Тревожиться приходилось каждому из нас. Это чувство, которое возникает, когда мы предполагаем, что здоровью, безопасности или материальному положению нас или наших близких что-то угрожает.
Совсем не обязательно это должна быть реальная, известная нам угроза. Например, встревоженный родитель может не знать причину того, что его ребенок, которому уже пора вернуться из школы, задерживается на 30–40 минут, однако наряду с вероятными безопасными причинами (его задержал учитель, кто-то из друзей увлек его игрой на школьной площадке), в голову приходят и опасные (а вдруг его сбила машина?). Все это в наше время обостряется наличием у ребенка мобильного телефона, который может звонить в портфеле долго и упорно, пока он бегает с мячом по футбольному полю, поощряемый криками друзей.
Тревожиться будет почти каждый, но вот тревожная личность скорее нарисует себе ужасную картину, нежели безобидную, а когда все разрешится благополучно, она не сразу восстановит эмоциональный баланс и, весьма вероятно, отругает свое «эгоистичное» чадо.
Несмотря на то, что тревожная ситуация возникла по причине вполне безобидной, человек, склонный моментально представлять себе всякого рода опасности, при ее повторении не сможет успокоить себя тем, что в прошлый раз отсутствие ребенка не было связано ни с какой бедой. Его воображение снова нарисует похитителей, нетрезвых водителей или переломы конечностей.
Интересный факт: не так давно ученые университетов Милана и Трента при помощи МРТ обнаружили, что у людей, испытывающих тревогу как временное и проходящее состояние, и тревожных личностей есть некоторые структурные различия отдельных участков мозга (варианты в рамках нормы), а также у них по-разному активируются определенные нейронные контуры мозга. В исследовании приняли участие 42 взрослых, это не так много, чтобы сделать окончательные выводы, однако достаточно, чтобы продолжать исследования в этом направлении.
Черта личности или расстройство?
Разницу между ними легче всего продемонстрировать на примере сказки братьев Гримм «Умная Эльза». Ее героиню родители послали в погреб за пивом, чтобы угостить Ганса, который пришел к ней свататься.
«Пока пиво в кружку бежало, стала она по сторонам глазеть и увидела над собою мотыгу, которую каменщики по забывчивости там оставили… И вот начала умная Эльза плакать и приговаривать: «Коли я за Ганса выйду замуж, да родится у нас ребенок, да повырастет, да пошлем мы его на погреб пива нацедить, да упадет ему на голову эта мотыга, да пришибет его до смерти!»
Можно смело диагностировать у Эльзы тревожное расстройство, потому что расстраивается она не из-за какой-то реальной угрозы, а из-за события, которое она полностью выдумала сама. Это заходит куда дальше тревог родителей задерживающегося ребенка, так как они, по крайней мере, в качестве отправной точки имеют нарушение привычного хода вещей.
А вот люди с тревожным расстройством личности ведут себя, как героиня братьев Гримм: негативные события, угрозы, вероятность которых может быть настолько мала, что ею можно пренебречь, завладевают их воображением и вызывают эмоциональное смятение.
Очень часто такой человек стремится все контролировать и дома, и на работе и боится хоть что-то перепоручить другому, а если поручил, то все равно обязательно проконтролирует все этапы исполнения.
Дети таких родителей нередко сами вырастают в чрезвычайно тревожных взрослых, потому что с малых лет их приучили к тому, что все должно делаться точно, в определенное время, без отступлений от режима и графика, и малейшее нарушение такого порядка вызывает у них страх и панику.
Когда пора думать о том, чтобы обратиться к врачу?

Тревожные расстройства многолики. Это генерализованное тревожное расстройство, паническое расстройство, социальное тревожное расстройство и специфические фобии (например, агарофобия – боязнь большого открытого пространства), обсессивно-компульсивное расстройство.
Каждое имеет свои специфические особенности, однако у них есть одна очень важная сходная черта. При всех тревожных расстройствах наблюдается глубоко субъективное восприятие ситуации, склонность преувеличивать значимость негативных событий, ожидать наихудшего развития сценария, невозможность переключить внимание с тревожащего объекта на что-то иное.
Давайте перечислим те признаки, которые являются сигналами того, что человеку пора обращаться к врачу:
- чувство беспричинного беспокойства, которое сопровождает человека ежедневно;
- тревога мешает жить, заставляя человека что-то делать (например, постоянно мыть руки из-за страха получить инфекцию) и чего-то не делать (по той же причине не идти в гости);
- навязчивые страхи и опасения, причем касающиеся событий, вероятность которых невысока или даже низка (не буду купаться в море, вдруг утону?);
- физические симптомы: учащение пульса, внутренний тремор, потливость, ощущение сдавленности в грудной клетке, головные боли, головокружение, приступы тошноты или проблемы с пищеварением, – эти симптомы могут беспокоить при тревожном расстройстве в разных комбинациях;
- чувство усталости и апатии, вызванное изматывающей тревогой.
Имейте в виду, что для борьбы с тревожным расстройством современная медицина обладает достаточным арсеналом средств, как медикаментозных, так и психотерапевтических, поэтому если вы видите, что вам или вашему близкому нужна помощь, обязательно за ней обратитесь.
Некоторые черты личности предрасполагают к тревожному расстройству

Как говорят ученые – а на эту тему немало исследований – прежде всего, это невротизм.
Люди делятся на психотипы, один из которых – невротик. Так психологи называют человека с повышенной эмоциональной чувствительностью, склонностью к тревожности, стрессам и низкой самооценкой. Невротизм – это не болезнь, а черта личности, она не требует лечения сама по себе, однако она делает человека более предрасположенным к тревожному расстройству.
Также к тревожному расстройству больше склонен интроверт, нежели экстраверт. Это человек, который предпочитает проводить время в одиночестве или в узком кругу близких людей, а не в шумных компаниях или в центре внимания. Он черпает энергию из уединения и самоанализа, в то время как экстраверт получает ее от общения и внешних стимулов.
С интроверсией связаны еще два качества, которые являются, по сути, фундаментом для развития тревожного расстройства. Во-первых, это стремление к постоянным размышлениям, внутренним монологам и диалогам о каких-то негативных ситуациях или сторонах жизни, во-вторых, постоянное беспокойство, которое, к сожалению, может перерасти при определенных обстоятельствах во всепоглощающую тревогу.
Как ни странно, робость и застенчивость тоже могут способствовать развитию тревожности, особенно социальной, при которой человек боится выступать на публике, а со временем перестает и просто участвовать в разговорах, избегает компаний и публичных мероприятий.
Ей же может служить и такое, казалось бы, прекрасное качество, как сознательность. Сознательный человек принципиален, дисциплинирован, на него всегда можно положиться, потому что он к любому делу относится ответственно, все делает тщательно, причем независимо от того, рассчитывает он на вознаграждение за результат или нет.
У такого человека всегда высока планка требований к себе, и порой он оказывается в ситуации, когда ему нужно непременно достигнуть максимума, в то время как окружающих удовлетворили бы и гораздо более скромные результаты его труда. Это неизбежно связано с тревогой – а вдруг не получится? Сознательный человек будет переживать это как провал, даже если никому не придет в голову его упрекнуть.
Приходится признать, что клише «наши недостатки часто являются продолжением наших достоинств» имеет под собой серьезный фундамент. Для того, чтобы избежать перехода тонкой грани от нормы к болезни, давайте добавим к сознательности и дисциплинированности еще одно замечательное качество – осознанность, которая позволит нам понять, когда следует сказать себе «стоп». Именно этой способности не хватило умной Эльзе.
Источники:
Anxious Personality Traits: Perspectives from Basic Emotions and Neurotransmitters
Personality Traits Associated with Anxiety
Trait and state anxiety are mapped differently in the human brain
Коллажи Дмитрия ПЕТРОВА