В начале 2026 года медицинский журнал Oncotarget опубликовал исследование, где ученые из США анализируют связь между вакцинами от ковида и развитием онкологических заболеваний. В статье говорится о том, что врачи проанализировали 69 исследований и клинических случаев из 27 стран (включая США, Японию, Китай, Италию, Испанию и Южную Корею) за период с 2020 по 2025 год и выявили 333 случая рака, диагностированных или ухудшившихся после вакцинации от Covid-19. При этом во многих случаях опухоли возникали рядом с местами инъекций на руке, куда ставили вакцину.
По просьбе портала «Милосердие.ru» данные исследования прокомментировал Владислав Евсеев, онколог-химиотерапевт, руководитель Медицинского совета фонда «Не напрасно».
Важный фактор, который всех насторожил, – что опубликованную 3 января статью удалили: «предварительно, по указке фармкомпаний», писал телеграм-канал Mash. На самом деле она очень легко находится в поисковиках и на сайте самого журнала. «Ожидать какого-то заговора тут не стоит, скорее всего, это был просто технический сбой, связанный с высоким интересом к статье», – считает Владислав Евсеев.
«Надо понимать, что авторы не провели собственное большое исследование: они просто попытались подвести итог всем научным данным, которые удалось найти, – объясняет эксперт. – Слова «проанализировали 69 исследований» звучат очень убедительно, но большая часть из них – совершенно небольшие исследования, которые либо описывают отдельно взятые случаи или вообще представляют из себя лабораторные работы, которые очень часто не имеют в последующем ничего общего с жизнью. Причем из всех этих 69 исследований 58 и представляют из себя такие отдельные случаи или «науку в пробирке»».
По словам Евсеева, многие из статей, попавшие в обзор, просто описывают случаи развития опухолей в короткие сроки после вакцинации: «Это никаким образом не доказывает, что именно вакцина вызывает рак. За последние пять лет вакцинация была проведена не просто у миллионов, а у миллиардов людей. Абсолютно понятно, что хоть у кого-то одновременно с вакцинацией будет выявлено и онкологическое заболевание. Связь с каким-то событием можно найти всегда, но только крупные и долгосрочные исследования на миллионах людей действительно могут помочь понять, есть связь или нет».
«Отдельно меня удивило, что авторы попытались найти случаи появления опухоли около места вакцины. Но ведь когда мы проводим введение вакцины мы не ждем, что иммунный ответ возникает в месте укола, он появляется во всем организме. Почему это должно появляться чаще в области укола, не очень ясно, – говорит онколог-химиотерапевт. – Например, один из приведенных клинических случаев описывает развитие саркомы (опухоли соединительной ткани) через несколько дней после второй дозы вакцины Moderna. Как вакцина в такой короткий срок могла вызвать развитие злокачественной опухоли не очень ясно, но при этом фактически это используется как аргумент о возможном развитии опухолей из-за вакцинации».
Со слов авторов самого обзора, примерно половина случаев развилась в первые 2-4 недели после проведения вакцинации. По мнению Евсеева, это говорит о том, что, скорее всего, в короткие сроки после вакцинации был выявлен уже существовавший рак, а не развился новый: «В большинстве случаев для развития онкологических заболеваний требуются намного большие сроки. Например, при опухолях толстой кишки путь от полипа до злокачественной опухоли может занимать 10 лет».
Еще один важный момент: большинство описанных случаев (более 50%) были после применения вакцины от Pfizer. А вот про российскую вакцину («Спутник V») известно намного меньше.
Если говорить про более крупные исследования, надо учитывать, что в первые годы частота выявления может повышаться из-за более пристального наблюдения за пациентами, отмечает эксперт фонда «Не напрасно»: «Например, человек, который проходит вакцинацию, наверняка чаще обращается к врачам в целом, чаще проходит назначенные обследования, и просто может иметь более быстрый и понятный доступ к медицинской помощи. А те, кто не вакцинируются, могут банально реже обращаться к врачам или иметь сложности с доступом к ним, поэтому и диагноз либо не устанавливается, либо устанавливается позже».
«Сами авторы ссылаются на то, что в статье рассмотрено несколько более 300 случаев рака, что ничтожно мало для таких выводов. В мире ежегодно диагностируются сотни тысяч и миллионы новых случаев онкологических заболеваний», – резюмирует эксперт.
