Работным домом называлось учреждение для неимущих, нищих, бездомных, где им предоставляли оплачиваемую работу, обеспечивая пищей, одеждой и ночлегом. В принципе начинание было благим – не просто избавить город от нищих и бездомных и не просто помогать им единовременной благотворительной мерой, но и дать им, кроме крыши над головой, одежды и пропитания, насущную работу, которая принесла бы им заработок, дать возможность честно заработать собственным трудом. Предоставление работы с гарантированным заработком – вот основная идея работного дома, отличавшая его от тюрем, приютов и богаделен, учитывая то, что это было заведение для нищих и бездомных людей, живших исключительно уличным подаянием, которым найти гарантированно оплачиваемую работу, даже самую грубую, практически шансов не было. В работном же доме предполагалось поступление самых разнообразных заказов на работу из города.
На Западе работные дома были довольно суровым учреждением с принудительным характером, их называли «бастилиями для бедных», и с ними как с социальным явлением безуспешно боролись Французская революция. В России же учредительницей первого работного дома стала просвещенная императрица Екатерина II, хотя «здоровые лентяи», то есть трудоспособные нищие, беспокоили и Ивана Грозного, и Алексея Михайловича, и особенно Петра I, страстно желавшего освободить город от нищих и привлечь здоровых к труду, а больных отправить в богадельни. Причиной создания первого работного дома стала новая екатерининская политика в области общественного призрения, ознаменовавшая переход от подаяния к предоставлению заработка: запретив в 1762 году нищим просить милостыню, государство со своей стороны предложило им работный дом в качестве средства выживания. Еще английский мыслитель Локк утверждал, что «истинная и правильная помощь бедным заключается в доставлении работы тем, кто ее не имеет».
О том просили и сами жители Москвы в наказе в Уложенную комиссию 1767 года: учредить работный дом, или «дом исправления», для «подлого народа», и определять в него на казенную работу всех «бесчувственно напившихся» и «на улице найденных». Говорят, что так дворяне и купцы хотели заиметь дешевую рабочую силу для крайне неблагородных и тяжелых работ, требующих грубого физического труда. Это заведение носило бы исправительный, воспитательный характер для принудительно заключенных, дабы отучить их от бродяжничества, но в то же время предоставляло бы им заработанные деньги на жизнь.
В 1775 году Екатерина II приказала учредить Приказ общественного призрения – государственный орган опеки, занимавшийся вопросами бедных и нищих. И инициатива власти, и почин общественности привели к появлению указа от 12 августа 1775 года об учреждении работных домов для «молодых ленивцев», праздношатающихся и просящих милостыню, чтобы получали пропитание собственной работой. Работный дом в Москве учреждался под ведомством полиции, и за него отвечал лично московский обер-полицмейстер Архаров. Принимались же в него, во-первых, «совершенно убогие», но «кои работать могут», забираемые полицией с улиц за прошение милостыни и пьянство, и, во-вторых, те, которые «сами добровольно приходят», желая честно заработать, но не имея для того иной возможности.
Первый работный дом открылся в октябре 1777 года. Тогда он был территориально раздельным: мужчин разместили за Сухаревой башней, в бывшем карантинном доме, оставшимся со времен чумной эпидемии, а для женщин (к коим относились и «распутные») отвели Андреевский монастырь на Воробьевых горах. На их содержание выделили по три копейки в день на человека плюс плата за работу: женщины занимались прядильным делом на нужды Адмиралтейства, а мужчины были заняты на тяжелых физических работах – зимой заготавливали дрова и камень для казенных и частных построек, летом работали на кирпичных заводах и на земляных работах.
Этого явно было недостаточно для Москвы. В голодные годы и каждую зиму сюда стекались тысячи бродяг в поисках пропитания и работы. В старых работных домах не хватало мест. И тогда в 1836 году на пожертвование купца Чижова у князя Юсупова выкупили для города его большой и просторный дом в Большом Харитоньевском, 24, где уже помещался приют для бедных. В 1837 году в нем и открылся московский городской работный дом для предоставления заработка как для добровольно приходящих, так и для профессиональных нищих и бездомных бродяг, задержанных полицией и помещаемых принудительно на определенный срок. Он получил прозвище «Юсупов работный дом», хотя никакого отношения, кроме истории, более к Юсуповым не имел.
Юсупов работный дом в Харитониевском переулке
В том же 1838 году был создан Московский комитет по разбору дел о просящих милостыню, в ведение которого перешел городской работный дом. Отметим, что одной из главнейших целей работного дома была борьба именно с профессиональными нищими, то есть избравшими уличное прошение милостыни своим главным промыслом. Опасность этого социального явления крылась в том, что отсюда наиболее часто происходило детское попрошайничество и беспризорность. Уже младенцев профессиональные нищие выносили на уличный заработок, потом водили с собой и подросших детей – таким подавали больше. Один мальчик из работного дома вспоминал, что когда умерла его двухлетняя сестра, положение в семье сильно ухудшилось, а до того было вполне благополучным. Потом такие дети часто бросали родителей и подавались на самостоятельную нищенскую стезю. Им тоже нашлось место в московском работном доме, где они даже обучались грамоте и ремеслу, хотя бывали и нетрудоспособные дети.
Комната в детском отделении
Разбор нищих городским присутствием
Типы добровольцев. 1. Женщина с ребенком. 2. Пожилой человек. 3. Безработный, явившийся из деревни. 4 и 5. Обленившиеся. 6. Алкоголик. 7. Подросток
Типы лиц, доставленных полицией за прошение милостыни: 1. Престарелый. 2. Калека. 3. Профессионалист-подросток. 4. Старик. 5. Профессионалист-престарелый. 6. Неизлечимо больной. 7. Калека. 8. Интеллигентный пролетарий. 9. Профессионал среднего возраста. 10. Женщина с ребенком. 11. Бесприютный мальчик. 12. Старуха
В 1893 году Комитет по делам нищих был упразднен и работный дом перешел в ведение Московского городского общественного управления – теперь им занималось Городское присутствие по разбору и призрению нищих. Начались активные и солидные пожертвования благотворителей в пользу работного дома, в их числе был и П. М. Третьяков. Да и городских работ в капиталистической Москве прибавилось: разборка свалок, стройки, ремонт зданий, уборка снега с железнодорожных путей были самыми крупными заказами с гарантированной оплатой.
В работном доме определилось два вида работ – на одних использовали дешевый неквалифицированный труд как вне дома, так и в его мастерских: клейка коробок, нашивка пуговиц, плетение корзин. Для других требовался профессиональный труд со знанием ремесла, в слесарных, кузнечных, столярных, сапожных мастерских, лучше оплачиваемый. Если в пуговичной мастерской заработок составлял 6 копеек в день, то в кузнечно-слесарной он доходил до 72 копеек. Число работников возросло настолько, что уже в 1897 году при работном доме было открыто отделение в Сокольниках с собственной домовой церковью в честь Рождества Иоанна Предтечи, устроенной на средства благотворительницы О. А. Титовой. Тогда же была полностью поновлена и Спасская церковь, но ее клир оставался малочисленным.
Главное здание Сокольнического отделения
Спальня в главном здании Сокольнического отделения
Партия призреваемых, снаряженных на работу
Работа призреваемых на свалке нечистот
Слесарная мастерская
Кузнечная мастерская
Столярная мастерская
Сапожная мастерская
Коробочная мастерская
Корзиночно-мебельная мастерская
Мужская палата в отделении для не способных к труду
Зал Сокольнического отделения
Потом явилась идея разделить работный дом на два отдельных учреждения – дом трудолюбия для добровольцев и работный дом для лиц, приводимых полицией. И все же работный дом в Большом Харитоньевском вместе со своей домовой Спасской церковью просуществовал до Октябрьской революции.
Елена Лебедева
Фото: Храмы России/Альбом Московского городского Работного дома