго до этого ряд рекламодателей, включая таких гигантов, как Mars, Adidas и Deutsche Bank отказался от услуг YouTube. Компании заявили, что причиной тому – «комментарии сотен педофилов» под видео с откровенно одетыми детьми, демонстрировавшимися на детских каналах. Перед такими роликами и показывали рекламу продукции корпораций.