Корпоративы: новый смысл старого слова

Чего ждать от развития корпоративного волонтерства в бизнесе

Корпоративная донорская акция «День доброго здоровья» в компании «РусГидро». Фото: zavodfoto.livejournal.com

Крупный бизнес обращает все большее внимание на развитие волонтерских программ. Волонтерство – отдельная сфера применения ресурсов, бюджета и социальной активности. Оно хоть и считается частью КСО компаний, но требует и особого внимания – учитывая, что мы говорим о людях, – и особых процессов. Как увлечь людей заниматься в своей компании-работодателе не только работой, но – в свободное время – еще и социальными проектами? Готовы ли сотрудники к этому? И готовы ли сами компании тратить на это силы и объединяться со своим персоналом в таких проектах?

«Новогодние корпоративы» – уже устоявшаяся фраза. Только с каждым годом интерес к такому времяпрепровождению у сотрудников компаний потихоньку падает, зато появляется любопытство и тяга совсем к другому – к вылазкам в детские больницы, детские дома или дома престарелых. Людям надоедает веселиться просто так – гораздо больше отдачи мы получаем психологически, когда сами превращаемся в «волшебников» и дарим окружающим радость, оказываем помощь и ощущаем свою нужность. Бизнес «поймал» этот настрой, и постепенно «корпоративами» становятся вот такие социальные акции. Волонтерство в компаниях растет, но нужно помочь и самим сотрудникам, и бизнесу правильно выстроить эту работу.

От шефства к объединению

Одна из крупнейших градообразующих компаний нашей страны, занявшая, кстати, одно из призовых мест в недавнем ежегодном конкурсе КСО компаний, корпорация «Норильский никель» начала программу «Комбинат добрых дел». В Международный день добровольцев в «Норильском никеле» стартовала программа корпоративного волонтерства «Комбинат добра». Под девизом «Стань инженером добрых дел» проект запущен в юбилейный для «Норникеля» год одновременно во всех городах присутствия компании: Норильске, Мончегорске, Заполярном и Москве.

«Суть новой волонтерской программы «Норникеля», в отличие от привычного уже формата «шефства», состоит в добровольном участии сотрудников в социальных программах и проектах при поддержке ГМК «Норильский никель». В первую очередь будут развиваться такие направления корпоративной благотворительности как личные пожертвования, pro-bono (профессиональная помощь), собственные проекты и разовые акции. В дальнейшем программа волонтерской активности существенно расширится», – говорят в компании. «Норникель» убежден, что пора вырабатывать системный подход к корпоративному волонтерству.

Лариса Зелькова, руководитель блока кадровой, социальной политики и связей с общественностью ГМК «Норильский никель»

«Мы хотим уйти от опеки активистов к настоящему партнерству с ними. Только партнерство позволяет всем сторонам получать максимально качественный и эффективный результат. И на пути к партнерству, на пути к новым эффективным формам мы обнаружили, что есть еще одно очень важное направление – добровольчество», — рассказала руководитель блока кадровой, социальной политики и связей с общественностью ГМК «Норильский никель» Лариса Зелькова.

Компания шла к этому медленно, наблюдая, как коллектив зреет, как формируется социальная политика внутри компаний. Ведь волонтерство внутри компании – это в любом случае симбиоз компании-работодателя и его сотрудников, в этих проектах должен присутствовать единый дух, общие взгляды и цели. Теперь, считают в «Норникеле», все стороны этого процесса уже «дозрели» до правильной ситуации, и пора развивать стратегию корпоративного волонтерства.

При этом такая работа уже ведется в компании, ведь «Норникель» уже давно развивает свою КСО. «Например, одно из направлений деятельности Движения молодых специалистов «Лидер» – социальная работа. А в программе «Профстарт», кроме производственной работы для студентов на летней практике, также предусмотрена социально-культурная составляющая, у ребят есть возможность реализовать социальные проекты. Но эти программы рассчитаны на достаточно узкую аудиторию: молодежь до 35 лет, студентов. Теперь волонтерская программа будет адресована всем желающим сотрудникам вне зависимости от возраста и статуса», – отмечает директор департамента социальной политики «Норникеля» Светлана Ивченко.

Светлана Ивченко, директор департамента социальной политики «Норникеля». Фото: facebook.com

Централизованная программа корпоративного волонтерства – это объединяющий формат, понятная форма того, как можно вести благотворительную деятельность, отмечает Светлана Ивченко. «Она создается как клуб по интересам, как некий банк знаний, умений, практик, которыми смогут воспользоваться все неравнодушные люди, а таких в нашей компании, я уверена, большинство».

Программа идеально вписывается в стратегические подходы компании, когда от потребительской модели идет движение к модели партнерства. Причем это партнерство как между компанией и сотрудником, так и между компанией и местным сообществом. Программа волонтерства будет способствовать формированию той самой проактивной позиции, которая в компании сейчас очень приветствуется, потому что человек, готовый взять на себя ответственность, инициативу, априори более эффективен, более вовлечен в формирование созидающей среды – как на производстве, так и за его пределами. «Наша культура эффективности требует наличия таких людей, именно они станут лидерами изменений. Люди, небезразличные к тому, что происходит вокруг, работающие не по принципу «от сих до сих», с большим вниманием относятся, например, и к безопасности на рабочем месте, быстрее придут на помощь», –  отмечают в «Норникеле».

Кстати, «Норникель» параллельно с запуском собственной программы корпоративного волонтерства запустил совместно с «Благотворительной организацией Фонд «Центр социальных программ» и  компанией «Ям! Ресторантс Интернэшнл Раша» совместное исследование «Корпоративное волонтерство в России: оценка состояния и рекомендации по развитию». Партнеры будут изучать ситуацию, сложившуюся с корпволонтерством в России, и работать на популяризацию идей корпоративного волонтерства. Итоги будут опубликованы в 2016 году.

Личный профессионализм – в дела помощи

Конечно, многие компании уже вовсю стараются развивать на своей территории волонтерство персонала. Как и чем завлечь сотрудников, и какие именно их умения и склонности использовать в социальных проектах, – к этому бизнес подходит по-разному, и нередко это зависит и от профессиональной направленности компании. «В нашей компании статус волонтера только определяется. Мы хотим зафиксировать его в нашей корпоративной культуре, ведь мы больше четырех лет организуем наши волонтерские программы, –  рассказывает Елена Шипачева, PR-менеджер компании «Леруа Мерлен». – Поскольку мы – магазин, который продает все для дома, то и наши социальные проекты направлены на дом и комфорт в нем. При этом помогаем мы не деньгами, а нашими материалами, знаниями и умениями. Наши сотрудники делают ремонтные работы в подшефных детских домах или домах престарелых».

Елена Шипачева, PR-менеджер компании «Леруа Мерлен». Фото с сайта finparty.ru

Чем в «Леруа Мерлен» мотивируют своих сотрудников? Дополнительные бонусы для них не материальны, они в другом, говорит Елена Шипачева. Сотрудник развивает свои умения, и в итоге поднимается уже на экспертный уровень. А значит, может передавать свой опыт другим. «Например, мы часто привлекаем к нашим работам в детских домах старшеклассников – им интересно и они сами хотят научиться многому. В итоге ребята учатся класть плитку, клеить обои и так далее. А еще мы учим их оформлять комнаты, создавать красивые уютные интерьеры – ведь им потом выходить в самостоятельную жизнь, это им пригодится. Ну а для наших сотрудников это настоящий драйв – делиться своими знаниями и уже выступать в качестве наставника».

«Для нас корпоративное волонтерство – это часть нашей корпоративной социальной ответственности, и мы активно привлекаем наших сотрудников. Многие компании делают сейчас серьезные большие вещи в этом ключе. Иногда даже удивляешься, как у людей в наше непростое время, когда человек, придерживаясь логики пирамиды Маслоу, может рассуждать «сначала я, а потом другие», «если у меня будут силы, я поделюсь с другими», все же находится желание и энтузиазм для участия в волонтерстве. На различные акции людей приходит очень много», – замечает Елена Шипачева.

«Для продвижения акций корпоративного волонтерства в РусГидро разработана целая система. Она основана на грамотном информировании сотрудников о сути акций, их важности для получателей помощи, интересных, насыщенных программах мероприятий и пользе, которую сами сотрудники могут из них извлечь, –  рассказывает Татьяна Немойтина, начальник управления благотворительных программ Департамента по связям с общественностью ПАО «РусГидро». – Например, готовясь к проведению благотворительных ярмарок, которые проводятся с целью сбора средств на нужды НКО, мы заблаговременно запрашиваем у организаций информацию, какие именно товары они планируют выставить на продажу, а так же на какие цели будут направленны собранные средства. За несколько недель до мероприятия мы запускаем корпоративные рассылки, информируя сотрудников, что они смогут купить и кому именно помочь».

Татьяна Немойтина, начальник управления благотворительных программ Департамента по связям с общественностью ПАО «РусГидро». Фото: facebook.com

«РусГидро» крупная компания, и она активна в сфере благотворительности. Здесь уже несколько лет реализуется долгосрочная благотворительная программа «Чистая энергия», в рамках которой компания занимается благоустройством регионов своего присутствия, действуя в партнерстве с государством. «Объективно, мы приносим реальную пользу, направляя благотворительный бюджет компании на реальные нужды в регионах. Поэтому нельзя недооценивать важность бюджетных благотворительных программ. Однако и волонтерские программы приносят не меньшую пользу, особенно, ели они продуманны и имеют долгосрочную основу. В последние годы мы стараемся как можно больше внимания уделять развитию волонтерских программ. Так, например, с прошлого года мы стали проводить благотворительные ярмарки и донорские дни в компании. А наша волонтерская программа «Молодая энергия», направленная на социальную адаптацию, формирование профессиональных интересов у воспитанников детских домов и подготовку будущих кадров для компании «РусГидро», недавно была признана лучшей на конкурсе «Чемпионы добрых дел» в номинации «Проект вовлечения и мотивации корпоративных волонтеров»».

Но реально ли разрабатывать корпоративные волонтерские программы там, где люди заняты не офисной работой, а сложным физическим трудом? Если сама работа очень тяжелая, то хватит ли сил людям еще и волонтерить? «Да, это абсолютно реально. Более того, именно региональные волонтерские программы «РусГидро» являются наиболее успешными и значимы, – говорит Татьяна Немойтина. – К примеру, это программа социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов «Молодая энергия» Корпоративного университета гидроэнергетики «РусГидро» (КорУнГ). Она признана лучшей на Первом Всероссийском конкурсе проектов в сфере корпоративного волонтерства «Чемпионы добрых дел» в номинации «Проект вовлечения и мотивации корпоративных волонтеров». Всего в конкурсе приняли участие более 70 крупнейших компаний из различных регионов России». Благодаря труду волонтеров от «РусГидро» и применению их профессиональных навыков 320 воспитанников девяти детских домов в регионах присутствия компании занимаются в специально созданных Центрах технического творчества, а потом поступают на энергетические специальности техникумов с последующим трудоустройством в «РусГидро».

«Мы в «РусГидро» уверены, что волонтерство – не тяжкий труд, а веселый праздник. Поэтому во время волонтерских акций мы стараемся создать легкую, радостную атмосферу. Наши сотрудники во всех волонтерских акциях принимают участие исключительно добровольно, и, организуя мероприятие, мы всегда предусматривает рабочее расписание. Как правило, акции мы организуем либо в выходные, либо краткосрочные в течение рабочего дня, как часть трудового процесса».

Кстати, многие замечают, что корпоративное волонтерство гораздо активнее развивается в крупном бизнесе. Но почему? Или мы просто не замечаем усилия мелких структур в этом вопросе? «В крупном бизнесе волонтерство является продолжением традиционной стратегии КСО. То есть крупные компании, которые могут себе позволить выделять бюджет на благотворительность, приходят к идее волонтерства, как правило, исходя из соображений расширения сферы свой социальной активности, – полагает Татьяна Немойтина. – В менее крупных компаниях идея волонтерства не так сильно развита, возможно, потому, что в них вообще не созданы департаменты КСО, так как такие компании пока не готовы выделять бюджет на благотворительность. Не исключено в будущем идеи волонтерской благотворительности станут не просто частью стратегий КСО компаний».

Волонтерство личное и волонтерство корпоративное: найди десять отличий

Другое дело, что в корпоративном волонтерстве людей привлекает организатор, то есть компания. А в социальном волонтерстве люди проявляют личную инициативу. В этом существенное отличие нашего личного участия в социальной жизни общества от волонтерства в рамках служебных обязанностей, в рабочем процессе своей компании. Поэтому тут должны, возможно, работать какие-то иные механизмы? «Я думаю, что в корпоративном волонтерстве правильно будет задействовать личные проявления сотрудников, тем самым объединяя эти посылы – персональное желание помогать и социальные цели компании, – полагает Елена Шипачева. – При этом тут есть и преимущество. Часто люди не знают, как работать с фондами, кому помочь, кому и куда, например, передать вещи. А выбросить у многих просто рука не поднимается, воспитание не позволяет. Мы же от лица компании можем собрать эти вещи и передать тем подопечным, которые действительно в этом нуждаются, проверенным фондам». Например, так «Леруа Мерлен» работала с компанией Самю Сосьяль.  «Мы объявляли акцию «Новая жизнь старых вещей», и сотрудники с удовольствием приносили теплые качественные вещи, которые фонд передавал на нужды бездомных. Человек с такой отрадой, теплом приносит их – и понимает, что он действительно кому-то помог. Это еще и мотивация для сотрудников – им хочется участвовать в подобных акциях и дальше».

«Корпоративное волонтерство от обычного отличается тем, что люди в компании уже представляют некую общину. Это коллеги, которые придерживаются корпоративных ценностей, разделяют идеологию компании, – считает Татьяна Немойтина. – Если для Группы «РусГидро» социальная ответственность является одним из приоритетов, то и в сознании сотрудников это направление обретает особое значение. Поэтому привить идею волонтерства в компании проще». Компании солидарны в той точке зрения, что зачастую люди чувствуют в себе стремление совершать добрые дела, но им не хватает организационной составляющей, они просто не знают куда пойти, к кому обратиться, где требуется помощь. Это отмечают и в «РусГидро». «Поэтому многие потенциально активные волонтеры так и не находят применения своим возможностям. А сотрудники больших компаний всегда знают, где могут пригодиться – компания выступает в роли проводника и направляющего светлых порывов души своих сотрудников, им остается лишь примкнуть к акции в определенный день и час», – говорит Татьяна Немойтина.

А еще в компаниях могут и специально мотивировать сотрудников. К примеру, программа «Молодая энергия» «РусГидро» направлена на социальную адаптацию, формирование профессиональных интересов у воспитанников детских домов и подготовку будущих кадров для компании. Сотрудники компании вовлекаются в активное участие в жизни воспитанников детских домов (их задача – это организация экскурсий на ГЭС, конкурсы, выставки на гидроэнергетическую тематику, совместные праздники, спортивные мероприятия). Важной частью программы является разработанная в компании система мотивации сотрудников компании, заинтересованных в воспитании детей-сирот. Она включает ряд льгот и стимулирующих выплат для работников-усыновителей детей-сирот, работников-опекунов, а также попечителей, принявших ребенка в семью.

Инициатива не наказуема!

Бизнес подчеркивает, что в волонтерстве – любого характера и организационного толка – не обойтись без «людей-зажигалок», которые вдохновляют и ведут за собой других. То есть вовсе не обязательно сама компания выступает лидером в волонтерских акциях. В коллективе всегда выявляются лидеры, причем часто сами по себе, те, кому не безразличны социальные проекты, и они развивают собственную бурную активность. Обычно компании это только приветствуют, потому что такой подход сотрудников – это большое подспорье в развитии КСО бизнеса.

«В Санкт-Петербурге у нас есть сотрудник, который вместе со своей супругой уже много лет ездит по детским домам, – приводит Елена Шипачева пример такой социальной активности конкретного человека, и это только один вариант из сотен. – Он покупает за свои деньги музыкальные инструменты и занимается с детьми музыкой. Когда у нас в «Леруа Мерлен» он рассказал об этом коллегам, эта сторона его жизни очень вдохновила других! В итоге у него появилась целая группа единомышленников, люди сами объединились и стали ездить вместе».

Сотрудники компаний признают, что для них важно и увлекательно выходить во внешний мир благодаря таким активностям. «Они не замыкаются на рабочих обязанностях, а открывают в себе новые возможности, проявляют себя. В итоге такой человек всегда активен, позитивен.  А мы знаем, что такой человек не может быть безответственным», –  отмечает Елена Шипачева. В результате появляется еще один плюс корпоративного волонерства – не только для компании, но и для сотрудника. Его инициатива становится бонусом. Его активность учитывается компанией.  «Если человек приходит к нам устраиваться на работу и рассказывает о своей активной позиции, волонтерской деятельности, конечно, это будет дополнительным плюсом. Ведь мы постоянно организуем разные социально-имиджевые мероприятия, и такие активные люди нам нужны. Сотрудники службы персонала, которые занимаются рекрутингом, отмечают, что это важно. Бывает, что на мероприятиях подходят участники и говорят – нам так понравилось, а можно прийти к вам работать? – говорит Елена Шипачева. – И мы рады таким людям. Я считаю, что сначала – общечеловеческие ценности, а уже потом знания и умения. И нужно ценить такую активную жизненную позицию человека. К тому же такие новички обычно самые динамичные. Они сразу проявляют инициативу, агитируют и собирают коллег, двигают и нашу компанию на новые социальные проекты. Они дают возможность коллективу проявить себя в новых идеях и делах.  Они вдохновляют».

Как аккумулировать идеи сотрудников и опыт НКО

Представители некоммерческих благотворительных организаций полагают, что для лучшего развития корпоративного волонтерства бизнесу стоит больше сотрудничать с НКО и перенимать их опыт организации и вовлечения людей. Многолетняя работа компаний еще не гарантия качества развития их социальных технологий. Да, волонтерские проекты бизнеса важны и для самого персонала, и для подопечных, кому оказывается помощь, и  для экологии района, для моногородов, где люди призваны заботиться о своей социальной обстановке. Но как это делать? Пока этой стратегии нет. как эти механизмы волонтерства срабатывают на местах на предприятиях? Ведь в офисах это легче, да и это переключение для человека, а рабочему человеку, у которых тяжелый труд?

Юрий Белановский, руководитель добровольческого движения «Даниловцы». Фото с сайта verbum.syktsu.ru

«От нас, НКО, тут ничего не зависит, – считает Юрий Белановский, руководитель добровольческого движения «Даниловцы». –  Бизнес должен преодолеть свое внутреннее видение этой темы. С одной стороны, компании говорят: мы зарабатываем деньги, и социальная ответственность для нас вещь важная, только если она дает косвенные бонусы для внутреннего процесса. Если наши внутренние задачи мы можем решить дешевле и эффективнее, чем корпоративное волонтерство, мы так и сделаем».

Но в таком варианте, считает Юрий Белановский, благотворительные структуры не смогут постоянно и плотно сотрудничать с волонтерскими движениями компаний. «Например, для нашей организации, «Даниловцы», участие в жесткой бизнес – конструкции, где волонтерство оценивается как одно из средств достижения собственных целенй, невозможно. У нас первичный смысл – помощь подопечным, причем долгосрочная, с длительными отношениями с подопечными, что важно. Это неформальные личные отношения, свободная включенность человека-волонтера».  Лидер «Даниловцев» отмечает, что в таком варианте развития корпоративного волонтерства фонды могли бы, допустим, проводить обучение сотрудников компаний. Например, те же «Даниловцы» могут провести отличные мастер-классы по возрастной педагогике. А, скажем, «Волонтеры в помощь детям сиротам» – удачные мастер-классы по пониманию внутреннего мира сиротского учреждения. И так далее. Учреждения могут заказать себе такие мастер-классы для персонала, но дальше они все равно будут вариться в своей работе сами, подчеркивает Юрий Белановский. И это явный минус. Кстати, иногда, замечают представители НКО, и тут бизнес пытается выстроить работу «по правилам» и начинает ограничивать своих партнеров-фондов. «Например, если мне дадут только час общения с сотрудниками компании, то ясно, что за час я не могу вывалить на людей гору информации. Тренинг должен быть серьезным. Час – это просто кинуть пару идей. Это нетехнологично. Бизнесу надо принять ответственное решение: или у них только жесткий взгляд на построение работы корпоративного волонтерства, или их позиция – бороться за человеческие ценности».

Но есть ведь и другое видение ситуации и другой способ развития корпоративного волонтерства – тот, о котором, например, говорит «Леруа Мерлен». Когда бизнес признает, что он готов отходить от своих жестких требований и целей, а люди везде остаются людьми, то сюда можно принянуть человеческие ценности – вернее, они притягиваются сами. «И в таких вариантах уже уместно сотрудничество с такими структурами ,как наши. Тут нам есть чем поделиться, наш опыт и направлен на то, чтобы реализовать эти ценности, – считает Юрий Белановский. –  Тогда одна из ближайших общих задач – если это только не демагогия для трибун – это диалог, деловой и может быть, даже в чем-то формальный, потому что нужно действительно попытаться найти общий язык и вместе сформулировать технологию такой работы с персоналом. Нужны ли жесткие или мягкие модели построения работы волонтерства в компаниях – все решается на конкретной практике».

Юрий Белановский тоже побывал в Мончегорске на открытии «Комбината добрых дел» «Норникеля». «Я хочу заметить, что две трети города так или иначе связаны с предприятием. Если, допустим, руководство компании видит вариант корпоративного волонтерства в жесткой модели – то есть в рамках развития КСО и выгоды для развития бизнеса в социальной сфере, то тут единственный выход – это какие-то акции несколько раз в год. В принципе, пока часто так и происходит. И так мотивируются конкретные сотрудники. А постоянная вовлеченность – это совсем другое. Если руководство видит в этом что-то ценностно-высокое, то тогда стоит поэкспериментировать над созданием внутри конкретного завода или предприятия Центра по аккумуляции идей людей, сотрудников». Юрий Белановский убежден, что, как и говорят уже во многих компаниях, очень важно использовать инициативу самих сотрудников. «Надо учитывать, кто чем хочет заняться. К тому же сотрудники лучше видят и знают, что делать: скажем, где стоит досадить деревья, где сломались качели, кому нужно помочь из горожан, их земляков. Смысл такого Центра не в том, чтобы получать мини-гранты («приди с красивой идеей, мы дадим тебе 10 тысяч рублей на ее реализацию»), а в том ,чтобы помочь личной человеческой волонтерской инициативе реализоваться. «Это самая сильная мотивирующая идея, – отмечает глава «Даниловцев» с высоты своего опыта. – Допустим, есть дядя Ваня, он хотел поставить новые качели во дворе, но город денег не дал. Тогда с завода пришли 10 рабочих с железками и инструментом, и сами поставили новые качели. Вот мотивация и воплощение в жизнь идеи! Это не изобретение велосипеда, это реально работает. Не всегда нужно просто дать деньги – чаще людям надо другое, дайте инструментарий, реальную помощь, специалистов. Это правильная технология развития корпоративного волонтерства. Но в бизнесе это реализуется пока слабо».

Pro bono как поддержка сотрудника, компании и экономики страны

«Для большинства компаний, которые связаны с производственной деятельностью, волонтерство не новость. Всегда существовали подшефные детские сады, лагеря и так далее. Но в современных условиях надо правильно преподнести эту работу. К тому же сейчас на рынок пришло поколение «игрек», которое нуждается в том, что их дело было ярким, понятным, с определенной айдентикой, фирменным стилем! Поэтому внутри компании лучше создавать некие зонтичные бренды и продвигать такие волонтерские проекты отдельно», –  замечает Вадим Ковалев, член Общественной палаты России, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров.

Вадим Ковалев, член Общественной палаты России, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров. Фото: facebook.com

Вадим Ковалев считает, кстати, что корпоративное волонтерство несет в себе и еще одну важную функцию. Именно сейчас, во время кризиса, оно может здорово поддержать имидж компании – и не только в глазах общества и рынка, а , что важно, в глазах ее сотрудников. «В нынешней ситуации, когда компании вынуждены сокращать свои расходы на все, в том числе и на КСО, корпоративное волонтерство может поддержать активность местных сообществ. И при этом поддержать лояльность сотрудников к компании. Когда сотрудники компании меняют жизнь своего сообщества к лучшему, это большой плюс для всех». Поэтому, полагает эксперт, идеи системного развития корпоративного волонтерства будут услышаны и в бизнесе, и в обществе.

Что касается развития корпоративного волонтерства в крупных бизнесах, особенно в тех, которые связаны с производством, часто с градообразующим, то Вадим Ковалев уверен, что именно в данном секторе это получится лучше всего. Потому что сотрудники смогут проявить свои профессиональные качества pro bono  – а это и дополнительная мотивация, и личностный и профессиональный рост.

Вадим Ковалев приводит разные примеры: скажем, компания Deloitte как консалтинговая структура помогает многим фондам бесплатно. Сотрудники юридических компаний  помогают малоимущим и другим незащищенным слоям населения, компании переводчиков бесплатно переводят тексты, и так далее.

Помощь рro bono может вообще вытянуть нашу экономику, считает замруководителя Ассоциации менеджеров. «В мире это и рассматривается как важный фактор экономического развития. Волонтеры генерируют такие активности, которые можно развивать. Это и вклад в борьбу с безработицей». Можно вспомнить использование волонтерского опыта на Олимпиаде в Сочи. И этот опыт можно вполне использовать на Чемпионате по футболу  в 2018 году – на это надеются в Ассоциации менеджеров.

«Важно научить людей говорить на одном языке. Часто наблюдается непонимание со стороны бизнеса, обусловленное вовсе не тем, что бизнес плохой и злой, а просто нет правильного подхода. Этому можно и нужно учить. Как и фандрайзингу, и маркетингу, HR-особенностям развития работы в НКО. Так что работа сотрудников компаний pro-bono как один из векторов развития корпоративного волонтерства – это тоже важный вектор в нашей повестке дня».

Вместе мы – сила!

Еще одна тенденция – объединение компаний в общих волонтерских проектах. «Это некий тренд, и он виден – направление на синергию усилий разных компаний, чтобы бизнес неким образом начал соединять свои повестки дня в социальной сфере. А волонтерство может стать механизмом объединения таких усилий». Вот пример – Ассоциация менеджеров проводит экологический квест «Чистые игры», когда участники очищают разные уголки Москвы силами волонтеров разных компаний. Летом в такой игре участвовали компании РУСАЛ, Nestle, МТС, ABBYY, Leroy Merlin,, Эльдорадо, ГрузовичкоФ, PressCorp, «Сфера Технологии», Альтуризм. Между прочим, в итоге было собрано 245 мешков вторсырья и 119 мешков смешанного мусора. Вот пожалуйста – прекрасный вариант корпоратива, во всех смыслах! Сотрудники и поиграли в экологическом квесте, и одновременно сделали серьезное, трудное и важное дело – очистили от мусора московский парк «Нагатинская пойма».

«Еще Сент-Экзюпери сказал: «Если хочешь научить двух людей уважать друг друга, дай им общее дело», –  напоминает Вадим Ковалев. – И «Чистые игры» – только один из примеров. Вот, допустим, «Новогодний марафон» РУСАЛА, который проходит в Красноярске, Ачинске и других городах:  формируются команды волонтеров, которые осуществляют новогодние волонтерские акции.  При этом к участию приглашаются не только сотрудники РУСАЛа, но и компании в регионах. Помощь ветеранам, малоимущим, детям, восстановление культурных объектов и другие социальные истории, – в них реально объединить усилия волонтеров разных структур».

Кстати, именно в русле развития идеи объединения в такой работе представителей разного бизнеса при Ассоциации менеджеров был создан год назад Национальный Совет по корпоративному волонтерству. Это платформа для разных компаний, которые, может быть, еще только приходят к идее развития у себя корпоративного волонтерства. Сейчас в Совете около 30 компаний, в том числе и участники нашего сегодняшнего материала. «В этом году мы определяем, какой будет следующий год. Наше объединение расширится, мы надеемся что появятся подобные региональные Советы, которые помогут сотрудникам компаний на местах объединять свои усилия. Ведь вместе всегда легче справиться с любой работой».

Ну а дополнительным стимулом может стать, например, знание, что мы вовсе не отстаем в этом вопросе от западного опыта. «В корпоративном волонтерстве мы идем абсолютно вровень с мировыми компаниями. Я принимал участие в Европейской конференции по корпоративному волонтерству, и знаете – за наши практики не стыдно, – рассказывает Вадим Ковалев. – Просто на Западе это более распространено, и, кстати, не только на уровне крупных компаний, но и малый бизнес в это вовлечен. У нас пока малый бизнес сам старается выжить. Ну а когда подтянется – я уверен, что и там заработают активно волонтерские программы». Эксперт уверен, что в 2016 году это движение будет развиваться, и будет здорово, если в него удастся вовлечь и средний, и мелкий бизнес. «Я надеюсь, что все больше лидеров бизнеса будут вдохновлять на это своих коллег. Важно создать моду на корпоративное волонтерство в деловой среде. Кстати, в минувшем году я впервые услышал слова о корпоративном волонтерстве – а не просто о КСО – в выступлениях Алекперова, Потанина. Для меня это было удивительным. Это очень важные шаги».

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?