В Банке России напомнили, что причины блокировки банковских карт могут быть разными — например, подозрения в отмывании средств, проблемы с налогами, или попадание в базу дропперов. По незнанию вызвать подозрения у банка или случайно оказаться вовлеченными в мошенническую схему могут и законопослушные граждане, признали в ЦБ РФ.
Та перечислили основные правила, которые помогут избежать неприятностей:
- Ни при каких обстоятельствах не выполняйте никакие финансовые операции, если вас об этом просит незнакомец.
- Если на ваш счет поступили денежные средства, предположительно, по ошибке, не следует инициировать их возврат собственными силами. В такой ситуации необходимо связаться с сотрудниками вашего банка и поручить им осуществить обратный перевод средств, используя реквизиты того, кто был отправителем.
- Вашу банковскую карту, а также данные для входа в личный кабинет интернет-банкинга запрещено передавать третьим лицам.
- Рекомендуется избегать переводов денежных средств людям, с которыми вы лично не знакомы. Это также относится к оплате покупок в магазинах и на рынках путем перевода на номер телефона, поскольку банковская система может идентифицировать подобные операции как сомнительные.
- Если вы переводите деньги другому лицу (к примеру, для оплаты товаров или услуг, отправки денежного подарка коллеге или члену семьи), в обязательном порядке следует заполнять поле с указанием цели платежа. Это сделает транзакцию более понятной для банковской службы безопасности и позволит избежать необоснованных подозрений.
- Высокому риску блокировки счетов подвержены люди, которые используют пиратские интернет-ресурсы, обращаются к услугам незаконных казино, пользуются анонимными криптовалютными обменными сервисами и другими предложениями теневой экономики. Подобные платежи не только являются противозаконными сами по себе, но и могут вовлечь человека в преступные схемы. Часто это происходит, когда организаторы таких схем напрямую соединяют для проведения взаиморасчетов рядовых граждан, потребляющих нелегальные услуги, и непосредственных участников преступной деятельности.
- Если у вас произошли изменения в персональных данных — например, сменилась фамилия, номер телефона или адрес проживания — следует безотлагательно проинформировать об этом свой банк.
- Проведение операций, связанных с коммерческой или предпринимательской деятельностью, через расчетный счет, предназначенный для физического лица, может вызвать вопросы со стороны банка.
- Если вы зарегистрированы как ИП или являетесь владельцем бизнеса, вам следует не допускать образования задолженности по налоговым платежам, и вести свою деловую активность максимально открыто и прозрачно.
Если банк уже ограничил доступ к вашему счету или карте, он должен сообщить вам, на основании какого федерального закона и в соответствии с какой его нормой было принято такое решение, а также уточнить, что делать для восстановления обслуживания, напомнили в ЦБ.
«Если доступ к счету ограничили по 115-ФЗ, нужно уточнить в банке точную причину блокировки и подготовить документы, которые он запрашивает, — рассказали в Центробанке. Если и после этого банк отказывается пересматривать свое решение, необходимо направить обращение в нашу интернет-приемную.
— Если доступ к счету ограничили по 161-ФЗ, значит, реквизиты человека попали в базу данных Банка России «О случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиентов». Это решение можно обжаловать двумя способами:
— Обратиться с заявлением в любой из банков, где обслуживается человек.
— Направить заявление в Банк России через интернет-приемную, выбрав в качестве темы обращения «Информационную безопасность» и соответствующий тип проблемы».