В Минобрнауки рассказали, с кем обсудят регламент отобрания детей

В Министерстве образования и науки рассказали, какие структуры будут привлечены к подготовке проекта документа, определяющего порядок действий органов опеки при отобрании детей из семьи в случаях угрозы для них. Поручение о разработке такого регламента было дано по итогам заседания Попечительского совета под председательством вице-премьера Ольги Голодец в конце мая 2017 г.

«Разработка порядка, определяющего процедуру отобрания детей как крайнюю меру при непосредственной угрозе жизни и его здоровью и регламентирующего действия органа опеки и попечительства во избежание превышения каких-либо полномочий, поручено Министерству совместно с членами Совета по вопросам попечительства в социальной сфере в срок до 1 ноября 2017 года, – сообщили в министерстве порталу Милосердие.ru.

По словам представителей Минобрнауки, все обсуждения ведутся и будут вестись «в тесном сотрудничестве с членами Совета Минобрнауки России по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в состав которого входят представители социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере защиты прав детей».

«Министерство ведет регулярную работу по совершенствованию нормативного правового регулирования сферы опеки и попечительства, включая совершенствование механизмов, нацеленных на реализацию основополагающего права ребенка жить и воспитываться в семье, вовлекая в этот процесс экспертные и общественные организации», – подчеркнули в Минобрнауки.

Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – постоянно, но нерегулярно действующий совещательный орган, созданный в целях содействия обеспечению условий защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В число его основных задач входит подготовка предложений по повышению эффективности мер, реализуемых в сфере защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В состав Совета входят представители Минобрнауки России, общероссийских, региональных, межрегиональных общественных организаций, НКО, в том числе научных и образовательных организаций. Список членов Совета опубликован на сайте интернет-проекта Минобрнауки «Усыновление в России».
Совет при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере является «совещательным органом, образованным в целях рассмотрения наиболее важных вопросов в области социальной защиты граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов и иных групп граждан, охраны здоровья граждан и выработки предложений по совершенствованию государственной политики в указанной сфере». В число его задач входит подготовка предложений по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти в социальной сфере, а также по проведению общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции Совета. Список членов Совета опубликован на его официальном сайте.

– Пока что обсуждение по этому проекту еще не началось, рассказала порталу Милосердие.ru. президент БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская. – По обычной практике, Минобр разошлет приглашения на соответствующие мероприятия, и те, кто захочет и сможет, примут в них участие.

Обычно в таких обсуждениях участвуют представители профильных организаций – в данном случае это, например, наш фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам», Центр лечебной педагогики, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Координационный совет по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной Палате РФ, и так далее.

Предложения нашего фонда – те, же, которые мы выдвигали уже не раз. Это, во-первых, установление четко прописанной процедуры отобрания.  Кто имеет право выходить в семью, а кто нет. Как принимается решение – что это именно угроза, и она настолько серьезна, что ребенка надо отбирать, какие специалисты должны привлекаться, чтобы это определить, на основании чего?

Надо, чтобы появилось разграничение типов угрозы для жизни и здоровья ребенка – исходит ли она от всех окружающих его взрослых, только от одного из них, или вызвана внешними условиями – например, отсутствием нормального жилья. В одних случаях может быть необходимо изолировать кого-то из членов семьи, в других – оказать семье какую-то помощь.

Если ребенок действительно не может оставаться в семье – необходимо постараться переместить его к родственникам, или к другим близким взрослым, чтобы он не попадал в детский дом. И в первую очередь думать о помощи, о восстановлении семьи, о программах поддержки.

И эти меры не должны сопровождаться подачей иска о лишении родительских прав. Его нужно отделить от них, и использовать лишь в самых крайних случаях, когда все иные варианты исчерпаны, когда поведение семьи в отношении ребенка опасно и наносит ему серьезный урон, когда он подвергается насилию. Лишение прав должно стать на самом деле быть исключительной, последней мерой.

Многие говорят, что надо прописывать процедуры – не трогая Семейный кодекс. Но это невозможно. Например, сегодня Семейный кодекс обязывает при отобрании тут же начать процедуру лишения или ограничения родительских прав. Это значит, что даже не предполагается вариантов ошибочного решения, временной ситуации или исправления родителей.

– Будут ли предложены меры, не позволяющие удерживать детей в учреждениях против воли родителей, если те не лишены прав?

– Если наши предложения будут приняты, то такие дети просто не попадут в эти учреждения – только если они стали жертвами реального насилия со стороны родителей, а другие родственники оказались не в состоянии их принять. Если ребенку угрожают какие-то условия – надо менять эти условия, если ему угрожает кто-то из взрослых – надо устранять из его окружения насильника, а не увозить ребенка из семьи. У нас не должно быть детей, которые отлучены от родителей и помещены в учреждения, если родители не представляют для них угрозы.

Другая тема – дети, которые помещены туда родителями якобы добровольно. Здесь мы предлагаем прописать такой порядок, при котором родителям до помещения ребенка в интернат должна быть предоставлена альтернативная помощь, чтобы убедиться, что такое решение принято ими не под принуждением. Скажем, ребенок, с которым некому оставаться, может быть помещен туда только на дневное время, в крайнем случае – на пятидневку, чтобы он не лишался родительского общения.

Сегодня существует практика, когда опека предлагает родителям сдать детей в интернат при любых трудностях. Такой формат «помощи» должен быть изжит. Мы будем просить, чтобы обязательно были внесены изменения в закон, и интернатное размещение предоставлялось бы лишь после исчерпания других возможностей, и если речь не идет об отказе от воспитания – в формате дневного пребывания или пятидневки.

– Должна ли, с вашей точки зрения, быть установлена ответственность за неправомерные действия сотрудников опеки?

– Мы довольно давно обсуждаем необходимость введения хотя бы административной ответственности. Трудно сказать, будут ли приняты такие предложения. Конечно такие меры нужны. Но работать они будут только, если у опеки появятся и другие компетенции и ресурсы. Чтобы вводить меры ответственности для работников опеки, нужно, чтобы у них были адекватные критерии и процедуры принятия решения, чтобы работали инструменты помощи семье, чтобы можно было предоставить альтернативные варианты – кроме размещения детей в приюты и детские дома.

Илья Агафонов

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?