Определить, кто из просящих действительно нуждается в помощи, а кто является профессиональным попрошайкой – с этой задачей регулярно сталкиваются настоятели и ответственные за социальную работу в храмах. Несколько разных подходов к этому вопрос прозвучало на третьем семинаре для настоятелей и социальны работников, который прошел 26 марта в Комиссии по церковной социальной деятельности г. Москвы. В семинаре приняли участие представители Москворецкого благочиния. Семинар вел председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальной деятельности прот. Аркадий Шатов.
Об основных принципах работы с просителями, выработанных Комиссией по церковной социальной деятельности, рассказала секретарь Комиссии Ирина Соловьева: «Работа с просьбами это, по сути, проверка фактов, рассказанных клиентом. Отчасти это напоминает работу следователя. Особенно в той ситуации, когда у специалиста закрадывается подозрение, что его хотят обмануть, и проситель имеет не то намерение, которое заявляет». Поэтому одним из этапов оказания помощи является сбор документов.
В храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами на просьбы дать денег на билет до Владивостока отвечают, что здесь не банк, а храм, и они могут помолиться. «Многие просители после этого разворачиваются и уходят, и лишь немногие соглашаются на молитву. Тогда просящему о помощи могут дать денег», — поделился опытом настоятель храма прот. Константин Татаринцев.
Прот. Константин Татаринцев, настоятель храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами
Прот. Николай Коновалов, член Комиссии по церковной социальной деятельности при епархиальном совете г. Москвы, отвественный за социальное служение по Москворецкому благочинию
А в храме святителя Николая на Берсеневке другой подход. «С просителем беседуют 5 членов общины и после этого сообщают свое мнение мне, — рассказал настоятель игумен Кирилл (Сахаров). — Если большинство за — помогаем, если против — не помогаем».
В храме Успенья Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе чаще всего просящим дают еду, иногда помогают деньгами, но только тем, кто приходит трезвым. При храме нет помещения для благотворительной столовой, но всегда готовы дать тарелку супа «на вынос». Правда, этой возможностью пользуется примерно 5 человек в день. Сторож, чтобы не поощрять безделье, дает еду только тем, кто соглашается немного потрудиться, например, перевезти тележку снега по дорожке, сообщил настоятель храма прот. Михаил Васильев.
Слева: Благочинный прот. Николай Кречетов, настоятель храма Спаса Преображения на Болвановке. Справа: Архимандрит Закхей (Вуд) – настоятель храма св. вмц. Екатерины на Всполье, представитель Американской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси
На встрече было рассказано о большом количестве самых разных социальных дел, реализующихся приходами благочиния. Например, храм святителя Николая в Пыжах опекает отделение трансплантации костного мозга и пансионат РДКБ. Детей из пансионата регулярно привозят на автобусе в храм, на Литургию и дети причащаются не в палатах, а в храме. О такой форме работы рассказал священник Алексий Коршунов.
Хорошо умеют собирать и раздавать вещи нуждающимся в храме Иоанна Воина на Якиманке. Приносить вещи можно в любое время, когда открыт храм. После этого их сортируют и раздают в субботу и воскресенье.
На территории благочиния находится и храм царевича Димитрия при Первой Градской больнице, в котором собрались участники семинара. К этому же благочинию относится и Марфо-Мариинская обитель, дореволюционный опыт которой, является вдохновляющим примером социального служения.
Ирина РЕДЬКО
фото Ирины СЕЧИНОЙ