НКО в регионах не так широко известны, как крупные московские фонды — между тем за пределами столицы немало сильных секторных игроков, у которых есть чему поучиться

Фонды для обзора нам помогли выбрать два эксперта, которые давно сотрудничают с региональным некоммерческим сектором — Юлия Прилепская, исполнительный директор фонда «Дорога вместе», и Катерина Абрамова, PR-директор БФ «Нужна помощь».

«География добра»: краудфандинговая платформа+ региональный акселератор, Кострома

Лилия Цыганкова, координатор развития информационных программ БФ «География Добра»

Фонд основан в 2015 году — сегодня офис из 9 человек и сотня волонтеров работают с 33 субъектами РФ. «Наш сайт – это платформа, которая облегчает поиск тех, кому нужна помощь, и тех, кто может помочь, — говорит Лилия Цыганкова, координатор развития информационных программ БФ «География Добра». – Мы сформировали технологию, благодаря которой можем, находясь в Костроме, сотрудничать с любым регионом. Начинали с публикации просьб о помощи костромичей и жителей области, но уже через полгода стало понятно, что у нас есть ресурсы для расширения географии добрых дел. Теперь мы помогаем, например, и детям из Крыма и Камчатки».

Главные достижения: В 2017 году удалось собрать 34 млн 875 тыс. рублей и помочь помощь 629 человекам (в том числе юрлица). Самый успешный проект фонда – «Спасти жизнь, помогает больным детям и взрослым. Закрывает сборы в 3-4 млн рублей на дорогостоящие операции.

В чем уникальность подхода: у фонда нет узкой целевой аудитории и специализации. Если взрослому человеку необходимо приобрести протезы, соорудить пандус в подъезде или многодетной семье в деревне нужна корова, сотрудники подключаются и объявляют сбор средств на сайте. Человек, который жертвует деньги на тот или иной проект, может отследить свой перевод на сайте в режиме реального времени.

Бюджет: «Мы привлекаем, в основном, частные пожертвования, — говорит Лидия Цыганкова. — Дважды выиграли областные гранты. Участвовали в конкурсе президентских грантов, но пока выиграть не удалось».

Как оценивают эффективность: на сайте публикуются ежемесячные отчеты о тратах, а также можно проследить, как развивается проект, на который были собраны деньги.

Совет начинающим НКО: «Важно, чтобы ваша деятельность была максимально прозрачной, и, опираясь на наш опыт, могу сказать, что надо дружить со СМИ», — отмечает Лидия Цыганкова.

Фонд чудес «Дедморозим», Пермь

Инна Бабина, координатор фонда «Дедморозим»

В Канун 2008 года несколько волонтеров переоделись Дедами Морозами и Снегурочками, чтобы исполнить желания детей в детских домах, приютах и больницах Пермского края. В Городском гематологическом центре мы познакомились с Ксюшей Киселевой, у которой был лейкоз и ей требовалась дорогостоящее лечение, — вспоминает Инна Бабина, координатор фонда по финансированию чудес, или фандрайзингу. —  Мы объявили сбор средств и нам удалось собрать для нее 13 млн рублей». Потом появились другие дети, которым требовалась помощь, и в 2012 году волонтеры зарегистрировали фонд.  Цель «Дедморозим» – объединить усилия максимального числа жителей Прикамья, чтобы сделать свой регион лучшим местом для детей в России.

В чем уникальность подхода: редко когда НКО работает с разными группами подопечных: дети-сироты и дети с тяжелыми заболеваниями. И зачастую группы пересекаются, например, когда дети-сироты оказываются в больнице. «Такие пересечения рождают уникальные компетенции у наших сотрудников и волонтеров», — говорит Инна Бабина.

Структура: в офисе работает 21 человек, из них 10 – сотрудники фонда, а 11 – «Агентства чудес», это выездная паллиативная служба. Активное ядро волонтеров составляет более 100 человек, при этом им не требуется координатор. Например, если нужны фотоволонтеры, сотрудники «Дедморозим» пишут об этом в чат или обращаются в группу в VК «Волонтеры Перми».

Бюджет: «Мы достаточно крупная организация, с каждым годом у нас увеличивается бюджет. Источники финансирования: 60% — частные жертвователи, 40% – корпоративные. Мы активно получаем гранты всех уровней: уже выиграли два президентских, а также взаимодействуем с государством в получении субсидий, — говорит Инна Бабина.

Как оценивают эффективность: «Пока мы только разрабатываем критерии оценки нашей работы, нам это нужно для внутреннего контроля в том числе, — объясняет Инна Бабина. —  В целом о нашей эффективности говорят объемы оказанной помощи, хотя немаловажно также учитывать ее качество».

Совет начинающим НКО: не переставайте учиться, перенимайте опыт лучших федеральных и европейских коллег. И еще не стоит бояться пробовать – редко удается сразу найти правильный формат помощи.

Если вас интересует благотворительность, вы хотите разбираться в новых технологиях, читать экспертные интервью с яркими фигурами в мире НКО и помогать с умом — подписывайтесь на секторную рассылку Милосердие.РУ. Чем больше мы знаем, тем лучше помогаем!

БФ «Дети ждут», Санкт-Петербург

Лада Уварова, президент БФ «Дети ждут»

Учрежден в 2010 году для работы по содействию семейному устройству детей-сирот и профилактики первичных и повторных отказов. Ключевая идея — проблему сиротства решает только семья, поэтому на базе «Дети ждут» созданы: 1) портал дети-ждут.рф с качественной производной информацией о детях, подлежащих семейному устройству из 6 регионов РФ; 2) Школа приемных родителей; 3) служба сопровождения приемных семей – коллектив психологов и психотерапевтов, соцработников и юристов плюс программа «Ребенок дома» — помощь семьям репетиторов, нянь, тьютеров со сложными детьми. На базе Фонда работает также приют для мам-одиночек, имеющих опыт сиротства и находящихся в трудной жизненной ситуации.

В чем уникальность подхода: «Мы исходим из того, что семья должна находится в постоянном сопровождении, а не обращаться в службу поддержки тогда, когда назрела угроза отказа от ребенка, — говорит Лада Уварова, президент БФ «Дети ждут». – Поэтому, мы сопровождаем семьи с самого начала появления ребенка. Весь процесс идет под контролем нашего психолога. Конечно, работаем и с ситуациями отказов, стремясь в крайнем случае плавно переместить ребенка в другую семью».

Бюджет: фандрайзинг в соцсетях, проведение ивентов с пожертвованиями, много работают с привлечением пожертвований от частных лиц и компаний. Имеют налаженные отношения с крупными жертвователями. В этом году Фонд при поддержке компании ЛСР открыл первый негосударственный Центр семейной адаптации. Гранты привлекают, но их ресурс очень ограничен. Государственное участие составляет около 5% в виде президентского гранта на проект «Из семьи в большой мир».

Как оценивают эффективность: Отталкиваются от ожидаемого результата в каждом конкретном случае. Если это сопровождение – то основной показатель – количество повторных отказов. У фонда их практически нет.

Совет начинающим НКО: четко сформулируйте свою основную цель и, принимая то или иное решение, ориентируйтесь на то, работает ли оно на вашу цель или уводит от нее?

СР ОО «Аистенок» — помощь семьям и женщинам в трудной жизненной ситуации + ресурсный центр для других НКО, Екатеринбург

Лариса Лазарева, президент «Аистенка»

Свердловская региональная общественная организация «Аистенок» создана в 2003 году. Цель — профилактика раннего социального сиротства и сохранение семьи. НКО помогает семьям в трудной жизненной ситуации и одновременно проводит тренинги повышения родительских компетенций. Позже появилось кризисное отделение для женщин с маленькими детьми, где они могут пережить трудную ситуацию в семье. В штате 6 человек, есть также несколько десятков постоянных волонтеров.

Главные достижения: создание комплексной помощи для семей в трудной ситуации. С 2004 года по настоящее время нам удалось предотвратили изъятие из семьей 229 детей. С 2006 года не было зарегистрировано одного возврата из 136 аннулированных отказов. Это значит, что 136 детей остались в родной семье. С этого же года мы обучили 1100 приемных родителей, которые усыновили 496 детей. Ни одного возврата. Самый удачный проект – работа по сохранению ребенка в родной семьи.

Бюджет: пополняется за счет грантов. Чтобы платить зарплату сотрудникам, необходимо получить, как минимум, пять грантов. Отдела фандрайзинга нет — «Аистенок» считает это своим слабым местом и планирует нарабатывать компетенции в этой сфере.

В 2017 году бюджет составил 7 млн 800 рублей. Большая его часть направлена на помощь целевой группе – семьям в трудной жизненной ситуации и приемным семьям и на содержание кризисного центра для женщин с детьми.

Как оценивают эффективность: основа — отчетность. Критерии и показатели эффективности работы видят в том, что снижаются цифры социального сиротства и вторичных отказов.«Благодаря нашей работе существенно сократилось количество детей-сирот в Екатеринбурге, — говорит Лариса Лазарева, президент «Аистенка». — С одной стороны, матери стали меньше отказываться от своих детей в роддомах, а с другой – мы содействуем устройству детей-сирот в приемные семьи. Мы предлагаем комплексную помощь семьям: юридическую, психологическую и социальную».

Совет начинающим НКО: Перед запуском нового социального проекта стоит хорошенько исследовать рынок. Возможно, нечто подобное уже существует? Скажем, в одном городе могут существовать несколько ассоциаций приемных семей, но они не контактируют между собой и даже не догадываются, что они не единственные в этом населенном пункте. Также стоит трезво оценивать текущую экономическую ситуацию. «Мы начали с того, что провели анкетирование на улицах города. Нам нужно было понять, насколько востребована будет наша работа», — вспоминает Лариса Лазарева.

«Тулун.ру» – поддержка молодежных социальных проектов и творческих инициатив, город Тулун (Иркутская область)

Юлия Булдакова, соучредитель «Тулун.ру»

НКО создана в 2005 году и долгое время работала на разовых проектах, например, проводила конкурсы рисунка к 9 Мая. Десять лет назад организацию включили в областной реестр и стало понятно, что нужно проводить систематическую работу с молодежью. «Сейчас мы действуем в 3 направлениях, — говорит Юлия Булдакова, соучредитель «Тулун.ру»: есть проект, мы организуем разнообразные ивенты и занимаемся их медиапродвижением. У нас есть своя программа на местном телевидении, в котором молодежь рассказывает новости. В нашем распоряжении также учебная телестудия, где можно монтировать сюжеты. Некоторые из них показывают в местных новостях, также мы их выкладываем на нашем канале в youtube. В какой-то степени это профориентация. Многие из ребят, пройдя обучение в нашей студии, потом поступают на факультеты журналистики и становятся журналистами».

В чем уникальность подхода: НКО занимается социальным проектированием по молодежному направлению и одновременно позиционирует себя как организация кластерных инициатив по развитию моногорода. Сотрудничает со всеми учебными заведениями города. «В нашем небольшом города (41 тыс. человек) мы знаем всех жителей наперечет, их компетенции и, если нам нужны люди определенных специальностей, мы адресно звоним и приглашаем принять участие в том или ином мероприятии в качестве волонтеров», — говорит Юлия Булдакова.

Бюджет: В 2017 году составил 1 млн 200 рублей. Часть средств  получили от фонда Тимченко на развитие проекта “Тут моя Родина, в Тулуне”, президентский грант — на развитие проекта “Хрустальная сказка Тулуна” и субсидии от Министерства по молодежной политике Иркутской области.

«Вот что мы плохо умеем делать – заниматься фандрайзингом, просить деньги, — признается Юлия Булдакова. — Раньше у нас работало 20 крупных предприятий, а сегодня осталось одно. Тему донорства мы еще не проработали. Хотим попасть в программу «Благотворительные гастроли», чтобы научиться выстраивать работу отдела фандрайзинга. Заявки на гранты мы уже умеем писать.

Как оценивают эффективность: отчетность перед всеми грантодателями. Подведение итогов, что удалось сделать. «Мы начинали с малого, в 2015 году выиграли грант фонда Тимченко, в 2017 году получили президентский грант, но разовые проекты и гранты все равно не приносят ощущения устойчивости, — отмечает Юлия Булдакова. — Этого можно добиться, только если четко сформулировать стратегию развития организации и ее программу».

Совет начинающим НКО: подумайте, какая идея вас объединяет, какую проблему вы будете решать, в каком направлении двигаться. Другой важный момент – согласие в команде и общее видение своей миссии.