Штрафы за попрошайничество и за подаяние — борьба с «беззащитным следствием», а не с причиной проблемы — беззаконием, уверена Анна Федотова, активист православного народного движения «Курский вокзал. Бездомные. Дети»

Штрафы за попрошайничество и за подаяние — борьба с «беззащитным следствием», а не с причиной проблемы — беззаконием, уверена Анна Федотова, активист православного народного движения «Курский вокзал. Бездомные. Дети».

В Мосгордуму внесен законопроект, устанавливающий штрафы до 5 тысяч рублей для нищих в метрополитене и в 25-метровой зоне вокруг станций подземки. Проект поправок к столичному Кодексу об административных правонарушениях внес глава комиссии по законодательству столичного парламента Александр Семенников.

В 2014 году подобный законопроект предлагали представители главного управления МВД России. МВД намеревалось выделить попрошайничество в отдельный состав административного правонарушения в московском КоАП и установить штрафы за него в сумме от 2,5 до 5 тысяч рублей.

Для борьбы с попрошайничеством уже есть законы

Первый вопрос: что такое попрошайничество и кто им занимается. Цыгане, люди с детьми, старики и инвалиды, а также мошенники, которые используют этих беззащитных людей для заработка. Но мошенничество и вовлечение в попрошайничество — это другая область юриспруденции — не административный, а уголовный кодекс.

Для того, чтобы привлекать к ответственности попрошаек с детьми (а это статья 151 УК РФ — вовлечение несовершеннолетнего в попрошайничество, даже если ребенок родной и документы в наличии — тогда статья 156 УК РФ), тех, кто использует бабушек и инвалидов, уже есть правовая база. Даже для тех, кто использует животных в выпрашивании денег, уже есть статья 245 в УК РФ о жестоком обращении с животными. Просто всего этого не делается. Бездомные рассказывают, что местные патрульные берут «штраф» и так, только кладут его к себе в карман. Новый закон — не для борьбы с этими преступниками.

Те, кто попрошайничает профессионально, найдут способы обойти новые ограничения. Те, кто действительно оказался в нужде, будут служить для выполнения плана по административным взысканиям. И никогда в жизни бездомный не докажет, что он не просил милостыни, даже если он ее не просил. Один наш подопечный был очень удивлен, когда его заставили подписать акт о том, что он нецензурно выражался в адрес президента России. Это ведь не уголовщина — никакого суда, никакой огласки. Как акт составят, так и будет.

Репрессии вместо помощи

Также милостыню просят люди, попавшие в беду. Возникает вопрос: если человек просит в интернете помочь на операцию — он попрошайка? Или мы просто хотим убрать попрошаек и бездомных с улиц перед чемпионатом по футболу?

Репрессивные меры к гражданскому населению имеют хоть какое-то оправдание только тогда, когда все остальные институты помощи человеку в кризисной ситуации хорошо работают и доступны. Тогда, при отлаженной социалке, можно оправдать, например, написанный в советское время закон об изъятии детей из неблагополучных семей.

Наказывая людей, предоставляют ли им альтернативу? Против бездомных пишут репрессивные законы, но не пишут о профилактике, ресоциализации, доступных и эффективных методах помощи. То же и с теми, кто просит милостыню, попав в тяжелую ситуацию. Что для них делается, кроме штрафов?

Мне нередко говорят, что отделения УФМС отправляют людей, утерявших документы, в центр социальной адаптации или по месту последней прописки. Отказывать в восстановлении документов по месту обращения — это должностное преступление, есть приказ номер 1105 — за два месяца паспорт должны восстановить где угодно. Конечно, без паспорта человек не устроится на работу и будет попрошайничать, но накажут не работника УФМС, а того, кого видно на улице и кто слабее. В случае отказа должен быть письменный ответ: например, о том, что по запросу не удалось подтвердить гражданство человека.

Что смущает законотворцев? Что милостыня не облагается налогом? Если я дала другу денег на лечение — я совершила преступление? Это что, военный коммунизм? Убираем калек на Валаам с глаз долой? Старик просит милостыню на лекарства — да, давайте оштрафуем его, а не тех, кто сделал такой дорогой нашу «бесплатную» медицину. Это перевернутые причинно-следственные связи. Борются с беззащитным следствием, а не с сильной причиной. Основная причина бездомности и попрошайничества — беззаконие.

Психологический слом на паперти

Попав в тяжелую ситуацию, человек может и привыкнуть просить милостыню. У нас бывает проще протянуть руку к добрым людям, чем добиться от государства нового паспорта и восстановления прав, доказать чиновникам, что ты человек. Человек в кризисной ситуации хочет выжить — и идет по пути наименьшего сопротивления.

На самом деле протянуть руку за подаянием психологически не так уж просто. Один 20-летний парень подробно описывал мне свои чувства, когда он первый раз встал на паперти. Это психологический барьер, слом, особенно для мужчины. Даже взять бесплатную тарелку супа в первый раз — это серьезный шаг для человека. Иногда видно, какой дискомфорт ощущают люди, когда их бесплатно кормят.


Творожников И.И. У церкви. Фрагмент.

Наша Надя Монетова, ежегодную премию имени которой мы теперь вручаем, тоже пришла к храму просить милостыни. Она тогда осталась одна без работы с двумя детьми, была в отчаянии, и ей помогли. Я знаю и другие семьи, которые были вынуждены в черный день ехать в большой город и просить помощи на паперти, а потом выправились, нашли работу.

Они самые бесправные и самые уязвимые: им вовремя не оказали помощь, они втянулись в попрошайничество, на них будут копиться штрафы, ведь они не смогут заплатить эти пять тысяч рублей, и когда они встретятся с правоохранительными органами, у них усугубятся проблемы. За неуплату штрафа тоже будут санкции: пошел с сумой — в долгой перспективе еще и посадили в тюрьму.

Раздавать милостыню – естественно для человека

Запретить подавать милостыню в государстве, где исторически основная религия Православие — это абсурд. В исламе также принято раздавать милостыню. Это естественно для человека. Это аксиома. Ошибался ли Христос, когда говорил: «Нищих всегда имеете с собою, и когда хотите, можете им благотворить»? Если это «всегда» заканчивается, это значит — заканчиваются наши времена… Все православные святые на небесах в ужасе, я уверена.

Винить только инициаторов репрессий тоже глупо, ведь мы сами звоним в полицию и говорим «у нас в подъезде греется бомж, уберите ЭТО». Мы не хотим, чтобы бездомные были грязные, но вместо того, чтобы делать для них доступными мытье, стирку, нормальный туалет, мы их же в этом обвиняем. Это у нас в головах перепутаны причинно-следственные связи. Поэтому инициаторы этого безобразия всего лишь выполняют наш социальный заказ. Ведь видеть нищего на улице — это стресс, это ненормально, и мы стремимся, чтобы этого не было.

Но вместо помощи, для того чтобы этого не было, — одни репрессии, потому что так проще. А ведь есть простой закон, тоже сформулированный Христом: не делай другому того, чего себе не желаешь. Каждый из нас может оказаться в беде, и хотим ли мы, чтобы нам именно так помогли в этом случае?

Также на тему:
Попрошайки в Москве: кто они, и что с ними делать?

Просящие милостыню: живая икона или правонарушители?