Не все знают, что бесплатно можно получить не только помощь государственного соцработника, но и патронажных служб некоторых частных компаний. Как выбрать поставщика таких услуг?

Если большую часть времени человек в возрасте все же в состоянии самостоятельно ухаживать за собой, можно воспользоваться услугами патронажной службы на дому.

Социальные работники помогают пожилым людям, которые проживают отдельно или остаются одни в течение дня, пока родственники на работе. Бесплатную помощь может оказывать специалист от государственного Центра Социального Обслуживания или от негосударственных компаний, входящих в государственный реестр поставщиков социальных услуг, при этом их будет оплачивать Департамент труда и социальной защиты Москвы, он же и контролирует деятельность таких компаний.

Как убедиться, что частный поставщик оказывает услуги качественно? Сколько времени он должен уделять пожилому человеку, и каким требованиям соответствовать? Как должны готовить специалистов для такой работы? Рассказывает Алексей Сиднев, управляющий частной патронажной службы «Социальная служба Помощник».

Время на уход за пожилым человеком

Алексей Сиднев, управляющий частной патронажной службы «Социальная служба Помощник». Фото: facebook.com/sidnev

Частные поставщики заинтересованы в оказании как можно большего количества услуг, поэтому добросовестные компании внимательнее следят за распределением объема работ между сотрудниками и за составлением индивидуальной программы ухода. В результате социальные работники таких компаний могут уделять больше времени каждому пожилому человеку и предоставлять услуги, максимально отражающие его потребность. У государственных социальных работников бывает слишком высокая нагрузка, и они не всегда успевают оказывать все заявленные услуги, на что нередко сетуют пожилые люди. В результате их родственникам зачастую приходится дополнительно договариваться с соседями, чтобы те помогали пожилому человеку, или нанимать сиделку хотя бы на несколько часов в день, что может быть нелегко для семьи с ограниченным бюджетом.

Специалисты патронажных служб должны посещать пожилых людей от двух до четырех раз в неделю, каждый визит должен длиться не менее полутора часов.

Составление программы ухода

Какие услуги будет оказывать сотрудник патронажной службы?  Это зависит от того, что именно нужно пожилому человеку — перечень подбирается индивидуально. Качественные поставщики услуг сначала обязательно проводят на дому комплексную оценку состояния здоровья пожилого человека. Не лишним будет и составление для каждого получателя услуг личной карты, в которой содержится информация об интересах и предпочтениях пожилого человека, связях с семьей, роли родственников в его жизни. Все это позволяет сформировать целостное представление о ситуации и оказывать помощь эффективно.

По результатам оценки комиссия формирует программу ухода, где будут отражены необходимые процедуры, а также описана помощь, которая требуется в быту, и кратность выполнения каждой услуги. Рекомендуется помимо первичной гериатрической оценки контролировать состояние подопечного каждые полгода для того, чтобы скорректировать индивидуальный план оказания услуг, если показатели здоровья изменятся.

Социальные и медицинские услуги

В зависимости от потребности пожилого человека с ним будет работать социальный работник или медсестра, либо оба специалиста. Социальный работник при необходимости купит продукты в магазине, приготовит горячую еду и покормит пожилого человека, если он не может есть самостоятельно. Также специалист поможет сделать уборку в квартире, записаться на прием к врачу, сопроводит в поликлинику и на прогулку, оплатит коммунальные услуги и поможет оформить необходимые документы.

Если же пожилой человек имеет серьезные заболевания, требующие выполнения медицинских процедур, его будет посещать медицинская сестра. Она проведет обработку пролежней, сделает перевязку, инъекции по назначению врача, окажет в экстренном случае доврачебную помощь, поможет и сопроводит при госпитализации, а также навестит в стационаре.

Квалификация персонала

Специалисты качественных негосударственных социальных служб проходят отбор и подготовку перед тем, как приступить к своим обязанностям. У социальных работников обязательно должен быть успешный опыт работы с пожилыми людьми, а у медицинских сотрудников —  профильное образование и действующий сертификат. В компаниях, которые ответственно подходят к подбору персонала, претендентов обязательно проверяет служба безопасности, кроме того кандидаты проходят собеседование и психологическое тестирование, так как личные качества важны при работе с людьми старшего возраста.

Те, кого принимают на работу, в идеале должны проходить обучение, чтобы понимать, например, как правильно сажать, переворачивать, обтирать лежачего больного, не доставляя ему дискомфорт и не травмируя. После обучения желательна стажировка не менее двух недель, во время которой новый сотрудник будет выезжать к подопечным в паре с опытным специалистом, и после которой социальный работник уже сможет быть допущен к самостоятельной работе. В дальнейшем такие компании проводят для сотрудников дополнительное обучение, чтобы поддерживать и повышать квалификацию.

Контроль качества

Добросовестные компании следят за качеством работы своих специалистов. Например, с помощью телефонных звонков, во время которых сотрудники отдела контроля качества уточняют у подопечных, как часто их посещает социальный работник, какой функционал выполняет, как относится, требуются ли еще какие-то услуги, есть ли пожелания к работе конкретного сотрудника или службы в целом.

Помимо этого, могут быть предусмотрены «двойные посещения» получателей услуг — когда вместе с социальным работником без предупреждения приезжает куратор и проверяет, находится ли специалист у подопечного в положенное время, и как он выполняет свои обязанности. Высокий уровень сервиса очень важен для коммерческих компаний, так как на данный момент основной канал распространения информации о них — «сарафанное радио».

Выбор качественного поставщика

К выбору поставщика социальных услуг стоит подойти ответственно. Для того, чтобы в процессе оказания услуг не разочароваться в нем, предварительно уточните у нескольких поставщиков все детали предстоящего сотрудничества. Обязательно нужно узнать, как отбирают и обучают сотрудников, будет ли перед началом оказания услуг проводиться гериатрическая оценка, как часто социальный работник будет посещать подопечного, сколько времени уделять и какие услуги оказывать, точно ли все заявленные услуги будут бесплатны.

Кроме того, стоит уточнить, скольких подопечных сотрудник в среднем посещает в день, каким образом компания контролирует качество оказания услуг и так далее. Если на какой-то из ваших вопросов вам не ответили или дали неоднозначный ответ, обязательно задайте его еще раз. На основании полученной информации вы сможете сделать выводы о качестве услуг, которые предоставляют компании, и решить, услугами какой из них вы будете пользоваться.