С 1 июня вступил в силу федеральный закон «О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно новому закону, государственные органы, компании, органы местного самоуправления, операторы связи, банки, владельцы агрегаторов информации о товарах и услугах, а также владельцы сайтов не вправе использовать иностранные мессенджеры (в том числе Telegram и WhatsApp) для обслуживания граждан и клиентов.
Требования касаются и онлайн-платформ с широкой аудиторией, в том числе:
– рекламных сайтов с суточной аудиторией более 500 тысяч пользователей в России;
– сайтов для размещения объявлений с аудиторией более 100 тысяч человек в сутки.
Важно: запрет не распространяется на общедоступную информацию, включая публикации в открытых источниках и рассылку уже опубликованных материалов.
Использование иностранных мессенджеров в обход закона признается административным правонарушением. За это предусмотрены штрафы:
– для должностных лиц – от 30 тысяч до 100 тысяч рублей;
– для юридических лиц – от 100 тысяч до 700 тысяч рублей.
Что это значит для НКО?
Основная деятельность НКО не подпадает под действие закона, объяснили «Милосердию.ru» юристы Philin Philgood. Однако ограничения могут затронуть те НКО, которые занимаются продвижением своей предпринимательской (доходной) деятельности или активно продвигают себя как бренд. Особенно если речь идет о значительной аудитории: более 500 тысяч пользователей в сутки в пределах РФ.
Важное примечание: информирование о деятельности НКО не является рекламой.
Так как в данный момент не сложилась правоприменительная практика, юристы Philin Philgood рекомендуют НКО, которые привлекают внимание к своей приносящей доход деятельности, воздерживаться от следующих действий через Telegram, WhatsApp и другие иностранные мессенджеры:
– отправка уведомлений по заказам и сделкам (подтверждение, доставка и т.п.);
– распространение рекламной информации (включая акции и промо-рассылки);
– ответы на входящие сообщения клиентов, даже если инициатива исходила от них;
– информирование о результатах программ лояльности, розыгрышей и т.п.;
– обработка и передача персональных данных пользователей.
Для безопасного взаимодействия с клиентами и пользователями юристы Philin Philgood советуют НКО:
– перейти на российские мессенджеры, email или SMS-рассылки;
– выбирать платформы, обеспечивающие локализацию данных и шифрование;
– при работе с персональными данными уделять внимание не только каналам связи, но и механизмам их хранения и обработки.
Что остается допустимым
НКО по-прежнему могут использовать Telegram и WhatsApp для публичных каналов и внутренней переписки.