Обновлено 13.09.2018

В московском детском саду № 1540 (Выхино) демонтировали забор, с помощью которого детей из коррекционной группы изолировали от нормотипичных во время прогулок.

В течение недели ребята с диагнозом «задержка психо-речевого развития» гуляли на специально огороженной территории, об этом сообщала в Facebook мама двойняшек, посещающих этот сад, Юлия Линде.

«Садиковский чат кипит. Оказывается, детей из нашей коррекционной группы с ЗПРР (задержкой психо-речевого развития – прим.ред.) решили поместить за забор во время прогулок. Нечего им гулять на воле со здоровыми, пусть в загончике ходят по периметру. А загончик, выяснилось, строили для группы детей с ДЦП. Это как вообще? Может, еще колючую проволоку на заборчик-то намотать, ток провести, овчарку выделить и мужичков с автоматами?» — писала она.

О том, что их дети теперь будут проводить время на свежем воздухе на отдельном участке, обнесенном сеткой высотой в человеческий рост, родители узнали в начале сентября.

На огороженной территории никаких развлечений, кроме небольшой песочницы, не было — ни горок, ни каких-либо иных спортивных снарядов. Еще детям оставили крытую веранду. Игрушки тоже туда не приносили, хотя они и были приобретены родительским комитетом, рассказала Юлия «Милосердию.ru».

Родители возмущались и добивались от администрации ответа, кто принял такое решение, и зачем нужно было отгородить детей из коррекционной группы от нормотипичных.

Накануне администрация учреждения пообещала демонтировать забор в течение месяца, но справилась с этой задачей гораздо быстрее.

«Заборчик – не единственное чудо, которое происходит в этом саду с нашими детьми, — рассказала Юлия Линде. — Когда проводятся какие-то мероприятия, в большинстве случаев наша группа нигде не участвует. Нас как будто бы нет. Но этот забор, конечно, переполнил чашу терпения. Что за дела, когда одни дети за оградой сидят, а другие на них смотрят, как в зоопарке? … Чему они научатся на таком примере?»

«Виновные будут наказаны»

Конфликт прокомментировала Нонна Баринова, директор ГБОУ Школа № 810, в чей учебный комплекс входит упомянутый детский сад:

«Действительно, проблема существовала, детская игровая площадка была огорожена забором с целью ограничения доступа воспитанников и сотрудников, поскольку покрытие игровой зоны не соответствовало санитарным нормам. Виновные лица будут наказаны. В ближайшее время детская игровая площадка будет приведена в надлежащее состояние, и мы пригласим родителей и воспитанников на открытие».

«Толерантность воспитывается поступками»

С тем, что изоляция на прогулке могла негативно повлиять как на особых, так и на нормотипичных детей, согласна психотерапевт, специалист по психологии беременности и родительства Вера Якупова.

«Дошкольники еще не имеют критического мышления, они ориентируются на то, что говорят им старшие, и часто повторяют то, что слышали, даже теми же самыми словами. Их картину мира формируют родители и воспитатели. Если дети видят забор, они воспринимают это как должное, и не будут рассуждать, правы ли те, кто этот забор построил. Он есть, есть дети за ним и внутри ограждения. Дети живут в том мире, который конструируют для них взрослые», — говорит она.

Воспитанники коррекционной группы, считает Вера Якупова, могут и не осознать четко сам факт ограничения свой свободы, но они не могут не почувствовать тот посыл, который в эту конструкцию закладывают взрослые.

«Особые дети отлично считывают отношение к себе взрослых. Для них губительно чувствовать пренебрежение к себе», — отметила она.

Отдельный вопрос — где же здесь инклюзия. «Толерантность воспитывается не словами, а именно поступками в повседневной жизни. И вот здоровые дети видят, что других, не совсем здоровых, посадили за забор. И это – то самое действие, поступок», — уверена Вера Якупова.

Инклюзия шире, чем образование: нужно доказать очевидное