Как могут окупаться инвестиции «в пожилых»

Например, таким образом: «от людей старшего возраста зависит социальное самочувствие в регионе, и, если они будут считать себя благополучными, жизнь города будет стабильной»

Konferentsiya-22Kompanii-starshemu-pokoleniyu.-Vdohnovlyayushhie-korporativny-e-praktiki22
Конференция «Компании — старшему поколению. Вдохновляющие корпоративные практики». Фото Марии Аксеновойс сайта b-soc.ru

Недавно проявившаяся тенденция — крупный бизнес ищет пути поддержки пожилых людей и их вовлечения в общественную жизнь.

В Москве прошла конференции «Компании – старшему поколению. Вдохновляющие корпоративные практики», организованная силами журнала «Бизнес и Общество» и Центра развития филантропии «Сопричастность».

Как отмечают психологи, пожилому человеку нужна полноценная работа, полноценные развлечения, полноценное обучение и отдых. И если он остается хотя бы без одной из этих составляющих, то это как ехать на автомобиле с тремя колесами, говорит Людмила Мосина, директор института психогенетики, преподаватель РАНХиГС.   Таким образом, помощь пожилым и поддержка их должна заключаться не только и не столько в функциональном подходе (лечение, помощь, оплата лекарств), но и в ценностном — это  инвестиции в проекты, которые помогут людям старшего возраста реализоваться. Кроме того, важна мировоззренческая работа.

Lyudmila-Mosina
Людмила Мосина. Фото Марии Аксеновойс сайта b-soc.ru

«Культ молодости привел если не к брезгливому, то к неуважительному отношению к старости. Мы можем наблюдать дискриминацию, социальную исключенность и эмоциональное опустошение пожилых людей», — подчеркивает Александра Бронникова, руководитель направления маркетинговых и корпоративных исследований ЦЕССИ (Институт сравнительных социальных исследований). – А ведь количество людей пожилого возраста растет, к 2030 году (по данным Росстата) их станет 19 процентов от общего количества населения.

Огородный дедушка

Отличный опыт, который стоит взять на вооружение нашим компаниям, есть у итальянского фонда Ferrero в городе Альба. Еще в 1983 году в компании Ferrero  появился первый социальный проект для оказания поддержки людям, выходящим на пенсию,  — Opera sociale, он и переродился позже в фонд.

Фонд Ferrero предлагает пожилым людям социальную и медицинскую поддержку, дает им возможность быть более активными, развивать отношения с другими людьми, заниматься культурной деятельностью, оказывая при этом положительное воздействие на местное сообщество в целом, отмечает Марина Татарская, директор по связям с общественностью ЗАО «Ферреро Руссия». Итальянская компания оказывает своим пенсионерам медуслуги и социальную помощь на дому, что, кстати, снизило обращение пожилых людей в больницы, а еще увлекла их самыми разными спортивными занятиями, кружками по шитью, изготовлению керамики, фотографии,  обучению иностранным языкам; рисованию и живописи – всего более 40 разных направлений.

77776
Марина Татарская. Фото Марии Аксеновойс сайта b-soc.ru

Но самое важное, что предлагает компания Ferrero своим бывшим сотрудникам, — это деятельное участие в своих проектах. Например, у компании есть свой детский сад Ferrero “Il nido” («Гнездо»), и во многих его мероприятиях принимают участие и пожилые сотрудники Ferrero. Они пекут с детьми пироги и печенье, делают украшения для праздников, читают сказки, выращивают овощи.

Вот, к примеру, 80-летний Карло Верда, который  в течение 36 лет работал в отделе кадров Ferrero секретарем по социальной работе. Теперь он учит детей разбираться в растениях. «Я приезжаю сюда, на огород детского сада, три или четыре раза в неделю. Дети называют меня «огородным дедушкой». Я знакомлю их с кабачками, помидорами, земляникой. Детям, независимо от возраста, важно знать — то, что лежит у них в тарелке, выросло на огороде, иногда даже на их собственном огороде».

«Я прихожу на огород каждый день. Здесь я играю с детьми, учу их ухаживать за овощами. Здесь есть небольшие инструменты, грабли, лейка; ребята наблюдают за мной, когда я работаю, и помогают мне. Карло и я вместе работали в Ferrero, и теперь, направляя эту деятельность, мы снова оказались вместе!» — говорит 70-летняя Катерина Саппа, проработавшая 30 лет в отделе расчета заработной платы компании.

А 73-летняя Нина Гроссо, которая 37 лет трудилась в компании, сейчас стала «доброй феей» в детском садике – она приходит сюда раз в неделю, чтобы читать ребятам книжки.

В целом только за период 2013- 2014  годов Ferrero  привлекла к своей деятельности 473 бывших сотрудника.

Марина Татарская подчеркивает, что общение и социализация крайне важны для пожилых людей. Подобные практики могут освоить и российские компании — все это возможно при последовательной воле, финансовой устойчивости компаний и объединении заинтересованных людей.

Похожее — в России:«Щедрые грядки»

Российские компании тоже начали осваивать подобные подходы к деятельному вовлечению людей старшего поколения. Например, Объединенная металлургическая компания ОМК уже 11 лет ведет проект «Щедрая грядка». Пенсионеры Чусового и Алметьевска продают Чусовскому металлургическому заводу (ЧМЗ) излишки сельскохозяйственной продукции, выращенные ими на своих огородах.  Из этих овощей формируются продуктовые наборы для нуждающихся неработающих пенсионеров — ветеранов предприятия.

В итоге удается поддержать и тех, и других: одним пожилым людям дается возможность ощутить свою нужность, важность своего труда и при этом и заработать, другим – поддержка и помощь, забота. В 2015 году в этой акции приняло участие более 100 человек. А впервые «Щедрая грядка» была проведена в 2005 году к 60-летию Победы в Великой Отечественной Войне.

В этом году ОМК запустит и свой новый проект «бабушка на час»: пожилые женщины помогут родителям, которые одни воспитывают детей, смогут погулять с ребенком, помочь сделать уроки. Такая программа опять же нужна не только семьям, но и пожилым людям: среди них много активных женщин, которым негде применить свои знания и качества.

01-2-web_d53cc
Фото с сайта iamhuman.ru

Помощники и лидеры

Михаил Ошурков, менеджер по гарантиям и льготам АО «Северсталь Менеджмент», замечает, что очень хорошо в компаниях развиваются волонтерские программы, организованные самими ветеранами.  «У нас все проекты для пожилых реализуются самими пенсионерами.

К примеру, проект «Помоги ближнему своему» в Череповце, который работает с 2008 года. Пожилой волонер возит продукты тем своим ровесникам, кто нуждается в помощи, к одиноким пожилым людям, которые не могут выйти из дома. Волонтеры забирают готовые обеды в нашем санатории «Родник», у нас они уже расфасованы в горячие емкости, и развозят их по маршруту. Заодно и общаются с одинокими пожилыми людьми, рассказывают им, что происходит на комбинате. Приезжают к ним домой и с поздравлениями в день рождения, с актерскими номерами». В этот проект было вовлечено уже 800 человек.

Точно так же пожилые волонтеры вовлекаются на предприятиях «Северстали» и в спортивные проекты. Нужно сказать. Спортивные проекты люди старшего возраста очень любят. Например, в Череповце активно освоили скандинавскую ходьбу, а в целом в спортивных оздоровительных кружках комбината занимается до 2500 человек — и, конечно, бесплатно.

При этом, отмечает Михаил Ошурков, очень важно правильно организовать такую работу. Мало дать им волонтерскую задачу– нужно выявить лидеров. Это удачная идея: одни получают возможность использовать свой организаторский талант, другие ощущают себя в команде. «Среди наших пожилых волонтеров есть лидеры. Активистов около 35 человек — это те, кто и раньше занимались организационной работой: кадровой, профсоюзной. У них опыт, умение организовывать, желание показать себя в деле».

В ОМК тоже работают проекты, которые реализуются людьми старшего возраста. Например, в программах «Серебряный возраст –жизнь продолжается» и «Третьему возрасту богатую духовную жизнь» — жители Перми помогают своим ровесникам в Чусовом, а жители Уфы реализуют проекты для пожилых людей в Благовещенске. Немолодые волонтеры передают сверстникам свои знания: например, учат скандинавской ходьбе, обучают финансовой и деловой грамотности — обращению с документами, банковскими квитанциями, банкоматами.

Общественная жизнь после «фазы эйфории»

Mironova-na-sajt
Ольга Миронова. Фото Марии Аксеновойс сайта b-soc.ru

«Поддержка старшего поколения – одно из приоритетных направлений социальных программ Объединенной металлургической компании. Важно привлекать пожилых людей к активной общественной работе. Так можно решить проблему одиночества и социальной исключенности пенсионеров. Наши проекты с участием людей 50+ показали, что эти люди могут стать неоценимыми помощниками в работе по улучшению жизни в регионах,   готовы оказывать разнообразную помощь людям своего поколения и старше, стать наставниками для подростков, помогать неполным семьям, блестяще реализовывать социальные проекты в своем городе или поселке», − говорит руководитель направления спонсорских и благотворительных проектов ОМК Ольга Миронова.

«Северсталь» поддерживает своих ветеранов давно, уже 30 лет. «Это большая часть жителей нашего города, — говорит Михаил Ошурков, — от них зависит социальное самочувствие в регионе. Если пенсионеры будут считать себя благополучными, жизнь города будет стабильной». Таким образом, если раньше такая благотворительность и казалась «некрасивой» или «немодной»,  то сегодня социальные программы компаний, направленные на помощь пожилым людям, развиваются очень активно.

Evgenii-Machnev
Евгений Мачнев. Фото Марии Аксеновойс сайта b-soc.ru

«Фаза эйфории после выхода на пенсию, когда человек ощущает радость от свободы, проходит где-то через месяц, потом — разочарование, депрессия. Людей нужно поддержать именно в этот момент», — замечает Евгений Мачнев, председатель попечительского совета АНО САП (социальная адаптация пожилых) «Серебряный возраст». Поэтому очень важно интегрировать человека в окружающую жизнь.

Например, в АНО САП «Серебряный возраст» в Санкт-Петербурге пенсионеры получают профессию гида по городу: их обучают, они регистрируют ИП и ведут экскурсии. «Причем сначала они думали, что это будут небольшие деньги, а оказалось  — довольно большие. Такие экскурсии оказались востребованными», — отмечает Евгений.

О разобщении

Евгений Мачнев замечает, что у пожилого человека меняется социальная и личностная позиция. И поддерживать его нужно не только после ухода с работы, но и пока такой человек еще работает в компании. «Важно объединить HR и социальные проекты. Помогать пожилым за пределами компании – хорошо. Помогать пожилым внутри – хорошо плюс эффективно».  Эксперт предлагает компаниям активнее использовать опыт сотрудников старшего поколения и сделать кадровые перестановки в компаниях менее болезненными. Нужно дать возможность пожилому сотруднику передать свой опыт молодому претенденту на его должность, и тогда тот не ощутит на себе ситуацию «выдавливания» его из компании.

Также важен принцип реверсивного наставничества: молодым специалистам, в свою очередь, также надо дать возможность передавать свои умения пожилым коллегам. Это, например, обучение сотрудников старшего поколения новых технологиям.

9797
Елена Киянова. Фото с сайта форумсообщество.рф

«В последние годы проблема социальной и информационной изоляции пенсионеров и людей с инвалидностью становится всё более актуальной, — замечает и Елена Киянова, управляющий по взаимодействию с общественными организациями и корпоративным благотворительным программам компании «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг».  — Умение пользоваться современными технологиями существенно улучшает качество их жизни и позволяет беспрепятственно решать самые разные повседневные вопросы — проведение коммунальных платежей, использование государственных услуг онлайн». Несколько лет назад компания начала поддерживать образовательные проекты для пожилых людей. В 2013 году была запущена программа «Статус: Онлайн», которая проходит уже в четырнадцати регионах России. Компания организует курсы компьютерной грамотности для людей старшего поколения и совершеннолетних людей с ограниченными возможностями. Полученные знания помогают социализации и адаптации к современным условиям жизни и более эффективной интеграции в рынок труда.

Эксперты отмечают, что в России пока крайне низкий уровень контакта  людей старшего поколения с молодыми. Мы разобщены. По статистике, только 30 процентов россиян в возрасте 50-59 лет контактируют с молодежью. В других странах, например, в Германии, более 70 процентов людей того же возраста общаются с молодым поколением, у людей старше 80 лет связи с молодежью есть у 40 процентов.

Допустим, в ОМК работает программа «Заботливые внуки». Это проект учащихся Чусовского индустриального техникума, которые в качестве практики делают мелкий ремонт в квартирах пенсионеров. Молодые люди меняют пожилым горожанам трубы, краны, розетки и выключатели и даже обновляют обои и плитку. Эту практику внедряют и другие компании. С нынешнего года проект по уборке жилья пожилых людей силами студентов будет работать и в «Северстали».

Вкус к жизни

Александра Бронникова отмечает, что помощь пожилым сейчас не просто важна для поддержания репутации любой уважающей себя компании. Это еще и перспективная ниша для КСО корпораций.

«Традиционно бизнес-сообщество помогает пожилым поддерживать их физическое здоровье, оказывает финансовую помощь. Но в тренде сейчас  — поддержание психологического здоровья, — отмечает Александра Бронникова. — Хорошо помогать детям и животным, это весело, или радостно, или позитивно. Но правильно помогать старости, пусть это и «плохо пахнет». Это кирпичик и в наше будущее. И надо поддерживать социальную включенность людей старшего поколения в жизнь».

07-2-web_299fe
Татьяна Бачинская. Фото Марии Аксеновойс сайта b-soc.ru

Именно поэтому компании сегодня так активно поддерживают волонтерскую деятельность пожилых людей.  Это дает им возможность не чувствовать себя одинокими. А ведь в той же Германии более 11 процентов людей, которым за 80 лет, активно участвуют в общественной жизни. Волонтерство помогает почувствовать пожилым людям вкус к жизни, замечает Татьяна Бачинская, главный редактор журнала «Бизнес и Общество», исполнительный директор Центра развития филантропии «Сопричастность».

«Социальные инвестиции в пожилых окупаются. Иногда недооценивают глубину вовлеченности людей серебряного возраста. А ведь они умеют и любят работать с людьми, позитивно относятся к успехам других, обладают скрупулезностью, внимательно относятся к цифрам», — замечает Евгений Мачнев.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.