Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Родительский комитет собрал полмиллиона: куда тратят эти деньги, и можно ли не сдавать на нужды класса

Мы решили узнать, на что каждый учебный год уходят сотни тысяч рублей и можно ли законно отказаться от поборов в родительских чатах

Коллаж

Каждый год накануне 1 сентября оживают заснувшие на лето родительские чаты. Главный вопрос в них звучит уже привычно: сколько денег в этом году сдаем? Суммы варьируются от тысячи до 10 000 рублей, средний взнос 3000–5000 рублей, именно столько нужно закладывать в школьный бюджет российским родителям в 2025 году. Цели – самые разные: учебные пособия, канцелярка и бытовые товары вроде одноразовых стаканов, салфеток и туалетной бумаги, цветы и подарки учителям, подарки детям.

На шторы и ремонт класса, к счастью, сдавать уже не просят. Это, впрочем, почти не влияет на суммы сборов: родители признаются, что после 23 февраля и 8 марта приходится скидываться вновь, до конца года средств просто не хватает.

Мы поговорили с представителями родительских комитетов, а также с мамами и папами, которые охотно сдают «на нужды класса» и которые принципиально против таких сборов. А заодно узнали у юриста, законно ли это, а у психолога – почему в школе мы до сих пор продолжаем действовать по привычным и удобным схемам.

Куда уходят деньги

«У нас потрясающий родком. Он за год так ни разу ни за что и не отчитался. 30 детей, и на каждого сдавали по 7000 рублей, – рассказывает 43-летняя Людмила. – И никто даже спросить не посмел: а куда, собственно, ушли эти 210 000 рублей. Ни одного чека нет. Дочка закончила первый класс».

«Закон не регулирует прямо этот вопрос. Но на практике родительский комитет обычно ведет учет собранных средств и расходов, а также уведомляет по этим вопросам родителей класса, скидывая чеки», – комментирует Анна Швабауэр, кандидат юридических наук, член экспертно-консультативного совета по вопросам семейного права Совета Федерации, эксперт Общественного уполномоченного по защите семьи.

Еще одна мама, 36-летняя Ксения, удивляется, что, хотя в их классе никто не тратится налево, денег никогда и ни на что не хватает. Все время приходится добирать после 23 февраля и 8 марта. Причина, по ее мнению, не какие-то мошеннические схемы: просто многое покупается зря и вообще в итоге оказывается лишним. Ради интереса женщина взяла и подсчитала, сколько средств ушло за год на потребности класса. Свела дебет с кредитом и ужаснулась. «В общей сложности вместе с экскурсиями в классе за год мы собрали под полмиллиона точно», – Ксения подкрепляет свой комментарий скринами табличек расходов.

К примеру, за цветы классной руководительнице на 1 сентября родком отдал 6500 рублей. За участие класса в олимпиадах – 3500 (а олимпиад за год может быть несколько). За адвент-календари на каждого ребенка – 12 000 рублей, плюс еще 4000 за светодиодную ленту на окно к Новому году. На подарки детям к дням рождения – 70 000 рублей на 28 человек, то есть по 2500 на каждого.

Наиболее необычная трата (дело происходило в Петербурге) – это букеты на Пискаревское кладбище в рамках военно-патриотического воспитания, букет вышел даже дешевле, чем на 1 сентября классной руководительнице, 4000 рублей.

Не более 3000 рублей на подарок учителю от всего класса

Коллаж

«В 4-м классе был выпускной, так планировалось дарить порядка 15 000–20 000 рублей учителю. В итоге отдали сертификат в конверте, сколько там было я не знаю, – рассказывает Наталья, мама пятиклассника. – На подарок классному руководителю закладывали 7000 рублей».

Во сколько обойдется день рождения классного руководителя и как следует поздравлять его же с Новым годом, 23 февраля или 8 марта? Нужно ли одаривать по этому же поводу остальной педсостав? А если подарок вышел слишком дорогой, не получится ли, что это уже не совсем подарок, а взятка?

«Работникам образовательных организаций действительно запрещается получать подарки от обучающихся, а также их родителей, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 руб. (ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации), – подчеркивает юрист Анна Швабауэр. – В этой связи для обоснования законности подарка есть смысл сохранить документ, подтверждающий его стоимость. Под обычными подарками, как правило, понимаются цветы, конфеты, книги и т.п. Вопрос дарения обычных подарков учителям остается на усмотрение родителей. Принуждения здесь быть не может».

Вопрос с подарками учителям в каждом классе решается индивидуально. В основном, конечно, дарят – такова традиция. Впрочем, играет роль и отношение к конкретному педагогу.

«У меня 4 детей, и я более 17 лет состою в родительском комитете, – рассказывает Анастасия. – Сейчас двое из моих детей ходят в школу. Один в четвертый класс перешел, другой – во второй». По ее словам, в первом случае им не повезло с учителем. Та больше занимается продвижением «Сферума», участием в онлайн-голосованиях, викторинах и т.д. «Родителей это не устраивает, и поэтому подарки от класса ей не дарим, так как родители не хотят скидываться, а я не заставляю», – объясняет Анастасия. Зато вторая учительница, с ее слов, смогла сразу же подружить всех детей, всегда прислушивается к ним, дает знания и за каждого ребенка стоит горой. «И именно от родителей происходит инициатива о подарках ей. Еще за месяц до события мамы и папы сами напоминают, чтобы я начала сбор средств», – рассказывает женщина.

Рабочая тетрадь Шредингера

Помимо подарков скидываться иногда приходится и на учебные пособия. И вот тут есть некоторые тонкости.

«По Закону об образовании обучающимся государственных (муниципальных) школ бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники, учебные пособия, учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. Поэтому закон не предполагает, что родители будут дарить школе учебные пособия», – напоминает юрист Анна Швабауэр.

Но если с учебниками, которые школа, купив, может использовать многократно, все ясно, то с различными рабочими тетрадями, сборниками тестов и так далее возникают сложности. Товар этот «одноразовый» – после того, как ребенок выполнит в нем задания, рабочую тетрадь остается лишь выбросить, воспользоваться ею вторично уже не получится. Этим школа часто и объясняет необходимость закупать дополнительные пособия за счет родителей. Но оказывается, это незаконно.

Учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания должны предоставляться школьникам бесплатно и закупаться за счет бюджетных средств – об этом, в частности, говорит статья 35 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». При этом рабочая тетрадь, согласно ГОСТ 7.60-2003 и СанПин 2.4.7.1166 – 02 является учебным пособием.

Впрочем, есть один нюанс, которым и пользуется школа. Если рабочая тетрадь не включена в учебную программу, не используется в классе, а только дома, для выполнения домашнего задания, формально школа не обязана закупать этот вид пособий за бюджетные средства. Но в случае использования рабочих тетрадей в образовательном процессе они приказом директора должны быть включены в список методической литературы образовательной программы, что в свою очередь является правовым основанием для закупки рабочих тетрадей за бюджетные средства.

В общем, с рабочими тетрадями и сборниками тестов получается парадокс наподобие всем известного кота Шредингера – они как бы есть, но их на самом деле нет. Зато есть средства, которые собирает родительский комитет.

Навязанные траты: театры, экскурсии и запасные карандаши

Коллаж

Многие мамы возмущаются, что в середине года им фактически навязывают дополнительные траты в виде посещения музеев и картинных галерей, каких-то экскурсий. Часто всего этого родители не хотят, но не знают, как отказаться.

«У нас есть педагог, который ведет предмет «Основы религиозных культур и светской этики», она проводила экскурсии по Петербургу, и это считалось уроком, – рассказывает Анастасия. – Но через какое-то время выяснилось, что ее за это следует денежно отблагодарить. Я задавала вопрос: если мы едем вместо уроков, если это не наша инициатива, а инициатива школы, то почему мы должны платить? Но все равно пришлось отдать 5000 рублей от класса, плюс оплату автобуса».

Решением данной проблемы может быть отдельный сбор – как правило, так и поступают родительские комитеты, когда просят сдавать разово на разного рода внеклассные мероприятия, не смешивая эти расходы с «общей кассой».

Однако иногда возмущение родителей может возникнуть и по поводу более мелких трат. Например, часто средства сдают для того, чтобы закупить для всего класса одинаковые тетради, а также канцелярию – карандаши, ручки, иногда даже цветную бумагу и краски – для тех учеников, которые сломали или забыли нужное дома. Получается в некотором роде двойная трата, и это тоже вызывает споры: «Не понимаю, зачем покупать в школу дополнительные краски, тетради и прочее. Кто забыл – сам виноват, так и не научится собираться дома, если все в школе выдадут», – возмущается одна из таких мам, Елена.

Не быть белой вороной: почему большинство родителей продолжают нехотя сдавать деньги

Собственно, тех, кто возмущается, всегда достаточно в любом классе. Есть три типа родителей. Первые, не самые многочисленные, зато самые активные: «сдаем, сколько скажут, и без лишних вопросов». Вторые также активные, но в противоположном ключе: они против любых трат. А вот третьи пассивны и готовы примкнуть к тем, чье мнение в споре в итоге перевесит.

Мы опросили несколько десятков мам, и в целом выяснилось, что 40% охотно собирают деньги на подарки и легко их сдают, 32% собирают всем классом, но сдают лениво и нехотя, 21% предпочитают дарить подарки сами и только тем педагогам, которые им нравятся. А 7% (та самая пассивная и не присоединившаяся ни к кому масса) отказываются вникать в эти вопросы вовсе.

«В нашем классе одна только мама категорически против подарков учителям, и она не сдает. Хотя до шестого класса спокойно сдавала. Почему, не знаем. Но ее никто не заставляет», – делится москвичка Ольга, мама шестиклассника-кадета.

Мария категорически против любых трат, но считает, что это система, с которой почти невозможно бороться и победить. Поэтому деньги сдает просто, чтобы быть как все и не выглядеть белой вороной: «Сборы, поборы, подарки. Систему уже не поломать, не погнуть, не изменить. Слишком много тех, кто за. Есть те, кто просто не хочет спорить, – объясняет Мария свою позицию. – Или принимаешь, или ты не такой, как все».

«Для участия в подобных мероприятиях человеком могут двигать мотивы, никак не связанные с ребенком. Это может быть и желание выглядеть хорошим в глазах окружающих, и желание предъявить благосостояние своей семьи. Сколько людей, столько и причин», – объясняет Антон Кузьиных, детский психолог и специалист по терапии созависимого поведения.

Главное, что стоит помнить: статус родительских комитетов в российском законодательстве закреплен официально в законе «Об образовании в РФ», где прямо указано, что в школе могут создаваться советы родителей, чтобы их мнение учитывалось в вопросах управления образовательной организацией и при принятии локальных актов. Однако если родительский комитет внезапно начал сборы на вещи, вовсе не связанные с образовательным процессом – например, детям дует из окон и надо поменять раму, то в данном случае это повод заинтересоваться, что происходит в классе, проверяющим органам: Рособрнадзору и прокуратуре.

Коллажи Дмитрия ПЕТРОВА

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем файлы cookie и метрические программы. Что это значит?

Согласен