Севе уже почти 17, но только недавно он стал обращать внимание на окружающий мир. «Возвращению» Севы в мир помогают специалисты проекта поддержки особого детства «Дети.pro».

Четыре года назад, когда этот проект службы «Милосердие» только стартовал в московском ЦССВ «Кунцевский», Сева был ребенком, который ни с кем не шел на контакт. Из-за текущей слюны выглядел он неопрятно, к тому же любимым развлечением Севы были малосимпатичные занятия: ковырять рукой свои глаза, выворачивать веки…  При этом мальчик еще и сильно раскачивался, издавая звуки, больше похожие на подвывания. Неудивительно, что волонтеры, приходившие помочь проекту, в первую очередь спешили не к нему, а к другим детям.

Воды Сева боялся. Вставать на ножки — никогда не пробовал, хотя смог бы ходить – с точки зрения ортопедии нарушений у него нет.

— Все эти страхи говорят о том, что в детстве контакт со взрослыми у Севы был довольно травматичным, — считает психолог Евгения. – Неудивительно, ведь Сева остался без мамы сразу после рождения. Скорее всего, мальчик уже разуверился в том, что взрослый может прийти и что-то хорошее ему сделать. И такой непонятный, а подчас опасный, внешний мир перестал Севу привлекать. Потому он и сидел в своем коконе, ковырял глаза – ловил какие-то физические ощущения.

Но так было раньше. Когда Сева попал в «Дети.pro», у него, как и у остальных ребят из проекта, появился «личный взрослый». А еще с мальчиком начали работать специалисты: психолог, дефектолог, инструктор ЛФК…

– Оказалось, что Сева в принципе может как-то сигнализировать о том, что ему хочется, чего ему не хочется. И делает он это довольно-таки ярко, — говорит психолог Евгения. — Было видно: ему хочется, чтобы его потискали, приобняли, в ладошки с ним поиграли… В целом оказалось, что Сева у нас очень нежный, ласковый ребенок, который стремится к общению со взрослыми.

— Сева стал очень наблюдательным, — продолжает она рассказ. — Частенько прислушивается, пытается присмотреться… У него очень плохое зрение, больше боковое, но все равно – видно, что он старается что-то заметить, услышать, оценить… Кроме того, он сейчас в гораздо лучшем контакте со взрослыми. То есть он замечает человека, реагирует на него, тянется к нему. Сева уже не боится потерять взрослого. Если раньше мальчик совсем не отпускал от себя, то сейчас он знает: взрослый уйдет, но потом обязательно к нему вернется.

Конечно, все эти изменения происходят очень медленно. Но они есть! Евгения раскрыла несколько секретов, как ей и другим специалистам это удается.

— Ну, во-первых, мы старались чаще быть с ним. Не отвергать его никак, не пытаться его переделать – просто присутствовать рядом. Во-вторых, стремились всегда реагировать на то, что делает Сева. Например, он звучит — и взрослый звучит также. Он делает какое-то движение — мы с ним вместе это повторяем. Здесь основное – следовать за Севой, давать ему понять, что он есть, его слышат, на него реагируют…

А вот дефектолог, который тоже занимается с мальчиком, учит его взаимодействию с внешним миром. Дает пробовать разные вкусы, запахи, учит взаимодействовать с различными предметами и структурами (шершавыми, колючими и т.п.). Следить за предметами, находить их в пространстве рядом с собой – этому тоже непросто было научиться. Следующий шаг, который Сева когда-нибудь сможет сделать – более точно сообщать окружающим о своих желаниях. Взял кружку – значит хочет пить, показал на подушку – хочет спать… Именно в этом направлении дефектолог сейчас и работает с мальчиком.

Собственно, не только с Севой, но и с тринадцатью другими ребятами, участниками проекта «Дети.pro», работают психолог и дефектолог. Труд этот кропотливый и на первый взгляд — малозаметный, поскольку все дети здесь (и Сева тоже) – с тяжелыми множественными нарушениями развития. Курс реабилитации длится 3 месяца. Стоимость курса 219 497 рублей. Мы объявляем сбор на занятия с психологом и дефектологом для 14 детей с тяжелыми множественными нарушениями развития!

Помогите им избавиться от страха перед окружающим миром!

Просьба опубликована 5.08.2019