Такие результаты дало исследование, проведенное Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, сообщает Forbes.
По его сведениям, существенный рост цен на лекарства заметили в 2024 году 75% опрошенных. Из 34%, заявивших, что не смогли купить нужные лекарства, больше половины признаются, что причиной стала нехватка денег. Вторая важнейшая причина – отсутствие необходимых препаратов в продаже. Но ее значение снижается, а роль финансового фактора растет.
В семьях с низким доходом (до 15 т.р. на человека в месяц) о нехватке денег на нужные лекарства сообщают в 84% случаев. Чаще всего о такой проблеме сообщают женщины, пожилые люди, и жители села. Люди с доходами от 15 т.р. до 35 т.р. на человека в месяц сообщают о нехватке денег на лекарства в 56% случаев, а с более высокими доходами – в 30% случаев.
При этом 60% опрошенных сообщили, что они сами, или члены их семей пожизненно принимают лекарства по назначению врача. Из этой категории 40% за последний год сталкивались с невозможностью купить нужное лекарство, причем в 60% случаев – по финансовым причинам.
По данным аналитической компании RNC Pharma, в первом квартале 2025 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года цены на лекарства выросли в среднем на 14%. Сильнее всего подорожали препараты группы J04 для лечения ларенгита, трахеита и туберкулеза (на 41%); препараты для лечения ожирения группы А08 (семаглудит и др.) – на 30%; препараты группы D02 для смягчения и защиты кожи (бепантен, вазелин и др.) – на 28%. Противоопухолевые препараты из группы антинеопластиков выросли в цене на 25%, а лекарства от сахарного диабета из группы А10 – на 24%.
Среди причин подорожания лекарств эксперты упоминают зависимость фармацевтической отрасли от импортных поставок в условиях затрудненной логистики. Также влияние оказывает рост цен на электричество и горючее внутри страны.
В РАНХиГС отмечают, что право на льготные лекарства имеют сейчас лишь 23% пожилых людей, к тому же не все они пользуются этими льготами, потому что старикам бывает сложно ходить по врачам, оформляя льготные рецепты. К тому же нередко пожилые люди, чтобы не искать лекарства по квоте, оформляют вместо нее денежную компенсацию в 1300 рублей в месяц, добавляют во Всероссийском союзе пациентов.
«Мы всегда призываем пациентов не отказываться от социального пакета и не заменять бесплатное лекарственное обеспечение денежной компенсацией, — заявил сопредседатель ВСП Ян Власов. — Выплаты часто не покрывают розничную стоимость препаратов. Если же потребуется возобновить терапию, то возвращение в систему льготного обеспечения займет время, и в этот период пациент может вообще остаться без жизненно необходимых препаратов».
В Институте социального анализа и прогнозирования предлагают подготовить меры поддержки отечественных фармпроизводителей, чтобы увеличить выпуск доступных лекарств. При этом не рекомендуется прекращать поддержку импорта лекарств и компонентов для их производства.
Также в числе предложений – внедрение механизмов лекарственного страхования или софинансирования покупки препаратов. Их можно было бы опробовать на людях с низкими доходами, и хронически больных, которым нужно постоянно покупать лекарства.