«Будешь кушать?» – спрашивает мама трехлетнего Андрюшу. Раньше она подносила ложку ко рту, чтобы сын понял, что она хочет ему сказать. Теперь старается избегать жестов, чтобы Андрюша по словам понял, что она имеет в виду.
Дело в том, что до двух лет Андрей не слышал. Совсем. «Мы замечали, что он не похож на других детей. В полтора года он не показывал на меня и в ответ на вопрос «где мама?» просто молчал. «А где у тебя глазки? А где носик?» – тоже молчал, ничего не показывал. Но врачи говорили: «Подождите, подрастет».
В 1 год и 8 месяцев я сама забила тревогу, и ЛОР-врач в поликлинике посоветовал обратиться в центр слепоглухонемых у нас в Сергиевом Посаде. Там сурдолог и назначил нам исследование слуха в состоянии естественного сна. Вердиктом двух исследований была тотальная глухота».
Родители Андрюши были поражены как громом. Ведь сын оборачивался на громкие звуки, выполнял простые просьбы типа «Выброси обертку от конфеты». Оказалось: он приспособился. Громкие звуки определял по вибрации, просьбы – по мимике родителей.
А чтобы он начал распознавать звуки, нужно было срочно установить имплант. Кохлеарная имплантация – самый современный метод реабилитации детей с тотальной глухотой. Такую операцию делают бесплатно. Главное – получить квоту.
Накануне своего двухлетия Андрюша получил главный подарок – ему поставили имплант на одно ушко. Правда, первые, тренировочные, подключения для малыша всегда испытание. Андрюша громко плакал от испуга, пока специалист настраивал электроды. Его мозг никогда не слышал никаких звуков. И даже самый тихий звук был для него шоком.

Но постепенно он привык. Прошел год, и Андрюша утром сам теребит родителей, чтобы те подключили ему аппарат. Мама что-то говорит, мультик на экране шебуршит, стиральная машинка тарахтит – Андрюше теперь тоже интересно все это услышать.
«Я чуть не расплакалась, когда мы осенью шли с Андрюшей по парку, вдруг он услышал ворону высоко в ветвях и стал повторять за ней «Ка! Ка!» и размахивать руками. Это такое счастье, когда сын может слышать птиц!»
Но сам по себе аппарат не научит Андрюшу распознавать звуки и повторять их. Для этого нужны регулярные занятия с сурдопедагогом. На таких занятиях специалист учит различать внешние шумы и называть их. Дома Андрюша с мамой потом закрепляют знания: как течет вода из крана, как суп кипит в кастрюле, как стучит клавиатура, как работает блендер.
Андрюша учится соотносить звук с картинкой. Постепенно он учится произносить звуки и понимать те слова, которые произносят окружающие. «Это сти-раль-на-я ма-шин-ка. Она сти-ра-ет. Коф-та гряз-на-я – фу! По-ло-жим ее в сти-раль-ну-ю ма-шин-ку». Мама четко и внятно проговаривает все свои действия.
Но без регулярных занятий с сурдопедагогом Андрюша не сможет нагнать своих сверстников. А собственных средств в семье не хватает на регулярные занятия. Приходится заниматься раз от раза. Семья эвакуировалась из ДНР два года назад и пытается обустроиться в Сергиевом Посаде. Часть папиной зарплаты уходит на аренду квартиры. На остальные 70 000 рублей (вместе со всеми пособиями) нужно содержать семью с двумя детьми (3-летним Андрюшей и 13-летним Никитой).
Чтобы Андрюша мог целый год трижды в неделю заниматься с сурдопедагогом в ДЦ «Пути к успеху» Сергиева Посада, нужно заплатить 230 400 рублей. Стоимость одного занятия – 1600 рублей. Самой семье такую сумму не потянуть. Поможем им вместе?
Текст: Софья БАКАЛЕЕВА
Фото: Павел СМЕРТИН
Опубликовано 31.01.2025
Как расходуются средства
Мы полностью направляем на помощь людям все ваши пожертвования, перечисленные на просьбы о помощи. Из суммы вашего перевода вычитается только комиссия платежных систем, которые обслуживают денежные переводы и обеспечивают безопасность ваших данных.