Дети с особыми потребностями могут лишиться тьюторов и ассистентов

Новый приказ Минпроса об организации образования детей, вступающий в силу с 2021 года, не учитывает интересы детей с ОВЗ и окажется разрушительным для системы их обучения, уверены в профильных некоммерческих организациях. Одним из последствий может стать лишение детей поддержки тьюторов и ассистентов, считают эксперты.

«Новый приказ издан, вероятно, в спешке, чтобы внести абзац про дистанционный формат образования. В раздел же, касающийся обучения детей с ОВЗ, никакой ясности не внесли», – заявила Милосердию,ru директор Центра проблем аутизма Екатерина Мень.

По ее словам, в новом документе не учитываются условия инклюзивного образования, нет прозрачности в выделении ребенку тьютора и ассистента, не учитывается разница их функций, ранее уже разъясненная в письме Минобра. Нет определения тьюторского сопровождения, а его максимальная продолжительность ограничена одним годом.

«Новый приказ не должен был после 7 лет работы воспроизводить опять невнятности в организации образования детей с ОВЗ и не учитывать реалий уже развитой практики инклюзивного образования. Новый приказ никак не может воспроизводить терминологию (умственная отсталость), исключенную из определений ФЗ об образовании», – подчеркивает эксперт.

«Во время пандемических действий властей, из всего, что касается ограничительных или каких-то регламентирующих мер, мы четко заметили  одно: инклюзивное образование находится у государства в зоне «слепого пятна», – рассказала Екатерина Мень.

– Ни указы мэра, ни новые приказы Минпроса вообще даже не вспоминают о наличии детей с ОВЗ, состоящих в инклюзивном образовании. Как были они разделены физически – «больные» и «здоровые» – так в головах чиновников это и сидит».

«Вышедший приказ не обсуждался ни с профильными общественными организациями, с членами экспертного совета по аутизму, ни с теми, кто работает «на земле», – рассказала Милосердию.ru руководитель РОО помощи детям с РАС «Контакт» Елена Багарадникова

И, в результате, он является по сути дискриминирующим, вступая в противоречие с другими законодательными актами, не учитывая правоприменительную практику, и все, на что раньше указывали эксперты.

– Приказ никак не учитывает специфику инклюзивного образования. Люди, его разрабатывавшие, не имеют никакого представления о проблематике с ней связанной.

Мы снова откатились в прошлое и формулировками о сопровождении.

Как организация, защищающая права детей с ОВЗ и инвалидностью, мы получаем сотни обращений в год, из которых большая часть связана с нарушением прав на образование, а большая часть из них – именно с вопросами сопровождения.

Из-за размытости формулировок законодательства, противоречий в разных законодательных актах повсеместно нарушаются права детей.

Мы потратили несколько лет на то, чтобы изменить дискриминационный САНПИН, ограничивавший права детей на включение в образовательный процесс по нозологическому принципу.

И сейчас все эти усилия сведены этим приказом к нулю. Такое впечатление, что у каждого следующего министра все меньше времени на то, чтобы вникать в специфику организации образования детей с ОВЗ и инвалидностью».

«Будем требовать изменять и отменять дискриминационное законодательство»,

– подчеркнула Елена Багарадникова. По ее словам, ограничение срока предоставления тьютора или ассистента неизбежно будет истолковано на местах как запрет на дальнейшее возобновление этих услуг.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?