Прообразом иконы «Знамение» считается древняя катакомбная Оранта, — образ самой Церкви, молящейся за мир

Знамение Пресвятой Богородицы. Современная фреска. Фрагмент. ИЗображение с сайта wikimedia.org

Никаких «чудес»

Появлению образа Божией Матери «Знамение», несмотря на название, вовсе не предшествовало «чудо», необыкновенность, которые можно было бы потом занести в предание.

Но эта икона, одна из древнейших, считается самой «богословской» иконой Богородицы и наполнена ключевыми христианскими смыслами.

Христос внутри нас

Молящаяся Богородица. Кубикула (спальная комната) Велато в катакомбах Присцилы. Рим. 1-2 в. Изображение с сайта familiam.org

Почему же «Знамение»? Искусствовед Ирина Языкова говорит об иконе «Знамения» как «о внутренней Марии, в недрах Которой Духом Святым зачинается Богочеловек». Мария «предвозвещает всем Христа», как поется в тропаре на праздник Введения Девы Марии во храм.

Но, по святоотеческой мысли, такое «рождение Христа» в сердце человека, рождение Царства Небесного, «которое внутри нас» или, по словам св. Серафима Саровского, стяжание Духа Святаго — есть цель христианской жизни.

И так показывает это символически икона «Знамение»: Христос, воплощаясь от Девы Марии, освящает человеческую плоть, и человек становится «храмом Бога Живаго».

Душа человека, очистившись от греха, должна приготовить себя для встречи Бога, для принятия Бога. И Матерь Божия показывает путь.  В этом – первое знамение иконы.

«Эммануил значит — с нами Бог»

Оранта. Ярославль, 13 век. Изображение с сайта wikimedia.org

Богородица на иконе изображена с воздетыми к небу руками – знак молитвы и заступничества. Изображенный в круге Младенец-Христос – центр жизни Богородицы, но и центр всего, Альфа и Омега. Но не просто центр.

Здесь исполняется пророчество Исайи: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог». И это тоже знамение для людей – Бог воплотился, пришел в мир людей, Бог стал человеком, чтобы человек стал богом.

Образ Божией Матери «Знамение» связывают с образом Оранты (Молящейся), встречаемый в катакомбных изображениях уже с 1-4 веков, а также с Божией Матерью Влахернской, изображенной с покровом и молящейся о всем мире. Эти образы считались в Византии олицетворением самой Церкви.

Именно изображение Богородицы «Знамение» переносили на главные церковные печати, печати монастырей и храмов, оно часто встречается в Панагиях (Панагия по греч. «Всесвятая») – Богородичной литургической просфоре, из которой вынимают частичку в честь Божией Матери; и знаке архиерейского достоинства – крупном медальоне на цепочке, надеваемой поверх облачения.

Наконец, история

Фрагмент иконы 15 века «Чудо от иконы Знамение». Изображение с сайта amsmolich.livejournal.com

И все же с иконой «Знамение» связана одна остросюжетная быль, а с ней и день иконы – 10 декабря по новому стилю. Эти события сохранила Новгородская новая летопись: «новгородцы одолели суздальцев «силою крестною и святою Богородицею».

В 1170 году, времени междоусобиц на Руси, вставало княжество на княжество. На Новгород двинулись суздальцы под предводительством сына суздальского князя Андрея Боголюбского (позже прославленного во святых).

Суздальцы подошли к стенам Новгорода. Новгородцы молились, прося Господа сохранить их город, суздальцы молились, прося Господа взять город.

На третью ночь осады архиепископ Новгородский услышал необыкновенный голос, велящий взять из Церкви Преображения Господня на Ильиной улице образ Богородицы и вынести его крестным ходом на городскую стену.

Когда икону переносили, суздальцы послали множество стрел, и одна попала в изображенный на иконе пречистый лик Богоматери.

Из глаз Богородицы потекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. Чудесное знамение привело суздальцев в ужас и смятение: они начали бороться сами с собой, и победа досталась новгородцам.

Архиепископ Илия в память чудесного явления воли Божией Матери и избавления города немедля установил праздник в честь иконы Божией Матери. Правда, называться «Знамением» она стала лишь с 17 века.

Фрагмент иконы 15 века «Чудо от иконы Знамение». Изображение с сайта amsmolich.livejournal.com

Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя, / мир отечеству нашему даруй // и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Приидите вернии, светло да празднуем / всечестнаго образа Богоматере чудное явление / и от того благодать почерпающе, / первообразней умильно возопиим: // радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.