Чтобы сделать жизнь в регионах присутствия комфортнее, «Норникель» поддерживает волонтерские, экологические и научные проекты, программы для коренных народов Севера, молодежного изобретательства и малого бизнеса.
Об этом на форуме «Социальные инвестиции» в Москве рассказала Лариса Зелькова, старший вице‑президент по кадрам, социальной политике и связям с общественностью «Норникеля», пишет «Северный город». По ее словам, роль бизнеса в социальной сфере выросла: на подходы к развитию территорий повлияли запросы власти и общества, дефицит кадров и возросшая осознанность руководства компаний.
Приоритет «Норникеля» – повышение качества жизни в городах и посёлках присутствия. За пять лет компания сместила фокус с простого строительства инфраструктуры на то, как будет жить сообщество в новых пространствах. Для этого нужны «социальные архитекторы» – специалисты, разрабатывающие проекты для решения общественных проблем.
Главные сложности: созидательная повестка слабо объединяет людей, трудно сделать проекты действительно востребованными и сформировать устойчивые сообщества (молодежные, возрастные, тематические). Однако при настойчивости результаты достигаются.
Пример успешного взаимодействия – общественно‑культурный центр «Башня» в Норильске: здание профинансировано «Норникелем», внутреннее пространство учитывало пожелания жителей, проект курировало Агентство развития Норильска. Компания также создала агентства развития (в Мончегорске) и центр социальных проектов «Вторая школа» в поселке Никель.
Еще один инструмент – эндаумент‑фонды, которые аккумулируют средства на содержание и развитие социальных объектов. Фонд «Наш Норильск» поддержал «Башню», инициативы Заполярного государственного университета, Музей Норильска, театр, колледж искусств и другие проекты.
По словам Зельковой, умение работать с людьми – ключевой фактор для привлечения и удержания сотрудников. Молодой специалист, возможно, и придет в компанию, но чтобы он остался, нужен целый арсенал инструментов. Поэтому бизнес все время находится в диалоге с людьми.
В качестве успешного корпоративного кейса «Норникеля» можно назвать программу развития социального капитала «Люди территории». Компания соединила программу «Мир новых возможностей» и программу корпоративного волонтерства «Комбинат добра», чтобы вывести на новый уровень свои лучшие практики в области благотворительности.
