Анастасия Ложкина: «Школа с именем не гарантирует нужные знания. Важнее, кто ваш преподаватель»

Ментор по фандрайзингу, экс-директор по развитию БФ «Арифметика добра», – о том, чему и где учиться НКО-сотрудникам

Переизбыток копирующих друг друга «обучалок»

– То, что я вижу сейчас в секторном образовании, – это поток обучающих заявок на гранты. Все определяется грантовыми деньгами. В итоге мы получаем семинары ради отчетности, где не принципиально – а что слушатели должны вынести, с чем уйти, с какими знаниями? В основе – кворум, охват, нужное количество скринов и просмотров, чтобы на следующий год опять подать заявку. Люди запутались, где учиться и как учиться. Или уже никуда не хотят идти, потому что переизбыток копирующих друг друга «обучалок».

Большинство тех, кто формирует обучающие курсы, не изучили рынок. Мир вокруг меняется настолько стремительно, что в следующем году уже не нужны будут знания, которые актуальны в этом. Но мало кто готов это учитывать.

Приведу пример. Мне часто предлагают выступить на разных семинарах – но редко кто приглашает на стадии разработки тем. А темы, я скажу, пишут феерические. На практике же получается, что я узнаю программу за неделю. Ну и что я смогу рассказать? Ничего интересного и полезного, ведь у меня нет времени на подготовку.

Вопрос – почему нельзя меня или другого спикера пригласить на стадии проектной группы? Во-первых, я могу предложить то, что будет актуально для той аудитории, для которой планируется обучение. Во-вторых, я начинаю готовиться уже сейчас и могу быть уверенной, что мое выступление будет отвечать запросам слушателей. И главное – не будет разочарования среди участников, то есть на следующий сезон вам не придется со скрипом набирать новый курс.

Лайфхак от Ложкиной

Выберете 3-4 НКО в Америке, Англии, Европе и Австралии по вашей тематике. Сделайте пожертвование в 1 доллар и подпишитесь на новостную рассылку этих фондов. Наблюдайте, что происходит, – как ваши коллеги решают похожие проблемы.

Обратите внимание на частные музеи в США и Европе – у них нет субсидий и денег от государства. Как они справились с кризисом в пандемию?

Фонды по теме суицидов – очень актуальная тема в Европе и Америке. Как они проводят исследования, как вовлекают людей, как позиционируют себя?

Хотите отдать деньги за бренд – прекрасно, но не факт, что это будут нужные знания

– Важный момент – вас интересует бренд или конкретный преподаватель – носитель знаний? Все существующие образовательные системы – Сколково, Московская школа филантропии – это хорошо выстроенные бренды. Хотите отдать деньги за имя – прекрасно, но не факт, что будут знания, которые нужны вам.

Мне лично нравится система американских университетов, когда лекции читают приглашенные эксперты. То есть, когда идут за профессионалом. В идеале должны совпасть бренд и преподаватель: вы идете учиться в организацию с высокой репутацией и получаете, помимо качественных знаний, нетворкинг, социальный капитал в виде связей. Это немаловажно.

«Я часто специально выбираю маленькие локальные курсы или просто прошу личных сессий у нужных мне экспертов. Может быть и учиться не надо – достаточно поговорить с человеком, чтобы он ответил на вопросы и так передал нужные знания».

Учеба не обязательно должна быть в университете или на курсах. У нас крайне мало того, что называется peer-to-peer education или «обучение равный-равному». Я этому училась в общении с руководителями на стажировках за границей, когда ездила со своими коллегами из России.

Все самое главное начиналось после основной программы – мы собирались за одним столом и могли по 5-6 часов обсуждать болевые моменты. Каждый делился и наполнял друг друга решениями этих вопросов. Можно устраивать встречи, например, раз в месяц, и учиться внутри группы, друг у друга, у своих же коллег.

Кто вам нужен: теоретик или практик

– Определитесь, чему вы хотите научиться, – для этого сформулируйте, что конкретно вам нужно для работы сейчас. Бюджетирование или пиар, маркетинг или smm? «Подтянуть знания в фандрайзинге» – слишком общий запрос. Эта область включает огромное количество направлений. 

Внимательно изучите программы всех курсов – предложений по вашей теме. Точно ли обучение отвечает конкретно на ваш запрос?

Обязательно соберите отзывы о курсе. Не те, что размещены на официальном сайте, а реальные мнения. Найти выпускников в наши дни не так сложно.

Посмотрите, кто вас будет учить. Это ключевое. На этом этапе многие ленятся, а ведь это наши инвестиции – денежные и временные. Уточните, что из себя представляет преподаватель.

Он/она практик или теоретик? Необходимо понять – кто именно вам нужен. Теоретик даст ликбез по теме, он даже сам может и не знать сферу, о которой говорит, просто прочитал книги по нужному направлению. Это неплохо, если вам нужна база, азы, чтобы дальше уже идти к специалистам за более глубокими знаниями и уметь говорить с ними на одном языке.

Практик расскажет, как то, о чем вы знали или слышали, работает в реальности. Но тут надо понимать, что вы должны быть знакомы с темой обучения, чтобы не оказалось, что вы запутались и перестали что-либо понимать.

Если вас интересует практик, где он получил навыки и давно ли работает в нужной вам сфере? Если нет списка преподавателей и вам не говорят, даже если вы спросили, стоит задуматься, надо ли идти туда учиться.

«Юридические, финансовые, налоговые вопросы нужно доверять профессионалам. Разбираться самой/самому после обучающего курса – опасная художественная самодеятельность. Я бы посоветовала НКО налаживать контакты с консалтинговыми компаниями – они оказывают юридическую поддержку и открыты для диалога».

Можно освоить новую профессию в своей компании – это предотвращает выгорание сотрудников

– Часто можно услышать от фондов, что доноры деньги дают на программную деятельность, а не поездки сотрудников. На самом деле, вариантов много.

Можно получить грант на обучение сотрудников или обратиться к крупным донорам. Для них в ряде случаев это даже более понятная инвестиция, чем, скажем, приобретение оборудования: от того, какие сотрудники работают в организации, зависит качество оказываемых услуг.

Обучение можно оформить и как программную деятельность. Меня отправляли на стажировки как в командировку, что тоже возможно.

Вообще НКО лучше всего выделить на образование команды отдельную строку в бюджете. Это прозрачно и удобно всем – и сотрудникам, и руководителю.

«Можно переучиться и освоить новую профессию в своей компании – это еще и предотвращение выгорания сотрудников. Знаю логопедов и психологов, которые прекрасно трансформировались в фандрайзеров – им было это интересно. Человек не уходит, а меняется, оставаясь приверженцем ценностей вашей НКО. Я не устаю повторять, что привлечь нового члена команды намного дороже, чем удержать старого».

Сотрудник говорит, чего бы ему хотелось, а руководитель на основе этих пожеланий выбирает оптимальный курс. Например, человек работает с данными и таблицами Exсel, хотел бы повысить свои навыки. Начальник понимает, что одновременно не лишним будет и курс по анализу и использованию данных – чтобы было еще понимание, что со всей этой информацией делать.

Можно только приветствовать, если в НКО лидер понимает важность обучения коллектива и позволяет сотрудникам развиваться в рамках организации. Это повышает лояльность и позволяет НКО быть более развитой, гибкой и не стоять на месте.

Повышать навыки и компетенции должны, прежде всего, руководители организаций

– НКО – такая же организация как любая другая, и надо уметь ею грамотно руководить. Многие проблемы в НКО идут от лидера. Особенно заметно это проявилось в этом турбулентном году. Лидерам просто необходимо четкое и уверенное понимание всех рабочих процессов: управление командой, как и из чего формируется фандрайзинг, принципы работы с кадрами и знание финансовых инструментов.

Я всегда с большим удовольствием читаю посты руководителей об их восхищении своей командой. Это значит, ты сам ее собрал и сам ею управляешь. А если у тебя безумная текучка и плохие сотрудники, может быть, пора самому переформатироваться?

На стажировке для сотрудников НКО в Сингапуре я поразилась, насколько там ответственно подходят к выбору главы фонда. Это не может быть просто порыв души. Любой кандидат обязательно должен пройти курс обучения, чтобы обладать нужными компетенциями. Попасть в рейтинг достойных – и тем самым получить поддержку доноров и государства – фонд может только при условии, что его лидер обладает нужными компетенциями.

Сейчас российским руководителям НКО нужны знания о том, как выходить из зоны турбулентности из-за пандемии – мы все в ней оказались и она продлится еще, как минимум, год. Нужны навыки, чтобы не сокращать и урезать, как сейчас это происходит повсеместно в секторе, а быть гибкими и организовывать процессы в соответствии с вызовом времени.

Cтажировка помогает найти себя и свой фонд в системе координат: обгоняешь или есть, над чем работать

– Я подписана на рассылку Российско-американской программы «Обмен социальным опытом и знаниями». Просматриваю предложения на сайте КАФ.

В последнее время много делает в части обучения благотворительный фонд Владимира Потанина, поэтому я всем рекомендую обратить на него внимание. Например, сейчас лидеры организаций могут подать заявку на конкурс «Philanthropic Leadership Platform: Russia-Europe» .

Увы, мы отсечены от огромного пула европейских стажировок, поэтому нужно самим искать международные организации и смотреть, что они предлагают.

В части оплаты – бывает по-разному. Большая часть – это конкурсный отбор, когда за всех избранных платит организатор. В фонде Потанина я однажды сама оплачивала проживание и перелет, но могу сказать, что затраты окупились еще до поездки.

Для меня стажировка – возможность вырваться из текучки, сравнить себя с другими и посмотреть на себя со стороны. Даже не всегда я получаю новые знания, главное – в ходе поездок ты можешь соотнести себя в системе координат, понять, где находится твоя организация и ты сам, обгоняешь или есть над чем работать.

Например, вы сомневались, думали, что-то не так, а приехали и поняли, что у вас программа мирового масштаба. Только перевести на английский, собрать пакет документов и можно тиражировать не только в России, но и за рубежом. Это же совершенно другие масштабы и деньги.

Что почитать, чтобы быть в тренде

1 Сharity: water – если вы хотите понимать, что происходит с точки зрения емейлинга, работы в соцсетях, организации сообществ, подпишитесь на их рассылку. Это то, к чему надо стремиться. Покажите дизайнеру и не надо ничего придумывать, просто адаптируйте под вашу цветовую гамму. Я жду рассылку Сharity: water, как любовное письмо, и каждый раз в восторге.

2 Save the Children и UNICEF – обязательно для всех, кто работает в сфере помощи детям.

3 Мой телеграмм-канал Лайфхаки фандрайзинга, где я регулярно делаю подборки курсов и стажировок. Новый список уже на подходе.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?