Больше 1000 пропавших с мобильными телефонами погибли за год. Почему не работает закон о передаче геоданных, рассказали в «ЛизаАлерт»

«Если посмотреть статистику «ЛизаАлерт» за прошлый год, то у нас больше 1000 человек просивших о помощи, с которыми разговаривали по телефону наши волонтеры или родственники, – найдены погибшими. То есть – не успели. Больше 1000 раз. И это только в статистике отряда за год», – сообщил «Милосердию.ru» председатель поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» Григорий Сергеев.

В отряде прокомментировали недавнюю трагедию в Таганроге. Там потерялся пожилой дезориентированный человек, у которого был с собой включенный телефон. Один раз он вышел на связь с родными, но не смог объяснить, где находится, а после перестал отвечать на звонки. Его можно было бы найти по геоданным. Но получить их не удалось – для этого специальные процедуры должно было выполнить бюро специальных технических мероприятий в МВД. Пенсионер провел три дня на 35-градусной жаре без воды и пищи. Когда его все-таки отыскали волонтеры, он был еще жив, но вскоре умер.

«Наше обращение пришлось на субботу, а в выходные дни все процессы замедлены. Мы рекомендовали родственникам обратиться к оператору сотовой связи и лично попросить у них. Потому что иногда это срабатывает, очень редко, но может быть шанс. И родственники звонили: с разных номеров, разным сотрудникам, и везде они получили отказ», – рассказал координатор «ЛизаАлерт» Ростовской области Алексей Цыбан.

В главном управлении МВД России по Ростовской области сообщили «Милосердию.ru», что не могут прокомментировать эту ситуацию, так как данные предварительного расследования могут быть оглашены лишь с особого разрешения.

«В Конституции есть такие понятия, как право на жизнь и право на тайну связи. Так вот: право на жизнь с треском проиграло праву на тайну связи. Люди с телефоном не могут получить помощи по текущему законодательству. Можно определить только местоположение телефона преступника, совершившего или совершающего преступление против государства или совершившего тяжкое преступление. А человек, который терпит бедствие, не может быть спасен», – отмечает Григорий Сергеев.

Он напомнил, что больше двух лет назад была принята поправка о передаче геоданных в случае пропажи ребенка с телефоном или другим мобильным гаджетом, если заявление об этом подаст родитель или опекун. Но на местах указаний об использовании этой возможности не получали, и в реальности поправка не действует.

«Для того чтобы это изменить, нам необходимо принимать специальный закон. Сейчас есть только законопроект, который лежит в Государственной думе. Этот законопроект нам тоже не очень нравится, но это лучше, чем ничего. Хотя далеко не факт, что если его примут, то он будет нам помогать», – говорит руководитель «ЛизаАлерт».

По его словам, выходом могли бы стать переговоры Минцифры со всеми операторами сотовой связи о дополнении договоров с абонентами пунктом о праве компании сотовой связи определять местонахождение человека, терпящего бедствие, и предоставлять его тем, кто придет на помощь.

«В таком договоре уже может фигурировать не какая-то суперсекретная служба за восемью печатями, которая, может, ночью и искать не поедет, а это вполне себе может быть поисковый отряд, например «ЛизаАлерт». Мы были бы рады такому событию. Наша жизнь бы улучшилась», – пояснил председатель поисково-спасательного отряда.

Также он отметил, что сейчас координаты телефона в городе определяются с точностью до 400 метров, в природной среде – до 10 км и более. Эту точность можно повысить, обязав сотовые сети выполнять определенные требования.

«Но пока этого не происходит, – отмечает Григорий Сергеев. – Возможно, закон не принимается, потому что есть такая вероятность и страх, что данные эти будут в доступе у большого количества сотрудников. Вероятнее всего, можно подумать, что речь идет про недоверие законотворческой ветви власти к исполнительной».

Ранее в «ЛизаАлерт» неоднократно указывали на необходимость оперативного доступа к данным о пропавших для спасения их жизней. Вопрос обсуждался на уровне президента, дававшего соответствующие поручения.

Летом 2021 г. были приняты поправки в закон об оперативно-розыскной деятельности, допускающие получение геоданных о пропавших в течение суток без решения суда.  В конце того же года депутат Госдумы Сергей Леонов заявил, что полицейские на местах не знают о возможностях нового закона и не используют их.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?